Submitted by Татьяна Николаевна Стороженко on Wed, 08/06/2011 - 00:56
Тематическое планирование уроков литературы по РК
в 5 классе.
1, 2 Пословицы и поговорки народов Северного Кавказа. Сказки народов Северного Кавказа.
3. Из истории родного города (экскурсия в городской музей).
4,5. Герб города. Герб района. Герб края и России. Создание семейного герба (устное высказывание – представление)
6, 7. Моя родословная.
8. РР. Слово о маме (сочинение – миниатюра).
9. Знаменитые люди г. Новоалександровска (экскурсия в школьный музей).
10. Путешествие по родному городу « Памятники героям ВОВ».
Стихотворения наших земляков о войне.
11, 12. РР. Сочинение - миниатюра "С чего начинается Родина".
Методические рекомендации.
5 класс
В 5 классе на уроках литературы по РК, по нашему мнению, необходимо коснуться местного фольклора. Очень хорошо проходят уроки на основе творческих заданий. Например, расспросить близких о пословицах, поговорках и загадках; найти материал в библиотеке о фольклоре народов Северного Кавказа; проиллюстрировать казачьи пословицы и поговорки, которые желательно оформить в журналы, альманахи, чтобы ребята видели результат своего труда. В рамках внеурочной деятельности ребята с удовольствием выполняют творческие проекты и небольшие исследовательские работы, инсценируют литературный материал, готовят выставки рисунков.
Интересна для пятиклассников и тема «История родного города». Желательно проводить такие уроки в школьном (районном) музее или иметь иллюстративный материал по данной теме, который могут подготовить и сами ученики.
Очень результативна работа на занятиях, посвященных истории семей учеников (родословная, сочинения о маме, близких людях, друзьях, любимых животных).
Таким образом, вместе с учениками мы приходим к пониманию, что же такое Родина, к тому, что всё, связанное с ней, очень важно для человека, помогает научиться любить родной край, хорошо знать его историю, литературу, уметь видеть в окружающем прекрасное и уважать тех, кто рядом с тобой живёт.
Примерное поурочное планирование
уроков литературы по РК в 5 классе.
Урок 1,2. Пословицы и поговорки народов Северного Кавказа. Сказки народов Северного Кавказа.
Перед уроком даётся задание: поговорить с бабушками о том, какие они знают пословицы, поговорки о казаках. Записать старинные частушки, песни, детские считалки. Поговорить о том, какие народные праздники они помнят, которые традиционно отмечали в их семье. Хорошо, если ученики привыкнут весь найденный материал оформлять аккуратно на альбомных листах. Об этом учитель обязательно должен сказать. Показать работы учеников прошлых лет.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
План урока.
1. Орг. момент. Вступительное слово учителя.
Терминологическая работа. Вспомним, что обозначают термины: фольклор, жанр, пословица, поговорка, потешка, народная песня, загадка.
Фольклор – совокупность всех проявлений народного быта, верований, навыков, мастерства, привычек, поведения, обрядов.
Жанр – форма произведения.
Беседа по домашнему заданию. (Желательно проверить заранее, за несколько дней до урока. Напоминать, чтобы ребята приносили для проверки найденный материал).
Знакомство с материалами прошлых лет: выступления учеников, подготовленное выразительное чтение фольклорных текстов, показ инсценировок. (У учителя за несколько лет собирается очень интересный лингвистический материал по местному фольклору, творческие работы учеников. Мои ученики работали в научном обществе над следующими темами: «О чём пели наши прабабушки?», автор Куликова Ксения, «Особенности южнорусского говора», автор Фидий Ирина, «Казачий фольклор», автор Жирёнкина Лена, на протяжении 3 лет существовал фольклорный театр «Славянушка», в котором ребята инсценировали местные обряды).
Обрядовая поэзия ст. Новоалександровской (Из работы К.Куликовой)
Обрядовая поэзия – это произведения фольклора, которые возникли и исполнялись во время совершения обрядов. Свадебная песня записана со слов Рыжковой Н.Ф, 1930 г.р, коренной жительницы ст. Новоалександровской.
Свадебная песня. Рождественская песня.
Выди, дружко, в избу. У нашего пана,
Мы тебе давно ждали. Пана Ивана
Коврами двор слали. Садик посожен,
Чёрными соболями. Забор загорожен.
На дворе коня вкрали, Как по этому садику
Через Дон перемчали Божья мать ходила,
Скупые баяре. Сына спородила,
По сметням ходили, Дала ему имя
Черепушки сбирали, Святого Иисуса.
