С Уважаемые коллеги!
В данной части семинара работаем над целеполаганием метапредметного урока в трех его составляющих.
Тема нашего урока"Солнце".
Вам предстоит с позиций своей специализации определить метапредметные, предметные и личностные цели урока.
Подпункт А
ФИО участника |
Метапредметные цели урока |
Предметные цели
(указать предмет)
|
Личностные цели
|
Комментарии, примечания |
Вопросы |
Фадеева О.П. |
Формирование у учащегося целостного восприятия изучаемого объекта(с позиций разных областей знаний).
Развитие творческого и ассоциативного мышления школьников.
Актуализация полученных теоретических представлений об изучаемом объекте в практической жизнедеятельности личности.
|
Психология.
Сформировать представление о Солнце, как о символе света, тепла и добра.
|
Развивать способность"чувствовать"других людей (эмпатия)
Формировать способности к самопознанию (рефлексия)
Активизировать позитивные эмоции учащихся
Расширить коммуникативно-организаторские умения и навыки школьников
|
методы и приёмы, рекомендуемые к использованию на уроке:
1. игра "ассоциация"
2.использование худож.литературы, предметов живописи, музыки
3. мини-лекция "Человек и Солнце"
4. упражнение в круге "Солнце-это я и ты"
5. тематические фрагменты мультфильмов
6. элементы изо-деятельности
|
|
Парукова Л.И. |
1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание представлений о Солнце, как ближайшей к Земле звезде; о древнем светиле - божестве и его образе в народном творчестве; значение Солнца для всего живого на Земле. 2.Развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать факты.
|
Природоведение.Астраномия.
Дать общее представление о Солнце.Познакомить с образом Солнца в народном творчестве.
|
- формирование учебно-познавательных компетенций через усвоение учащимися знаний о Солнце.
- способствовать развитию мышления, познавательного интереса учащихся.
- формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития.
|
Дидактический материал:
Строение солнца.
Методический материал.
Мифы о Солнце.
Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо», – говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца!
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.
|
есть, см.комментарии |
Лукашенко В.В. |
1.Научить правилам безопасности при наблюдении за Солнцем.
2.Сформировать понятие о Солнце как об источнике света и тепла,необходимого для растений,животных и человека.
3.Анализируя звезды и галактики и их эволюции,подготовить учащихся к изучению Вселенной
4.Формирование универсальных способностей,а именно-реализм воображения, умение видеть целое среди частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование и креативность.
|
1Сформировать понятия о Солнце как:-об огромном шаре из горячего газа;-о солнечном ветре и о его связи с короной;-ближайшая к Земле зведа.
2.Актуализировать такие понятия как фотосфера,корона,хромосфера.
3.Развивать языковую догадку,формировать лексическую базу по теме.
ПРЕДМЕТ:
Английский язык(профильные классы)
|
1.Развитие критического мышления учащихся.
2.Воспитание любознательности;исследовательского подхода к проблеме.
|
1.Используя KWL Chart исследовать,что учащиеся знают о Солнце.Составляется список из 4-5 понятий.KWL Chart определяет современное представление уч-ся о теме,и даёт возможность заниматься научным исследованием.
2.После обсуждения записей с учащимися все вместе приходят к создянию A Science Word Wall,где помещаются основные понятия урока.
3.Web Quest.
Далее учитель предлагает проблемные вопросы по теме,для исследования нужно воспользоваться сайтами:
The Resources:
Below you will find some web sites that will help you with your research.
http://www.spaceweather.com/java/sunspot.html
http://www-istp.gsfc.nasa.gov/Education/whsun.html
http://zebu.uoregon.edu/~imamura/122/lecture-1/chem.html
http://www.astro.uva.nl/demo/od95/
http://www.telescope.org/btl/lc1.html
http://sunearth.gsfc.nasa.gov/eclipse/eclipse.html
Для иллюстрации урока можно пользоваться сайтом NASA
4.Итоги.Учащиеся заполняют Science Journal
5.Рефлексия KWL Chart
|
есть , см.комментарии |
Курышева Л.П. |
объяснение сложившейся гелиоцентрической системы мировоззрения |
Лингвистика. Формирование представления о концепте "Солнце" в русской культуре через анализ денотативного и коннотативного компонентов значения слова
Литература. Формирование представления о системе поэтических мотивов, связанных с концептом "Солнце", выявление поэтического новаторства, философской роли в поэтическом мире конкретного автора, направления и пр.
|
Формирование языковой картины мира, усвоение нравственных оснований родного народа, отразившихся в языковой культуре |
Мифологические мотивы солнца в русской литературе
Концепт "солнце" в русской литературе, АКД Панасовой Е.П.
|
есть,
см.комментарий
|
Ковалева Е.И. |
1.Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
2.развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими;
3. развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;
4. развитие смыслового чтения;
5. осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки.
|
Немецкий язык
1.Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная.
2. развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка (в конкретном случае - формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации)
|
1.Формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
2. осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
3.стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
4.формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
5.развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
|
Обучаемые узнают:
1.значение солнца для жизни на земле,
2.знакомятся с правилами, которые нужно соблюдать для того, чтобы защититься от негативного влияния солнечных лучей;
3. выясняют свой тип кожи, чтобы предотвратить солнечный ожог.
Учебные материалы для урока:
1.Die Fotosynthese - Grundlage allen Lebens ;
2. Die sieben Sonnen-Regeln,
Die Hauttypen
|
есть, см.комментарий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпункт Б
Коррекция формулировок целей конкурсных разработок
Для информации о всех видах результатов см. презентацию внизу данной страницы
№пп |
Цели,приведенные авторами разработок
при использовании предметов искусства
|
Приведут ли они к достижению метапредметных результатов?
Ваши аргументы за или против
|
Приведут ли они к достижению предметных результатов?
Ваши аргументы за или против
|
Приведут ли они к достижению личностных результатов?
Ваши аргументы за или против
|
Предлагаемая коррекция целей |
ФИО участника |
Комментарии,
примечания, вопросы
|
1 |
Создание положительного эмоционального фона мероприятия, музыка как элемент снятия психологического напряжения, пробуждения у суворовцев интереса к русским традициям чаепития, формирования культуры поведения за столом, культуры речи и общения, а также умение организовать застолье без алкогольных напитков.
|
Да |
|
Да |
|
Парукова Л.И |
|
2 |
Создание атмосферы сопереживания событиям прошлого, установка на осмысление темы |
Да, поскольку идет фактическое усвоение материала, обучение установлению причинно-следственных связей в прошлом, между прошлым и будущим. Идет усвоение представления об общественном развитии, осмысление исторического и собственного опыта |
Да, эмоциональное переживание темы способствует лучшему усвоению и фактического материала |
Да, осмысление и "присвоение" исторического опыта формирует мировоззрение |
|
Курышева Л.П. |
|
3 |
Эмоциональный настрой перед прочтением и анализом стихотворения |
|
|
|
|
Фадеева О.П. |
Каким образом, а главное- С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ это производится? |
4 |
Начало урока, эмоциональный настрой учащихся на изучение темы. |
|
|
|
Недостаточно эмоционального настроя на ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ(скорее, эмоц.настрой на урок), должна присутствовать постановка проблемы, целевая установка.Эмоциональный настрой не может являться ведущим.Он лишь-фоновое сопровождение урока. |
Фадеева О.П. |
|
5 |
Развитие коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации, стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка
|
Да. Развитие коммуникативной компетенции включает в себя несколько составляющих. Если рассматривать каждую конкретно, то можно увидеть, что речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности, языковая – освоение знаний о разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках, социокультурная - приобщение к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка, учебно-познавательная -дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий и т.д. |
Да. Так как развитие происходит на материале иностранного языка |
Да.Усвоенные знания, умения и способы деятельности могут быть использованы в реальной жизни для решения практических задач и развития творческого потенциала.
Появится
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом.
Будут развиваться человеческие качества . У обучаемых появится стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран, появится толерантное отношение к проявлениям иной культуры.
|
|
Ковалева Е.И. |
|
6 |
Подчеркнуть современность произведений В. Шекспира и значение его творчества для развития русской музыки. |
|
|
|
|
|
|
7 |
Приближение, понимание культуры и характера других народов |
|
|
|
|
|
|
8 |
Мы должны быть добрыми и идти только «Дорогою Добра» - своеобразный гимн толерантности.
