Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



методическая работа на тему: "Что такое музицирование?"

Submitted by Ирина Александровна Миронова on Sat, 04/06/2011 - 17:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Миронова Ирина Александровна
Место работы, должность: 

Саратов, МОУДОД "ДМШ № 21", преподаватель фортепиано

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> <span><span>Знакомство с опытом Смирновой Т.по эфективному приобщению ребенка к самостоятельной работе на фортепиано</span></span></p> <p> в младших классах музыкальной школы. Некоторые упражнения по организации&nbsp; и формированию игровых навыков ученика</p> <p> на уроках фортепиано</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> <span><span>.</span></span></p>

 

Что такое «музицирование»?  от немецкого  musizieren–заниматься музыкой -исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала, и в более широком понимании – вообще игра на музыкальном инструменте.

 

   Что же требуется для домашнего музицирования? Прежде всего, легко читать ноты с листа, уметь петь и аккомпанировать, обладать хорошим музыкальным вкусом, самостоятельно разучивать произведения.

     Программа рассчитана на занятия с  1 по 7 классы. В первом классе отводится 20 мин 1 раз в неделю по трем основным направлениям: 1 – подбор по слуху, чтение с листа, 3 – пение с аккомпанементом.

Итак, с первых уроков дети знакомятся с клавиатурой, записью нот и с ритмической записью, играют на инструменте простые песенки и упражнения. Основные разделы курса: упражнения по постановке руки, посадке за инструментом, координации движений обучение технике нот с листа, развитие метро-ритмического чувства, подбор по слуху, импровизация, работа над выразительностью исполнения.

 

 

      Вот несколько упражнений, которые помогут ребенку правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги.

 

1.     Имеет два названия «Новая « и «Сломанная  кукла» (для девочек) и «Солдатик» и «Медвежонок» ( для мальчиков.)

Сидеть, как кукла на витрине (от двух до 20 секунд, затем, расслабиться.  (Выполнить 6 раз).

 

2.     Исходная позиция «Новая кукла» Покачать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и  назад, сидя на стуле за ф-но, ноги на скамейке, руки свободно лежат на коленях

3.     Выполнить упражнение 2, усложнив его движениями рук, имитируя полет большой, красивой, нежной  птицы.Выделите слова «нежной», чтобы движения рук были плавными, «большой», -большая амплитуда движений, «красивой»- добиваться изящества в движениях. На 3 сек. Расслабиться – как «медвежонок».

4.     «Заводная кукла» или «робот».

 

Кукла стоит, подняв руки (все тело до кончиков пальцев напряжено), завод кончился, постепенно падают, «выключаются» пальцы, кисти, руки, туловище, ребенок наклоняется и качает расслабленными руками.

 

   5.Преподаватель играет пьесу «Подснежник». Ребенок сидит на стуле ,

Руки на коленях. Первая фраза – подснежник растет – правая рука плавно поднимается и опускается. Кисть расслабленная, как цветок. Ладошку не следует показывать, так-как  подснежник не распускается, как ромашка, его лепестки собраны и опущены  вниз. Вторая фраза – то же с левой рукой, третья – обе руки вместе с покачиванием вверху расслабленными кистями.

На занятиях с маленькими детьми не нужно использовать слово «упражнение», лучше говорить «давай поиграем в куклу».

Надо создавать психологическую комфортность для ребенка, т.к. он все время ощущает ваше пристальное внимание на себе, что часто приводит к внутренний скованности, замечаниями легко обидеть, закомплексовать его.

 

Теперь несколько общеизвестных упражнений на постановку рук.

 

1.Подняв руки как в упр. «Подснежник», и, расслабив, бросить на колени.

2. То же, но кисть собрана, пальцы поджаты (расслабленный кулачок).

3. То же, но рука падает на подушечки пальцев.

4. То же, но рука падает на 3й палец сначала на колени, потом на стол или крышку, затем на клавишу. Упражнение  выполняется всеми пальцами поочередно. Для начала 1 и 5-м одновременно. Добившись устойчивости кисти, предлагаем сыграть каждым пальцем отдельно.

5»Мячик» или «Отдай мне руку». Рука ребенка должна быть полностью расслаблена, чтобы преподаватель мог свободно подбрасывать и ловить её, как мячик.

Упражнение  выполнять за столом, через 2-3 дня за инструментом.

Ребенок должен сидеть на такой высоте, чтобы от плеча до кисти получился покатый спуск, как с горки. (Поиграть в плавный спуск с горы на санках без ям и трамплинов.)