Девок одаряли. Радуйся, Боже,
Девки дружка били, Веселися, земля
Под печь закатили, Под Новый год.
Толкачами забили.
Частушки– четверостишья, которые пели по сопровождение гармошки или без аккомпанемента на посиделках или вечером на гулянье.
Едет трактор новенький, Толи дождик с неба сеет,
Тракторист молоденький. Толи снег летит ковром.
Я хотела ручку дать, Каждый вечер, как умеем,
Ему некогда стоять. Песни вместе мы поём.
В поле веете, в поле ветер. Ой, любовь моя –
От него рябая дрожь. Полынь горькая.
Без любви прожить бы можно. В любви не смелая,
Хлеба нет – не проживёшь. А в работе бойкая.
Старинная песня. (записана со слов Рыжковой Е.И, 1901 г.р)
Колечко моё, да позлачёное.
Я с милым дружком, да разлученная.
Ой, да он давал мне клятву тайную.
Ой, да целовал меня, да в губки алые…
Ой, да не целуй меня,
Ой, да не вгаваривай.
Ой, не хочешь любить – не обманывай.
Д/з: выучить наизусть то, что понравилось из представленного на уроке. Индивидуальные задания: рассказ о народных праздниках, инсценирование.
Урок №2.
Цели.
Познакомить с народными традициями, представленными в местном фольклоре.
Воспитывать интерес к русским народным традициям, к истории быта предков.
План урока.
1. Проверка д/з.
2. Беседа на тему «Что такое традиция?».
Какие русские народные праздники знаете? Какие народные праздники отмечают в вашей семье?
Знакомство с традиционными народными праздниками наших предков
( по выбору учителя): масленица, сороки - встреча весны, рождество, старинная свадьба и т.д. Выступления подготовленных учеников.
Сороки.
Это традиционный славянский праздник. Праздновали его и наши предки в ст. Новоалександровской. Но птиц не ловили, а потом отпускали (это описано в стихотворении А.С. Пушкина), а пекли мучные изделия в виде птицы. Испечённые кулики или сороки прятали в копнах сена для того, чтобы дети их искали. Утром женщины громко пели: «Кулики долой!». А дети отвечали:
«Весна – красна.
На чём пришла?
На жёрдочке,
На тросточке.
Кулики, долой!».
Урок №3. Из истории родного города (экскурсия в городской музей).
Цели:
Познакомить с историей родного города.
Развивать умение слушать и запоминать информацию. Развивать навыки конспектирования ( главные мысли, даты, имена собственные записать на доске).
Воспитывать интерес к истории родного города.
Если экскурсия не может состояться, расскажите об истории города. Покажите фотографии известных в городе зданий, можно провести викторину : «Что это за здание?». Можно зачитать интересные работы учащихся по истории города или познакомить с недавно вышедшей книгой об истории Новоалександровска.
Материалы из работы ученицы 10 класса Хмелевской С.
Районный центр (с 1924 г.) город Новоалександровск (с1971 г.), в прошлом – станица Ново-Александровская (с 1833 г.), имеет свой исток от поселения Александровского, основанного в 1804 г. на правобережном крутогорье степной речки Расшеватки. Первые партии крестьян-однодворцев по происхождению были из Курской губернии. Поселились они на постоянное местожительство под прикрытием Александровского редута, возведенного здесь в 1786 году кордонными солдатами и казаками. Располагался тот редут (крепостное деревянно-земляное укрепление) на месте нынешнего кладбищенского мемориала и прилегающих к нему улиц. А пикеты, т.е. отдельные сторожевые посты редута, были расположены по балке Грязнушке и правобережью реки Расшеватки.
По воспоминаниям Рыжковой Е.И. (1901 г.р.) у балки такое название было потому, что родник был заилён, а вот речку называли так потому, что у неё берега были в лазориках, как на расшитом рушнике.