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Расширение знаний учащихся о культурном наследии Республики Коми, создание условий для эмоционального восприятия материала |
|
|
|
|
|
|
10 |
Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей действительности; развитие их интереса к мировой культуре. Развитие мышления, зрительной памяти, творческого воображения, нравственных и эстетических чувств. |
|
|
|
|
|
|
11 |
Создание условий через синтез предметов естественнонаучного, и художественного цикла дисциплин для пробуждения у суворовцев интереса к русским традициям чаепития, формирования культуры поведения за столом, культуры речи и общения, а также умение организовать застолье без алкогольных напитков. Показать межпредметные связи для формирования целостного подхода и единого взгляда на окружающий мир.
|
ДА.По ряду признаков:
-целостный взгляд на основной предмет изучения на уроке
-актуализация теоретических знаний, умений, навыков в практической деятельности
-взаимосвязь процесса обучения с реальными жизненными ситуациями
|
ДА. Судя по применению знаний "предметов естественнонаучного, и художественного цикла дисциплин " |
ДА.На уроке обогащается и корректируется социально-культурный опыт учащихся, формируется их нравственная сфера. |
|
Фадеева О.П. |
|
12 |
осознание личностной и общечеловеческой значимости межкультурного диалога |
|
|
|
|
|
|
13 |
воспитывать чувство сострадания и гуманного отношения к судьбам Холокоста, формировать нравственные ценности на уровне мировых художественных ценностей |
|
|
|
|
|
|
14 |
Творческая мотивация к уроку |
ДА. Данная цель является метапредметной,поскольку она включает в себя и активизацию ЗУНов, и развитие творческого мышления учащихся, и создание ими"на выходе"нового, уникального продукта деятельности |
ДА.Благодаря мотивационному осознанию значимости работы на уроке, учащиеся будут реализовывать потребность в приобретении(развитии, закреплении) предметных знаний. |
ДА. в процессе занятия вырабатывается личная траектория развития в рамках изучаемого предмета, формируется самостоятельность, ответственность. |
возможно: "Активизация творческой мотивации на уроке "? |
Фадеева О.П. |
Термин введён В.Г.Леонтьевым |
15 |
Использование различных изображений человека для определения морфологических типов конституции. Осознание связи анатомической науки с искусством. Развитие эстетического чувства. |
|
|
|
|
|
|
16 |
Заинтересовать творчеством В.Шекспира и наглядно продемонстрировать воплощение его произведений в живописи. Приобщить учащихся к иноязычной культуре. |
|
|
|
|
|
|
17 |
Осознание общечеловеческого сходства людей всех национальностей.
Рефлексия собственной толерантной позиции
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Умение читать и понимать художественное произведение, установление культурологического, исторического контекста, интертекстуальных связей |
|
|
|
|
|
|
19 |
Умение анализировать текст, умение применить литературоведческие термины на английском языке, составить текст, сопоставить восприятие текста в оригинале, в подстрочнике и худ.переводе, научиться преодолевать языковые преграды понимания между людьми |
|
|
|
|
|
|
20 |
Отрывки из произведения используются в качестве вопросов проверочной работы |
|
|
|
|
|
|
21 |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к окружающим. Формирование основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения. Отрывки произведения используются во время первичного закрепления. |
|
|
|
|
|
|
22 |
Отрывки стихотворений используются для поиска знакомых анатомических образований, понятий и терминов. Развитие умений анализировать текст, выделять существенное, применять анатомические знания в нестандартной ситуации. Развитие образного, ассоциативного мышления. |
|
|
|
|
|
|
23 |
Умение находить в литературных источниках необходимые сведения, выделять их и, в этих же или других произведениях, искать ответы на поставленные вопросы. |
|
|
|
|
|
|
24 |
Умение находить в литературном произведении отношения человека к природе.Воспитывать любовь к окружающему миру,живой природе |
|
|
|
|
|
|
25 |
расширять знания учащихся о русском и коми языках; познакомить школьников с культурным наследием Республики Коми; воспитывать у учащихся бережное отношение к языку, потребность его сохранять |
|
|
|
|
|
|
26 |
Осознание значимости знаний о единстве всеобщих принципов природы в человеческом обществе и искусстве как отражении окружающего мира
|
|
|
|
|
|
|
27 |
Знакомство учащихся с памятниками античного искусства; формирование умения описывать памятники материальной культуры; воспитание чувства прекрасного, уважения и сопричастности к создателям шедевров мировой культуры. |
Изучение античной культуры происходит при столкновении позиций истории и искусства. Решение главного проблемного вопроса урока "Можно ли назвать памятники античного искусства историческими источниками?" с помощью предложенного алгоритма формирует УУН- это и есть метапредметный результат. |
Предметный результат является составной частью метапредметного. На уроке продолжается изучение культуры древнего времени.
|
Личные результаты учащихся (предметные и метапредметные результаты) На данном уроке это знания о культуре, понимание взаимосвязи процесса исторического развития, коммуникативные навыки. |
|
Блинова С.В. |
|
28 |
Формирование навыков использования в практической деятельности тригонометрических функций и свойств подобных геометрических фигур (тел) |
|
ДА. И имеется возможность достижения эффективных результатов, поскольку теоретические цели урока закрепляются практикой. |
|
|
Фадеева О.П. |
|
29 |
Видеофрагменты используются на этапе изучения нового материала и закрепления изученного материала. В первом случае видеофрагмент наглядно демонстрирует функцию денег, которую иногда достаточно сложно обЪяснить словами. Во-втором случае, детям предлагается видеофрагмент для анализа, представленной в нем "работы" денег. |
Скорее всего нет, потому что видеофрагменты, в первую очередь, приведут кболее глубоку пониманию и усвоению темы урока - "функции денег". Хотя, если говорить о домашнем задании: найти отрывки из произведений литературы, характеризующие "работу" денег, то учащиеся, вспоминая, увиденные отрывки, и более легко смогут оценить ту или иную функцию денег. |
Конечно,предметные результаты будут достигнуты. Как я уже говорила раньше, данная тему тяжела для восприятия, поэтому видеофрагменты помогают достижению результатов в полной мере. |
Думаю да, каждый ученик получив знания, расширит свое мировоззрение, станет более грамотно оперировать экономическими понятиями. |
В цели урока надо включить развитие критическое мышление учащихся, для этого необходимо продумать какое-либо проблемное задание (можно тоже с использованием видеофрагментов). |
Панфилова О.Р. |
|
30 |
Показать пример экранизации произведения Уильяма Шекспира в русском кинематографе. Приобщить учащихся к иноязычной культуре |
|
|
|
|
|
|
31 |
На примере героев мультфильма, учащиеся учатся строить свои отношения между собой. Учитель обращает внимание на определение «толерантности»: терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
|
|
|
|
|
|
|
32 |
Использование различных изображений человека для определения морфологических типов конституции. Осознание связи анатомической науки с искусством. Развитие эстетического чувства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На: Коррегирующая часть семинара-тренинга "Метапредметный урок"
Людмила Ивановна,
Это определенная вами метапредметная цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание представлений о Солнце, как ближайшей к Земле звезде;
А это предметная:Дать общее представление о Солнце
Вопросы:
В раздел личностные цели вы отнесли :
-формирование учебно-познавательных компетенций через усвоение учащимися знаний о Солнце.
- способствовать развитию мышления, познавательного интереса учащихся.
- формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития
Вопросы :
На: Коррегирующая часть семинара-тренинга "Метапредметный урок"
Валентина Владимировна, не могли бы вы пояснить почему пункты 2-3 в метапредметных целях отнесены вами именно туда, а пункт 1 о развитии критическоого мышления учащихся отнесен в личностные , а не метапредметные цели?
На: Коррегирующая часть семинара-тренинга "Метапредметный урок"
1.Пункты 2-3:
"обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося"
2.А это и есть метапредметная цель.Но Вы разделили акценты-Вы назвали "личностные"цели(такие,как правило,не выделяются на практике)- вот и я отделила - одна из метапредметных очень "тянула" на личностную.
На: Коррегирующая часть семинара-тренинга "Метапредметный урок"
Так это не я разделила, а ФГОС
На: Коррегирующая часть семинара-тренинга "Метапредметный урок"
?
ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
личностные и метапредметные результаты
На: Коррегирующая часть семинара-тренинга "Метапредметный урок"
Учебно-познавательная компетенция (УПК), представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
На: Коррегирующая часть семинара-тренинга "Метапредметный урок"
Людмила Петровна, может ли объяснение вывести на метапредметный результат?
На: Коррегирующая часть семинара-тренинга "Метапредметный урок"
Елена Ивановна, поясните,пожалуйста, почему "развитие смыслового чтения" вы отнесли к метапредметным целям и как можно его развивать?
На: Коррегирующая часть семинара-тренинга "Метапредметный урок"
Дайте,пожалуйста,чёткие инструкции по навигации в таблице.
Спасибо,
с уважением,Лукашенко В.В.
На: Коррегирующая часть семинара-тренинга "Метапредметный урок"
Валентина Владимировна, вы имеете в виду таблицу 2?
Вы читаете цель и отвечаете на вопросы, анализируя ее с точки зрения возможности достижения метапредметных, предметных, личностных результатов, аргументируя свою точку зрения. Если считаете нужным , даете рекомендации по изменению формулировки, задаете вопросы или комментируете , уточняете.