     Упр.1 вертикальное. Ребенок поочередно поднимает и опускает руки. Сравните с движением двух лифтов в доме. Усложните упр. в следующем порядке: руки опускаются на расслабленные кулачки, затем, на все пальцы, на 1 и 5 пальцы, и, наконец, на каждый палец.

 

Для координации движений, цепкости и свободы рук.

      Упр. 2 Горизонтальное. «Машинка»

       1 вариант. Ребенок водит игрушечную машинку то влево, то вправо –(передний ход, задний ход ) Следите, чтобы впереди шел кистевой сустав и вел за собой пальцы.  

        2 вар. Разделить на две части дорогу для левой и правой руки. Вести левой рукой, затем, плавно перехватить правой и выполнить возвратное движение.

Упр3.» Марширующие гномы «

Пальцы шагают 2-3, 2-4, 2-1, 3-1, 3-5, 1-5, 4-3.

Пошагать сидя на стуле, не подпрыгивая, спокойно. Теперь ученику понятно, что кисть остается в спокойном состоянии, а двигаются только пальцы.

 

Упр. 4«Паучок или краб».

Шагают все пальцы. Преподаватель дает команду какими пальцами шагать, причем, следует называть разные пальцы для левой и правой руки. Например, в левой 1 и 5. в правой 2 и 4.

           Упр. 5 «Паучки пошли в поход»

«Паучок» несет тяжелый рюкзак, и, пройдя все пять пальцев, осторожно отдает рюкзак другому паучку. Так они и ходят, перенося тяжесть из руки в руку.

Упр.6 Поможет чувствовать номер пальца, не подсчитывая его.

 

1вар. Ученик кладет руки перед вами, закрыв глаза, 2 вар. Нажать несколько пальцев одновременно и назвать поочередно, начиная с левой руки,3 вар. Ребенок поворачивается спиной, руки держит за спиной и называет. У ребенка складывается новое ощущение своих пальцев.

Упр.7 «Вешалка». Ребенок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесили на них руки. Теперь нужно свободно покачать локтями.

Все предложенные упражнения лучше проводить на групповом занятии, собрав детей один два раза, желательно с родителями. На индивидуальном занятии педагог проконтролирует ребенка, затратив не более 10 минут. Дома с родителями выполнять ежедневно 1-2 месяца. Упражнения простые, интересные, их можно включать в утреннюю гимнастику, делать как разминку между чтением книг и просмотром T.V.Не стоит присоединять их к занятиям на фортепиано-,Это время посвятить

непосредственно игре на инструменте.

 

Изучение клавиатуры лучше начинать, ориентируясь на черные клавиши и с первого прикосновения думать о работе над звуком. Обучение начинается методом показа, на уроке ребенок играет с нашей помощью, а дома вспоминает, подбирает по слуху. Напишите ему подсказки – с какой ноты начинается песенка, и какие ноты можно брать левой рукой. A, F,C. Подбор «подходящей» ноты в левой руке будет начальным этапом в развитии гармонического слуха ученика, одновременно он запомнит буквенное обозначение аккордов и нот. Удобно на песенках работать над выразительностью исполнения. Определите какая это песенка, какое настроение передает, а, следовательно, темп, динамику, фактуру аккомпанемента в одной и той же песенке можно менять, например, «Едет паровоз» - решите, какие звери будут кататься на паровозе и как они будут петь её . Во-первых,  ребенок сыграет её несколько раз и каждый раз с интересом, и, во-вторых, сам будет определять темп, динамику, штрихи. Медведи едут медленно, nonlegatoи громко, зайцы-трусишки – быстрее и тише, но осторожно, белочки- быстро и весело, staccato.


«Зайка» - 1 вариант - поет зайчик – жалуется , играем медленно, тихо, legato, 2-й вар. – резко, осуждая хозяйку. Так, в игровой форме будет развиваться координация движений, слух, и зрительная память, появятся элементарные навыки игры по слуху. Одновременно на этом же музыкальном материале  можно изучать нотную запись и обучать игре по нотам. Партию левой руки (подскажет педагог), можно усложнять, упрощать, в зависимости от способностей ученика

 

 

=====О РИТМЕ  и внутренней ритмической пульсации====

 

На третьем- четвертом уроке покажите ребенку ритмическую запись и начните выполнять серию ритмических упражнений. Цель – выработать чувство внутренней ритмической пульсации, познакомить с ритмическими фигурами. Для этого следует отказаться от счета «раз и « - т. к. он ассоциируется с  подсчетом нот в такте, а не с ощущением длительности звучания, что мешает развитию внутреннего чувства ритмической пульсации. Музыка – живая, у неё есть сердце и пульс, как у человека. Предложить ученику простучать пульс различных отрывков.