Сорок семейств первопоселенцев возвели свои жилища турлучно-глинянного типа и земляночного типа у рвов и валов самого редута и трех смежных пикетных вышек. Отчетный формуляр командира Александровского редута в канцелярию Кавказской губернии за 1804 год небезынтересен и для современников, т.к. он содержит «пофамильный перечень глав семейств», поселившихся «с домочадцами» у редута в 1804 году. Вот эти фамилии: Аксеновы, Астанковы, Бакалины, Бороденковы, Валюховы, Григоровы, Гридчины, Гуляевы, Горовые, Дровалевы, Есины, Жилкины, Ковалевы, Коноваловы, Кириченковы, Кушнаревы, Колины, Кривцовы, Кадушкины, Ларины, Лобовы, Мещеряковы, Пановы, Рославцовы, Рыжковы, Сербины, Скосыревы, Сорокины, Сомовы, Толмачевы, Трофимовы, Труновы, Харченковы, Черкашины, Шитиковы, Щипиловы, Щадрины. Из других архивных данных явствует, что в 1805 и 1807 годах селение Александровское пополнилось еще 12 семействами из той же губернии. Среди них преобладали главы семейств «с домочадцами» нижепоименованных фамильных родов: Араловых, Волошиных, Глебовских, Евстратовых, Козлитиных, Курбатовых, Лысенковых, Меренянмных, Наныкиных, Погореловых, Пыхтиных, Смашных, Соловьевых, Щерлыкиных, Янковских. Нужно обратить особое внимание на лексику вышеназванных фамилий и на происхождение первопоселенцев. Согласно фундаментальному труду Владимира Андреевича Никонова «География фамилий», изданному в Москве в 1988 г., фамилии, имеющие форматы – их, ых – соответствуют фамилиям жителей селений, находящихся в верховьях рек Дона и Оки в треугольнике губернских городов того времени Курск – Орел – Воронеж. Следовательно, основателями селения Александровского (1804 г.), а с 1833 г. – станица Новоалександровская – были по преимуществу жители «великоросских» губерний, откуда они и принесли на новое местожительство свои этнические особенности языка общения, быта, обрядов, культуры, названия объектов. И хотя со временем эти особенности трансформировались под влиянием новых и местных условий жизни, основа осталась прежняя – русская, хотя и со своеобразием диалекта в языке общения и новыми элементами в одежде, быте, обрядности.
Думаем, что именно фамилиями первопоселенцев названы Бородёнков, Кадушкин пруды. А, например, Лезьёв пруд, по воспоминаниям Рыжковой Н.Ф.(1930 г.р.), назван по фамилии мельника, который построил свою мельницу у данного водоёма.
В 1804 году было первое упоминание о Новоалександровском казачьем стане. Он был основан в ложбинке на северном берегу реки Расшеватки. Это сегодняшняя улица Буденного между перекрестками с улицами Жукова и Победы (позже Шатохина балка). В 1832 году стан приобрел статус станицы. Станица Новоалександровская стала городом Новоалександровском согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 сентября 1974 года. Существует несколько толкований названия города Новоалександровска. По одной из них, он назван в честь царя Александра I, другое толкование – имя Александр переводится как защитник, а станица Новоалександровская была основана при одной из 12-ти крепостей Азово-Моздокской линии, защищавших Северный Кавказ, поэтому и смысл названия – в слове «защита». И еще одна версия – свое название станица получила от имени святого Русской Православной церкви – Александра Невского.
III. Версии имён собственных, представляющих названия улиц г. Новоалександровска.
В 30-е годы появились первые названия улиц. Например, теперешняя улица Буденного называлась Нижней, улица Расшеватская – Шляхом, улица Горная – Ладовским Шляхом, улица Победы – Кубанской, некоторые улицы в народе имели даже нецензурные названия. Улица им. Ленина именовалась Красной до Великой Отечественной войны («главная», «почетная»), затем была названа улицей Сталина, но существовала под эти именем не долгий срок, т.к. в скором времени она стала улицей им. Ленина. Некоторые улицы именовались по месту их расположения. Улица Жукова раньше называлась Вокзальной, т.к. именно на этой территории был расположен вокзал, но она была переименована в память о маршале Жукове. Улица Карла Маркса называлась Почтовой из-за расположения Почтамта там. Переулок Гайдара раньше был переулком Школьным (по месту расположения вблизи школы). Улица им А. Матросова (комсомолец, герой Великой Отечественной войны) именовалась улицей Заречной, так как находилась за рекой. Вероятно, улица Элеваторная появилась после 1948 года, а переулок Больничный – после 1962 г., когда начали строить первый хирургический комплекс (в 1966 году он был запущен). Две улицы (Северная, Южная) и два переулка (Южный, Восточный) были именованы по названиям частей света. Улица Первомайская названа в честь дня солидарности трудящихся, который праздновали 1-го мая. Многие из улиц стали именоваться в честь тех людей, которые в годы Великой Отечественной войны отстояли честь города. Например, улица Фоминского. 22 июня 1941 года грянула война. К.А. Фоминский окончил 10-й класс и ушел на фронт. По направлению райвоенкомата поступил в Оренбургское танковое училище. Летом 1943 года из действующей армии в г. Бузулук пришло письмо семье Фоминских. В нем боевой товарищ К. Маслов сообщил о гибели боевого друга. Имя танкиста вечно будет жить не только в сердцах новоалександровцев, оно вписано в историю города, в его честь названа одна из улиц.
