Б. Вопрос учителя.Что такое загадка? Как вы думаете, для чего народ создал загадки? Когда они возникли? (дети размышляют, высказывают предположения) Как их создавали? Вот это мы и должны выяснить сегодня на уроке и научиться самим загадывать загадки.
2. Работа в малых группах. Выдается детям лист с загадками и заданием.
А. Задача – классифицировать загадки по темам, заполнив таблицу 1.
Тема
Загадки
Что сравнивается, с чем?
Как построена?
Дерево
Дорога
Животные
Пространство
Время (суток, года)
Средства труда
Космические объекты
Предлагаемые тексты загадок – в Приложении 1.
Б. Обсуждение результатов.
- О чем создавались загадки? Почему?
Слово учителя. Оказывается, загадки - очень древний жанр, который связан с древним ритуалом преодоления Хаоса и упорядочивания мира путем называния каждого элемента. Происходило это только в определенное время, после Рождества, в мясоед, на Масленицу. Запрещалось загадывать загадки в Великий пост. Сербы Левча и Темнича верили, что нарушившего запрет укусит змея-шарка, в Косово воздерживались от этого ради благополучия скота и мира в семье (загадывание загадок в пост грозило ссорами). Во многих местах юж. Сербии считалось опасным и не допускалось загадывание загадок во время появления приплода у скота, ибо это якобы грозило ему болезнями и хромотой; белорусы строго следили за тем, чтобы никто в доме не загадывал загадки, когда овцы начинают котиться. Русские Пермской губ. не позволяли загадывать загадки днем, летом, в пост (иначе коровы не будут возвращаться домой или их задерет в лесу волк; сам заблудишься в лесу и т. п.).Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: звездное небо, светила, ветер, дождь, снег, радуга и т. п.; единицы времени; растения, животные; человек, его тело, одежда и пища, семья; предметы и орудия труда, занятия и ремесла, жилище и утварь и т. д. Слово имело магический смысл.
3.Парная фронтальная работа.
А. Установка учителя.
Все загадки построены по-разному. Одни в виде вопроса, другие – в виде отрицания, одни описывают признаки, другие сравнивают его с чем-то, а отгадывающий должен это расшифровать. Попробуем в этом разобраться. Таблица 2.
Загадки только с точно названными признаками
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Опять ляжет в дупло. (Сова.)
2. Загадки только с зашифрованными признаками(Отрабатываем понятие «метафора» - скрытое сравнение).
В золотой тарелке стоят домики,
А улицы нет. (Подсолнух.)
3. Загадки с отрицательным сравнением
Жидко, а не вода, Бело, а не снег. (Молоко.)
4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками(имеют отрицания и иносказания).
Не украшение, а серебряный,
Не пастух, а стадо пасет.(Месяц и звезды)
5. Комбинированные с точно названными и зашифрованными признаками
Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
6. Загадка - вопрос
Чего не лень делать? (чесаться)
Б. Самостоятельная работа в парах.
Запишите в таблицу 1, как построена каждая загадка из тех, с которыми вы работали.
В. Выводы. Строение загадки
Дети проговаривают свои выводы о строении каждой загадки.Учитель подводит итог. Существуют некоторые принципы построения загадок:
замещение (замена одного предмета другим);
принцип выключения (признака, свойства предмета);
отрицательное сравнение;
противопоставление.
4. Составление инструкции по составлению загадки.
А. Слово учителя. «Завертыши» Давайте попробуем составить план действий, как составить загадку. Для этого предлагаю пустить по рядам листок, где каждая парта пишет действие, которое необходимо сделать, и заворачивает листок, чтобы не видно было следующим, вторая парта пишет другое действие. Так и получится инструкция.
Б. «Завертыши».
В.Озвучивание и корректирование инструкции.
Инструкция по составлению загадки
Придумай, о чем ты хочешь создать загадку, и запиши на листок.
Перечисли отличительные признаки этого предмета или явления.
Придумай, с чем ты можешь сравнить этот предмет. На что он похож или, наоборот, совершенно не похож.
Составь небольшой текст о выбранном предмете, не упоминая его.
Задай вопрос об этом предмете.
Попробуй зарифмовать его.
Прочитай загадку себе вслух. Понравилось ли тебе? Как построена загадка?
Проверь орфограммы и пунктограммы.
5. Самостоятельная работа. Придумывание загадок.
6. Чтение, отгадывание и рецензирование получившихся работ. (План рецензии. Чем интересна загадка? Что нового внес автор? Какая рифма? Что не удалось?)
7. Подведение итогов урока
А. Рефлексия. Отметьте в выданных таблицах свои впечатления, мысли и чувства на уроке
Было интересно, я понял, что такое загадка
Было интересно
Мне захотелось самому создать загадку
Мне хотелось узнать побольше о малых жанрах фольклора
Было скучно, я все это знал
Б. Слово учителя.
Детской игрой, полезной забавой является в наши дни и загадывание загадок. А прежде это тоже было занятием взрослых, и они относились к нему с большой серьёзностью. Жизнь человека могла зависеть от одного удачного отгадывания!
8. Домашнее задание. По выбору:
-придумать загадку о семье;
-найти загадку о семье, охарактеризовать ее тему, построение;
-найти загадку о семье, выучить ее, сделать рисунок-отгадку.
На: Тайна загадки. Творческая мастерская
Очень интересный урок! Глубокий и одновременно очень занимательный!
На: Тайна загадки. Творческая мастерская
Очень творческий урок! Спасибо.