           Теперь приступаем к записи : «Пульс» записывается 1 1 1 1, а спокойный , средний шаг- четвертью.

Игра: мама гуляет с малышом, идет большими шагами, а малышу, чтобы не отстать , приходится делать вдвое больше шагов

1    1    1  1

П  П  П  П, чтобы помочь ребенку, предложите слоговую поддержку ти –ти = та. Гуляют вместе, стучим двумя руками 1   1   1    1

П  П  П  П

                                                                          меняются местами, для начала помогать своими руками. А вот пришел с работы папа и тоже решил прогуляться, но его шаги очень большие о   о   о   о   , стучим двумя руками, записываем, кто идет, кто догоняет. Можно предложить ребенку написать схему для разных игрушек. Получится игра «Чьи это шаги?» Хорошо поиграть на двух клавишах – это музыка шагов, где есть образ шагающего, ритм, высота звука. Все устали и остановились. О тянется долго, когда будет развито чувство пульсации, ученик всегда выдержит её.

      Работа над ритмическими схемами предлагается в следующей последовательности: 1) Берется маленький блок и отрабатывается до автоматизма, левой – пульс, правой рукой - ритм: 


                                                                                                                                                                                  

 

Из блоков составляются длинные, разнообразные схемы. Можно в виде паровозика с вагончиками. Ученик сам расставит вагончики в разной последовательности: колеса каждого вагончика стучат свой ритм.

     Общепринятую схему можно показать не на примере яблока, а длинной полоске бумаги. Нарисуйте целую ноту, далее, одновременно выполняйте тройное действие: ведите карандашом по полоске бумаги, голосом тяните этот звук и отстукивайте пульс .Разделите пополам – 2 более коротких звука, но тройное действие выполняется постоянно.т Разъясняя схему, необходимо закрепить временное, метрическое, зрительное, слуховое восприятие записи .Обязательно покажите ребенку, что при записи нот расстояние между ними зависит от их длительности.

   Познакомьте детей с более сложными ритмическими  фигурами. В продолжение истории про семью: раньше они шагали, а теперь пусть попробуют танцевать. Танцевальные движения гораздо сложнее, чем шаги.Теперь на пульс нужно будет пробежаться, покружиться, остановиться, подпрыгнуть, сделать притоп и т.д.

 

 

 

 

 

Ритмические упражнения должны быть постоянным домашним заданием. Дома рекомендуется устраивать шумовой оркестр, где ребенок, конечно,и

Главный исполнитель и руководитель.

      Размер, такты на первых уроках – такты это комнаты, где живут ноты, размер комнат – одинаковый, размер проставлен сразу после ключевого знака, верхняя цифра – количество пульсов, а нижняя – чему равен пульс Пульс может быть равен разным длительностям …..

      Работа над ритмическими схемами должна вестись параллельно с игрой песен и пьес. Их ритм гораздо проще и не вызывает сложностей. При разучивании пьес предлагайте играть и петь их, то с названием ритма, то с названием нот, то со словами песни (можно их придумать).

          


            =======ГРАФИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА======

            

Если проанализировать свое восприятие нотного текста, то увидите, что воспринимаете текст «графически» - всю гамму, арпеджио, интервалы, аккорды, пальцы сами выстраивают аккорды, такая легкость чтения с листа приходит с годами. Многие выпускники музыкальных школ так и не овладевают ею. Нужно с первого урока учить ребенка видеть вперед нотный текст, анализировать его, т.е. видеть «графически».

    Необходимо добиться прямой связи: вижу ноту, нажимаю на клавишу, не вспоминая, как называется эта нота, научить видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи.

    Достигается это следующим образом. С первого урока дети знакомятся с записью нот сразу на десяти линейках и связующей нотой «до» в обоих ключах .Поможет упражнение «Бусы».

1)     Запишите ноты от «до» вверх подряд .Ребенок играет, глядя на запись (не называя)

2)     Аналогично записываются и играются ноты вниз от «до» Зрительно эта запись напоминает нитку бусинок. Закрепите понятие вверх, вниз, повторяющаяся нота – момент важный. Следует объяснить, что когда записываются все ноты подряд, то одна сидит на линеечке, другая между ними. На уроке напишите вместе с ребенком несколько « бус» на 10 линейках, Он советует, куда вести вверх, вниз, на месте, затем, ..играет их. На повороте хорошо «постоять» на одном звуке, чтобы хорошо сориентироваться, помогать карандашом, чтобы не сбиться.