С именем Георгия Бочкова связаны события январского дня 1943 года, когда молодой юноша стал героем и навечно остался на Ставропольской земле. В 1980 году после поездки по маршруту 317-й Краснознаменной Будапештской стрелковой дивизии решили увековечить имя Г.И. Бочкова. Благодаря ходатайству З.С. Авдеевой, бывшая улица Зеленая была названа именем лейтенанта Бочкова.
Яков Есин – человек, с чьей судьбой связаны многие события становления Советской власти в районе. Один из переулков нашего города носит его имя. Бесстрашным человеком был Есин, лихой разведчик. Пожалуй, это был единственный человек в станице Ново Александровской, чью грудь украшали четыре Георгиевских креста – «полный кавалер», высшие солдатские награды. Но рано ушел из жизни Есин – умер от ранений в 1930 г. Благодарные потомки увековечили подвиги нашего прославленного земляка Якова Андреевича Есина – в его честь переулок Пролетарский переименовали в переулок Есина.
Многие жители города знают, что есть переулок имени Романа Петровича Пугача. Когда немцы приближались к Ставропольскому краю, Пугач ушел с партизанским отрядом в горы Карачаево-Черкесии. Роман Петрович руководил партизанским отрядом, состоявшим из новоалександровцев, который был создан 2 августа 1942 г. В 1943 году в неравных, жестоких схватках геройски погибли многие партизаны, в том числе и Р.П. Пугач. В 1996 году он был награжден орденом Великой Отечественной войны 1 степени посмертно. В его честь в конце 90-х годов переулок Пионерский был переименован в переулок имени Пугача. Также в городе есть переулок Владимирова (с начала 90-х годов), улица Краснопартизанская, улица Красноармейская, которые хранят память о тех людях, которые защищали нашу Родину.
Совсем недавно появился переулок Тарасова. Валя Тарасов родился 22 мая 1976 года в с. Лад – Балка. В 1994 г. Валентина призвали на воинскую службу в воинскую часть 59236 города Наро-Фоминска. А дальше была Чечня… 13 февраля 1995 г. при исполнении обязанностей воинской службы в республике Чечня погиб радиотелефонист Валентин Тарасов. Служба оказалось недолгой – всего 8 месяцев. Лишь в памяти друзей Валентина, а их было у него много, в памяти родителей остался он навечно молодым симпатичным пареньком. Помнят его и в родном городе – в новом микрорайоне «Поле чудес» в его честь назван один из переулков. В городе Новоалександровске есть улица имени Надежды Курченко. В 1967 году было объявлено впервые официально о захвате террористами самолета, но Надежда Курченко проявила себя настоящей героиней, защитив собой пассажиров, поэтому после заселения улица стала именоваться улицей Курченко.
В 1948 году стала заселяться улица имени М.Ю. Лермонтова на пустыре по Ладовскому Шляху. Первыми поселенцами стали семьи Мамонтовых (с 1948 г.), Богинских, Мелокумовых (с 1948 г.), Ефремовых, Гужвинских (с 1957 г.), Дулиных (с 1958 г.), Сердюк. Не все горожане знают, как потомки этих семей, как же называлась улица в далёкие времена.
IV. История имён собственных, представляющих названия районов и колхозов города и название станции «Расшеватская».
Вся станица по составу населения делилась на 4 части: Обуховку (северо-западная сторона), Дугинку (северо-восточная сторона), Мещанку (центральная часть станицы) в основном от железнодорожного полотна до реки Равсшеватка и Бурьяновку (юго-западная сторона станицы). Первое время казаки селились по северному берегу речки, на запад от стана в сторону станицы Расшеватской, которая уже была. Здесь было удобно, и была хорошая земля. Первыми селились наиболее смелые и деловые казаки, их называли «обухами», поэтому северо-западная часть станицы стала называться Обуховкой. После того, как была построена плотина через речку (позже Сорокина гребля), казаки стали селиться и на южном берегу, но там были заросли кустарника, бурьяна и прочей растительности, поэтому юго-западная часть станицы стала называться Бурьяновкой. Казаки стали селиться только на запад от стана, а вот по северной стороне речки селились приезжие, иногородние (не казаки). Они занимались ремеслом, делали повозки, линейки, конскую сбрую, гнули дуги для одноколок. Потому их стали называть «дугинцами», а северо-восточная часть получила название Дугинка. Юго-восточная часть станицы (приблизительно сегодняшний центр города) заселялась позже, людьми приезжими, деловыми и богатыми. Их почему-то называли мещанами, а юго-восточная часть станицы стала называться Мещанкой.
В начале XX века, в 1903 году, от Ставрополя до Туапсе на Армавир (3-4 месяца) была проведена Азово-Черноморская железная дорога и построена небольшая станция, названная «Расшеватской». В 1896 году, через станицу Новоалександровскую прошла железная дорога. Станция была названа Расшеватской потому, что по проекту дорога должна была пройти через станицу Расшеватку, но местные казаки не захотели иметь железную дорогу, полагая, что с дорогой приедет мужичье из России и нарушит их традиционный уклад. Им пошли навстречу и проект частично изменили. Вот поэтому мы сейчас имеем железную дорогу со станцией Расшеватка.
С 1928 года по 1933 год в станице организовались сельхозартели (первые колхозы). В станице их было пять: в юго-восточной части – сельхозартель имени Володарского, юго-западной части – сельхозартель «Политотдел», в северо-западной – сельхозартель «Северная», северо-восточной части – сельхозартель «Северо-восточная», а в центре станицы сельхозартель «Большевик». Названия появились после времён коллективизации и связаны с революционными событиями тех времён.
Стихотворения наших земляков – поэтов о родной земле.
Славен будь, край казачьего племени
От потомков и всех поколений
Навсегда и вовеки веков
Славен будь,
Край казачьего племени,
Вечно новый, растущий район.
Он в масштабах страны невелик,
И для многих он даже неведом.
Но живущим в нём людям земли
В целом мире прекраснее нету.
Благодатный, раздольный,
Достойно прошагавший судьбу
со страной,
Всё изведал: разруху и войны.
Не пропал, и поныне живой!
Делом, песней, заботой, любовью
Окружён наш казачий район.
Он кормилец всего Ставрополья,
Новоалександровский район!
Гимн природе, району - творцу
Пусть звучит, разлетаясь повсюду.
Слава людям, большому труду,
Слава, слава и в праздник, и в будни!
Л. Калугина
Мой район любимый
По веленью Матушки - царицы
В Ставропольском крае родились
Благодатью щедрые станицы
С куполами золотыми ввысь.
Корни древа тянуться повсюду,
Всем дают селенья тёплый кров.
Пусть богатым и единым будет
Новоалександровский район.
В небе синем солнце светит гордо,
Согревая дружный наш народ.
И земляк – святой Иоанн Восторгов
За Россию перед Богом предстаёт.
И в июле ночи пахнут хлебом,
Бороздят степные корабли.
Птицами взлетают песни в небо,
Славя хлеборобов – соль земли.
Мой район любимый -
Казаков держава.
Мудрость – наша сила,
Люди – наша слава!
Бережно храним мы
Добрые традиции.
Русь, Святая матушка, -
Мы – твоя частица.
Т. Дегтярёва.
Слово о малой родине
Средь многих полей Ставропольских
Богатый район наш живёт.
Он лучше земель всех заморских,
И славен трудом здесь народ.
Района историю знаем,
Традициям лучшим верны.
Мы помним, как нас защищали
В суровые годы войны.
Здесь долгие годы известный
Герой наш Владимиров жил.
Наставником был повсеместным.
Быть верным Отчизне учил.
Мы память о нём сохраняем
(Хороший пример для нас всех).
И жизнь по героям сверяем,
В ней главное – труд и успех.
Известна земля плодородием,
Героев мы видим везде.
«Россия» и «Радуга», «Родина» -
Найдите таких вы в стране!
Хлебами своими обильными
Район наш прославили весь…
Родные места и всесильные,
Гордимся, что выросли здесь!
В. Стародубцева.
Урок № 4,5 Герб города. Герб района. Герб края и России. Создание семейного герба (устное высказывание – представление)
План урока.
Познакомить с гербами города, района, края. Прочитать эссе ученицы И.Фидий о гербе города.
Развивать умение устного высказывания (беседа, правила беседы).
Воспитывать любовь к малой Родине.
Рассказ о гербе района и города, края в школьном музее.
Чтение эссе ученицы 8 класса И.Фидий.
Эссе
Село моё, станица, мой город средь полей.
Ты расскажи, что снится тебе в твой юбилей?
Открой свои печали и радостные дни,
Что в прошлом отзвучали, погаснув, как огни.
Скажи мне, где начало и скрип подводы той,
Что первая пристала к волне береговой?
И где потом пылали у заводи речной
Костры и освещали тревожный мрак ночной?
Яви мне тех героев из памяти своей,
Кто, личное не строив, стал славою твоей…
Иван Михайлов
Иду по одной из главных улиц моего родного города, которая стала частью и моей личной судьбы, потому что здесь прошло моё детство. Это улица Гагарина. Именно здесь можно увидеть рядом старые дома с резными решётками крылечек и новые современные здания со сверкающими на солнце стёклами огромных окон. И всё это вместе составляет образ моего города, где единым целым стало прошлое, настоящее и будущее. Таким же символом стали для меня герб и флаг нашего района. Достаточно поднять голову, чтобы увидеть на здании районной администрации устремлённое в небо полотно, которое и история наша, и современность, и надежда.
Да, я задумалась впервые серьёзно о том, что же значат эти символы, о чём они могут мне рассказать. Уверена теперь, что об этом обязан знать каждый новоалександровец, если он любит свою землю и гордится историей своих предков. Для этого необходимо просто зайти в городской или школьный музей. У нас в лицее он есть. Оказалось, что геральдическое описание герба – официального символа Новоалександровского района – не сухой деловой стиль документа, а «песнь», посвящённая малой Родине.
Читаешь, и каждый эпитет рисует образы далёкого героического прошлого. «В червлёном поле щита золотой столб, обрамлённый обращённой вправо остриём вверх казачьей шашкой в лазоревых ножнах с серебряными обоймами и рукоятью цвета поля щита, сопровождаемый по сторонам двумя золотыми снопами пшеницы о шести головок колоса в каждом». Оказывается, червлёный цвет – цвет легендарных полководцев и воинов. А казачья шашка, вложенная в ножны, – это легендарное прошлое нашей Родины, а также олицетворение возрождаемого в наши дни казачества. Она отвечает старинной казачьей поговорке: «Без нужды не вынимай, без славы не вкладывай». А разве настоящих героев не рождала наша малая Родина?! Например, Яков Есин – человек, с чьей судьбой связаны многие события становления Советской власти в районе. Один из переулков нашего города носит его имя. Бесстрашным человеком был Есин, лихой разведчик. Пожалуй, это был единственный человек в станице Ново-Александровской, чью грудь украшали четыре Георгиевских креста – «полный кавалер», высшие солдатские награды. Но рано ушел из жизни Есин – умер от ранений в 1930 г. Благодарные потомки увековечили подвиги нашего прославленного земляка Якова Андреевича Есина – в его честь переулок Пролетарский переименовали в переулок Есина. Многие жители города знают, что есть переулок имени Романа Петровича Пугача. Когда немцы приближались к Ставропольскому краю, Пугач ушел с партизанским отрядом в горы Карачаево-Черкесии. Роман Петрович руководил партизанским отрядом, состоявшим из новоалександровцев, который был создан 2 августа 1942 г. В 1943 году в неравных, жестоких схватках геройски погибли многие партизаны, в том числе и Р.П. Пугач. В 1996 году он был награжден орденом Великой Отечественной войны 1 степени посмертно. В его честь в конце 90-х годов переулок Пионерский был переименован в переулок имени Пугача. Можно рассказать о многих наших земляках прошлых, да и нынешних времён, которые прославили нашу родную ставропольскую землю.
Золотой столб и снопы пшеницы говорят о том, что наш район является житницей всей России. Через него протекает знаменитая, воспетая в старинных казачьих песнях река Кубань, окаймлённая пойменными лесами и бескрайними полями и степями. Именно на этой благодатной земле выращивают высокие урожаи пшеницы, кукурузы, подсолнечника наши знаменитые хлеборобы. На всю страну известны колхоз «Родина», совхоз «Радуга». А по шесть колосьев с двух сторон столба потому, что в районе двенадцать поселений. Я живу в районном центре. Сколько интересного можно узнать о нашем родном Новоалександровске. В далёком 1804 году было первое упоминание о Новоалександровском казачьем стане. Существует несколько толкований названия города Новоалександровска. По одной из них, он назван в честь царя Александра I, другое толкование – имя Александр переводится как защитник, а станица Новоалександровская была основана при одной из 12-ти крепостей Азово-Моздокской линии, защищавших Северный Кавказ, поэтому и смысл названия – в слове «защита». И еще одна версия – свое название станица получила от имени святого Русской Православной церкви – Александра Невского.