5-6 примеров выполнить дома! Далее переходите к несложным мелодиям

Можно использовать «сольфеджио» для 1-го класса. Найдите песенки, которые начинаются с ноты «до», если не с «до», покажите с какой клавиши надо играть На дом  10 номеров из «сольфеджио», подписав первую ноту русскими буквами и латинскими «С», А F…

1-й раз играет и поет, произнося ритм, 2-й раз играет и пропевает названия нот .На каждом последующем уроке выбирайте 1-2 опорные ноты и ребенок зрительно запомнит, где пишется ля, ми, фа…

На 2-м уроке напишите два ряда «бус» 1-й на линейках, 2-й между линейками. Объясните, что они играются через клавишу. Сначала проиграйте ноты по записи, но без названий, потом ребенок должен запомнить их названия по клавиатуре, в любых октавах, т.к. запись пока не важна. На дом опять новые «бусы», которые надо сыграть 1-2 раза без названий нот, следя, как движутся звуки, анализируя. Если ребенок сбился, надо найти опорную ноту, которую знает, затем, продолжить. Далее «бусы» играются с произнесением названий нот в следующем порядке: посмотреть на ноту, сыграть её и назвать, опираясь на знание клавиатуры. Подберите пьесы, где встречается движение подряд и через клавишу. Объем домашнего задания должен быть большим, т.к. ставится задача не заучить песенки, а читать с листа и наша задача не выучить 1-2 пьесы хорошо, а сыграть как можно больше нотного текста.

     На 4-6 уроках приступайте к песенкам на двух строчках в обоих ключах. Постоянно усложняйте задания, используя отрывки из разных пьес, этюдов, любой материал, который поможет графически воспринимать текст.

     Упр. 2 Двойные бусы: Параллельные терции, кварты, сексты, квинты.

Терции и кварты играются одной рукой, квинты и сексты- двумя. Терции играть 1-3, 3-5 пальцами, готовя руку к трезвучиям. Вспомните упражнение «Марширующие гномы». Проверьте, хорошо ли расслабляется рука при снятии, если все в порядке, можно играть «бусы».

        Все внимание на нотную запись, рука должна играть «вслепую», т.е. свою руку ребенок видит как бы рассеянным зрением .Предложите выбрать верхнюю или нижнюю ноту в интервале и по ней следить за движением.

Упр.3 1 и 4 пальцы играют кварту, 1 и 5 –квинту. Проверить, удобно ли стоит рука ребенка. При игре смотреть только в ноты, можно петь тот голос, по которому ученик ориентируется.

     Упр. 4.Записать в нотную тетрадь несколько упражнений типа: «Сыграть, анализируя движения голосов (стоит, сходятся, расходятся).

      Упр. 5 «Бусы « из 3-х  голосов. Тройные бусы дадут впоследствии свободу в чтении аккордов с листа. Задача - проследить, как меняются голоса, какая нота остается, какая движется, выделить мелодическую линию в аккордах . Играть 2-мя руками.

      Упр. 7 «Тройные бусы» или «Снеговики» Пальцы окрепли и могут играть трезвучия и аккорды. Проверить готовность рук, пошагать на столе, затем, на клавиатуре 3-мя «ножками» поиграть трезвучия. Сначала играйте »снеговиков» по принципу «бус», но немного, основная задача – познакомить детей с основными функциями лада и дать возможность играть любимые пьесы с аккомпанементом. Поэтому - упражнения на левую руку и проставьте цифровку. 1) C-F-G-C. 2) a- d-E- a.

 

 

 

 

 

======  РАБОТА над техникой чтения с листа =======

1)     Дети играют огромное количество песенок  с установкой: проиграть 1-2 раза с анализом движения мелодии. На каждом уроке задается 5-1 № из «Сольфеджио» для самостоятельной работы с пропеванием счета, нот, слов песенки.

2)     Параллельно с самостоятельной работой задавайте более сложные  номера , примерно 4-5, но с обязательным объяснением на уроке, т.к. появляются дополнительные линейки, лиги, знаки альтерации, сложные тональности.

3)     Включите в работу пьесы с буквенным обозначением  аккордов. Играют их дети легко, следя за двумя руками.  При первых проигрываниях, ставя только «снеговики». Со 2-го урока придумывает аккомпанемент.

4)     Пьесы, записанные на двух строчках, проигрываются на уроке 1 раз 2-мя руками. Дома разучивание отдельными руками полностью исключается.  Такая работа проводится только фрагментарно и с другой целью – работа над звуком или техническим приемом в трудном месте.