Кстати, число двенадцать является и символом казачьей веры в Бога и почитанием его последователей – двенадцати апостолов. Нельзя не вспомнить и знаменитого нашего земляка Иоанна Восторгова, в честь которого на месте бывшей деревянной станичной церкви строится часовня.
Флаг разработан на основе герба. Он представляет собой горизонтальное дважды рассечённое красно – жёлто – красное полотнище. Красный цвет – символ власти, золото – символ чести. Античные мудрецы утверждали, что «смысл жизни в служении Родине». Власть – это служение народу с честью. Наши праотцы служили ей, действительно, честно. Они защищали её, преумножали её богатство, им было чем гордиться и что любить. Это и есть настоящий патриотизм. Теперь наша очередь. И никак нельзя подвести их, потому что для наших детей, внуков и правнуков мы станем частью этих удивительных символов нашей Родины.
Беседа.
- Какие символы гербов района и города запомнили? Что они обозначают? Чем они отличаются?
- Что интересного узнали из сочинения ученицы?
- Из истории вы знаете, что были гербы дворянских родов? Для чего их придумывали? (Семейные ценности и традиции передавались из поколения в поколение).
4. Д/з: вместе с родителями придумать герб семьи, отражающий в виде символов, девизов принципы, ценности семьи, увлечения общие и каждого.
Урок №5.Устный рассказ о символах семейного герба.
Урок № 6. Моя родословная.
План урока.
Научить строить родословное древо, узнавать информацию о своих предках.
Развивать умение устного высказывания.
Воспитывать интерес к прошлому семьи, рода, страны.
Чтение учителем рассказа Н.Фёдорова.(См. Гдалевич Л.А.Фудим Э.Д. Уроки русскогоязыка в 5классе: Кн.для учителя.- Просвещение, 1991, стр.8 -10).
Беседа:
- Хороший ли человек Николкин папа?
- Чего он не замечал, увлечённый работой, газетами?
- Почему о Вере Ивановне говорится, что она одинокий человек?
- О чём говорят заброшенные кладбища?
- Что за «машина времени» мчала героев и кто их ждал?
3. Записать в тетради (эпиграф) строки из рассказа:
Человек должен знать прошлое своей семьи.
Знать, чем жили его предки. Не может быть,
чтобы у человека во всём роду никого инте-
ресного не было. Кто – нибудь мастером
классным был, или на гуслях лучше всех
играл, пел, или сказки рассказывал, или па-
хал всем на зависть, или воевал храбро.
Н. Фёдоров
4. Вывод какой можно сделать? Надо знать историю семьи. Надо самому быть интересным человеком.
5. Как же построить родословное древо?
Из книги В.И. Стародубцевой, новоалександровского поэта, «О жизни, о судьбе, о войне…».
6. Д/з.: построить родословное древо, узнать интересную историю о родственнике и подготовит её пересказ.
Урок РР № 7. Представление родословного древа (с рассказом об интересном человеке – члене семьи).
Урок РР № 8. Слово о маме. (Предварительно узнайте, есть ли дети, у которых нет мамы. В этом случае отредактируйте задания урока. Например, «Слово о родном человеке (мама, бабушка, папа)»)
План урока.
Познакомить с тематическим подбором в библиотеке литературного материала, его оформлением.
Продолжать развивать умение выразительного чтения поэтического текста (пауза, логическое ударение, эмоциональный настрой, ритм), его анализа (тема, эпитет).
Воспитывать уважение к маме, заинтересованность в знаниях о ней, желание сказать ей добрые и важные слова.
Вступительное слово учителя. Чтение учителем стихотворения Р.Гамзатова «Берегите матерей».
Как бы ни манил вас бег событий.
Как ни влёк бы в свой водоворот.
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей – сильнее мела
Выбелила косы добела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней
Берегите мать от злого слова.
Знайте, дети ранят всех больней!
Если ваши матери устали,
Добрый отдых дать вы им должны…
Берегите их от чёрных шалей!
Берегите женщин от войны.
Мать уйдёт, в душе оставив рану,
Мать умрёт, и боли не унять…
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите мать!
Как вы думаете, почему поэт написал это стихотворение? Единственный человек, который вместе снами переживает всё, что происходит с нами, но именно к этому мы привыкаем и не задумываемся, что маму надо беречь.
Вслушайтесь в слово. (Произносим слово «мама» на разных языках)
- Почему оно звучит на разных языках очень похоже?
- Много ли таких слов? Молоко…
3. Устное высказывание «Слово о маме…» по плану:
1. Представьте маму (имя, возраст, характер, описание внешности) Можно представить фото.
2. Кем она работает? Что вы знаете об её профессии?
5. Д/ з.: сочинение – миниатюра «Признание в любви…маме» (оформить и подарить маме).
Урок № 9. . Знаменитые люди г. Новоалександровска (экскурсия в школьный музей).
Можно познакомить со статьями из местных газет. Пригласить интересного человека на урок.
Д/ з: узнай и расскажи об интересном человеке из твоего окружения.
Урок № 10. Путешествие по родному городу « Памятники героям ВОВ».
Стихотворения наших земляков о войне.
Желательно провести урок перед праздником 9 мая. Можно сходить в музей. Можно показать презентацию о памятниках. Можно посетить памятники и рассказать о них.
Желательно познакомить со стихотворениями наших земляков о войне. Это стихотворения В.И. Стародубцевой, И.А. Михайлова, Т.И. Дегтярёвой и др.
Память будет вечной,
Слава – неизменной.
У могилы Братской слышится мне стон…
Потому сердечной,
Звёздной и нетленной
Этой вот строкою бью я вам поклон…
Юные, как боги,
Чистые, как дети,
Скошены вы были вражеским огнём…
К вам ведут дороги
Лучшие на свете,
По которым с болью мы цветы несём…
Не было, не будет
Смерти краше этой
За свободу – счастье Родины святой…
Ветер меня студит
Песней недопетой,
Словно вспоминает тот последний бой…
И опять забилось
Сердце неутешно
Словно вижу ночь ту схватки боевой…
Жаль, недолюбилось,
И дождливо – снежно
Саваном погода взор накрыла твой…
Правдушки родимой
Ты защитник первый,
О, Солдат, народ мой, вера и любовь!
Что невыносимо
Вынес ты безмерно,
По приказу Родины отдавая кровь…
Если пальцем тыкал
На высотку в карте
Генерал суровый, требуя занять,
Он того не ведал,
Как на старте смерти
Рядовой готовился жизнь свою отдать…
Посмотри: лучится свет от обелисков.
Спят под ними воины глубочайшим сном.
Нам на вас молиться,
Кланяясь вам низко,
Павшие в далёком сорок роковом.
Иван Михайлов
Урок 11. Подготовка к сочинению «С чего начинается Родина?»
Научить вдумываться в тему сочинения. Вспомнить, о чём говорили в течение учебного года на уроках РК.
Вспомнить, как составить план сочинения (вступление, основная часть, заключение). Развивать умение подбирать материал к сочинению.
Воспитывать настоящий патриотизм, основанный на желании знать историю малой Родины, её лучших сынов, размышлении над такими понятиями как род, Родина, Россия, Русь, русский.
План урока.
1. - Вспомните, о чём мы с вами говорили на уроках РК в течение учебного года? Об истории города, семьи, об интересных людях города, о маме.
- Можно эти уроки объединить каким – то общим названием? О Родине.
-
2. - Подберите однокоренные слова к слову «Родина». Род, родник, родинка, рождение, породниться. Что их объединяет? Как они раскрывают суть друг друга?
- Давайте подумаем над словами «Россия», «Русь». Раньше племена славян назывались «россы», «русичи». Они жили на берегах реки Рось. Как вы думаете слова «роса», «русый» могут быть однокоренными к словам, обозначающим название нашей страны?
- Вспомните расшифровку названия нашего края, города.
3. На доске план сочинения. Размышления над словами «родина», «Россия» к какому пункту подходит? Вступление. А о чём, по вашему мнению, ещё можно написать во вступлении?
4. Основная часть – это ответ на вопрос темы сочинения. Давайте поразмышляем над тем, с чего же начинается Родина для человека? С родного дома, улицы, родных людей, родного города. У каждого что – то своё. Об отношении к этому нужно вам рассказать. А только ли это любовь? Нет. Это бережное отношение, защита, озеленение родных мест, желание знать историю малой Родины. Это уважение людей, с которыми живёшь рядом.
5. Чем можно завершить сочинение? О том, что делаешь лично ты для родной земли. О чём мечтаешь?
Д/з. Подготовить черновик сочинения.
Урок 12. Чтение и редактирование черновиков.
Сочинения могут стать материалом для выпуска альманаха. Каждое сочинение оформляется на альбомном листе, иллюстрируется, потом листы сшиваются.
На: Литература Ставрополья
Предложила уроки по РК в 5 классе. Очень хочу узнать мнение коллег. Буду рада, если материалы пригодятся для работы.