5)     Затем, приступайте к работе над пьесами, переложенными в одной позиции. Аппликатура проставлена только в исходных точках. Теперь, когда руки стоят удобно на клавишах, их не нужно переставлять на другие клавиши, глаза могут следить только за нотным текстом. Это очень важный момент, т.к. текст усложняется и следует читать 2 нотные строчки сразу. Если ребенок периодически смотрит на руки, закрывайте их листом бумаги. Очень помогает ребенку аппликатура. При первом чтении подсказывайте не ноты, а пальцы. Преподаватель вырабатывает ощущение вертикали с нижней строчки, подсказывая

номера пальцев с левой руки, но не называя руку.

Постепенно наращивайте количество пьес до 10- 12. На каждом уроке задавайте по 1-2 новой пьеске. Дома играть старые пьесы 1 раз и по 2 раза – новые. В классе слушать выборочно выделенные места, отдельные строчки. 

  В течение 2-х месяцев ни один номер не будет готов для концертного исполнения на отметку, но и задачи ставились иные – развить навыки

Чтения с листа.

        Задача второго полугодия – развить зрительную память, научить смотреть на один такт вперед. Для этого используется материал сборника «Сольфеджио». Нужна помощь родителей, (показать на уроке) Начинайте играть номера на 2/4 , закрывая по полтакта, затем, по такту, далее, усложнять тональности с большим количеством знаков и с большим размером 3/4  4/4  6/8.

 

 

  ========  ПОДБОР ПО СЛУХУ ======

     Кроме обычной задачи – подбирать понравившуюся музыку, надо поставить цель учить наизусть не пальцевой памятью, а методом подбора. Предлагая песенки для подбора, следите, чтобы мелодия начиналась с первой ступени.

    Предложите следующую игру: каждой песенкой будет руководить дирижер «снеговик» , если песенка начинается от ноты «до», то пусть руководит «снеговик» С , если от «ре», - снеговик Dи т.д. На каждом уроке предлагайте сыграть по 1-й песенке в тональностях C, D, F, G. Например, «Едет, едет паровоз», «Мишка с куклой пляшут» …Потом прибавьте мелодию, начинающуюся с третьей ступени – «Я на скрипочке играю», и с пятой «Маленькой елочке « Можно давать пьески в другом порядке. Сначала песенки в ДО-мажоре от трех ступеней, на следующем уроке те же песни в Фа-мажоре, и т.д., кому что легче, так же вводите левую руку. Поставьте руку на снеговика (все пять пальцев) и скажите, что будут участвовать только три ноты – 5 , 2, 1 пальцы T, S, D, а про ступени вскользь, какой палец когда сыграет- подберите методом проб и ошибок. Через несколько уроков 2-4 скажите, что у главного «Снеговика» есть помощники, которые строятся от клавиш, на которых стояли 2-й и 1-й пальцы. Эти «Снеговики» строятся на iv и  v  ступенях.

    Теперь левая рука играет «снеговиками», а  через 2-4 урока можно разнообразить аккомпанемент: (упражнения для развития левой руки) Триоли, синкопы, восьмые ноты, четверти. Подбирать можно любые песни, используя сборник «Буратино»и другие песенники. Правая рука играет по нотам, левая по буквенным обозначениям аккордов. ,Вначале просто «Снеговиком».Подбор же заключается в том, что после 3-х 4-х проигрываний ребенок должен играть по памяти, в случае заминки – подбирать по слуху, а не    смотреть в ноты. Если не подбирается, то лучше подсказать, подыграть, но ноты не давать. Если левая рука насыщена аккордами,(отклонения в другую тональность) , то выпишите только буквенные обозначения аккордов отдельно. В таком случае, слух будет работать на то, где поставить эти аккорды.

      Хорошие результаты достигаются не сразу, в зависимости от индивидуальных способностей ученика. Но оставлять эту работу ни в коем  случае нельзя, пусть дети играют ту музыку, которую слышат дома, в школе. Это помогает завоевать уважение сверстников, почувствовать свою востребованность в коллективе.

     Чтобы в большей степени развивать слуховую память, чем зрительную и пальцевую, рекомендуем с первых уроков предложить детям задание – выучить какую-либо мелодию наизусть « методом подбора». Сыграл одну фразу – подбери её, сыграл предложение, - подбери, если не получилось, не бросайся сразу к нотам, спой мелодию, поищи её на клавиатуре, ведь музыка пока одноголосная.

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн