Жизнь наша — бурное море... По нему среди множества препятствий плывёт корабль человеческой судьбы. Мы все — путники. Знаем разные опасности житейского плавания. Горести, скорби, лишения, всякого рода соблазны, болезни, напасти ближних, уныние, слабости, падения – всё это горьким опытом изведано каждым из нас. Современный человек, к сожалению, слаб духом. Где найти чудный источник, который подаст нам животворящие силы, чтобы справиться с невзгодами, чтобы остаться ЛЮДЬМИ? А ведь он есть... Это святые места, которыми издавна полнится и славится Русь. Давайте, как бывало, совершим паломничество по городам и весям нашей земли!..
Первый пункт посещения - ОПТИНА ПУСТЫНЬ.
Оптина Пустынь находится в нескольких верстах от Козельска Калужской губернии. Она расположена на берегу быстрой речки Жиздры, отрезающей ее от остального мира, и окружена девственным бором. Оптинский монастырь представляет собой величественный белый кремль с 4-мя храмами, крепостными стенами и башнями. Время образования Оптиной Пустыни неизвестно. По преданию, ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта.
Высокая духовная жизнь Оптиной гармонирует с ее внешней красотой. Гоголь после посещения Оптиной описывает ее исключительную духовность и благотворное ее влияние на все с ней соприкасающееся: "Я заехал по дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание.Я думаю на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Это слышится и в самом наружном служении. Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все. Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышим ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше...". Слова Николая Васильевича об оптинской жизни справедливы и сегодня: то же внимание к людям и забота о них, то же благоухание и молитвенное предстояние перед Богом...
СЕВЕРНАЯ ФИВАИДА
Северная Фиваида - так с древних времён называют Вологодские монастыри. Особенно мною любим Ферапонтов. Он расположен в 20 км на северо-восток от Кириллова или, что абсолютно то же самое, в 120 км на северо-запад от Вологды. Монастырь выстроен на холме меж двух озер - Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска, шумно прыгающая по камням и не замерзающая даже в довольно серьезные морозы. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки.
Начало Северной Фиваиде положили московские монахи, преподобные Кирилл и Ферапонт. В глухом лесистом краю они основали в конце 14 в. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, ставшие вскоре очагами христианской культуры и центрами хозяйственной жизни Белозерья и Русского севера в целом. Эти наиболее известные северные русские монастыри дошли до наших дней в почти неискаженном виде. Уцелели суровые крепостные стены, храмы с уникальными росписями. Не исчезли даже древние иконы и предметы старины, наполнявшие до 1917 г. монастырские соборы и ризницы. Многие из этих произведений хранятся теперь в местных и столичных музеях и библиотеках.
В самом начале XVI века в стенах Ферапонтова монастыря появилась артель живописцев, расписавших храм Рождества Богородицы. Четыреста с лишним лет каменные стены терпеливо хранили краски фресок, надписи и память о мастерах, создавших их. Один из них - Дионисий, чье имя было прочитано учеными в начале XX века.
|
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Предлагаю сделать следующую остановку в Саратовской области.
Вавилов Дол. Елшанка.
Родник, святой источник Свято-Алексиевского женского монастыря
Святой источник известен с конца девятнадцатого века и считается самым почитаемым в городе на сегодняшний день. Каждый день здесь бывает около двухсот человек. Расположен он на 1-й Дачной улице, вблизи Свято-Алексиевского женского монастыря, чуть ниже лесного массива. Первоначально здесь был мужской скит, в те далекие времена здесь был построен храм во имя святого Алексия Митрополита Московского. Богослужения иноками совершались ежедневно. Предание гласит, что источник явлен по молитве насельников.
Родник, святой источник иконы Богородицы Живоносный источник
Источник расположен в овраге Дегтярный в центре города Аткарск. О источнике известно с 1870 года. В годы богоборчества при советской власти его почитание пытались искоренить, но этого так и не удалось сделать. Но все таки это наложило свой отпечаток на судьбу источника, он постепенно становился забытым и заброшенным, а к концу прошлого века около родника вообще организовалась свалка. Но с приходом века текущего благодаря местным жителям свалка была ликвидирована.
Родник, святой колодец Параскевы Пятницы
Колодец расположен в селе Лопатино, недалеко от города Балашов. Святая Параскева считается хранителем благополучия семейного очага. В советские годы в селе был разрушен храм в котором была чудотворная икона святой Параскевы Пятницы. Икона была написана еще в восемнадцатом веке в Греции. Её судьба очень интересна - икону успели вынести из храма до того как его разрушили и на протяжении всего времени каждую десятую пятницу после Пасхи приносили её на источник, где совершался молебен
Родник, святой источник в Хвалынском национальном парке , святой источник в Хвалынском национальном парке
На территории парка несколько родников - "Благодатный" на территории научной базы Саратовского государственного университета, от которого по лесной тропинке, через смешанный лес к закрытому роднику «Радищевский», и далее к роднику "Святой".
Из истории. В 1903 году в трех верстах от Хвалынска, у лесного родника, был устроен скит Свято-Троицкого мужского монастыря. В 1904 году в скиту была выстроена каменная, с деревянной колокольней и барабаном однопрестольная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Настоятелем скита был иеросхимонах Дорофей, почитавшийся хвалынчанами как старец.
Святые источники
Киселева Ирина Владимировна, учитель МОУ-ООШ №7 г.Петровска
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Киселева Ирина Владимировна, учитель МОУ-ООШ №7 г.Петровска
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Очень рада отклику, Ирина Владимировна: "вместе весело шагать по просторам"... Двигаемся дальше?
ГОРИЦКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Горицкий Воскресенский женский монастырь расположен в 6 км к западу от г. Кириллова, на левом берегу р. Шексны, на горах. Основан в 1544 году иждивением князя Андрея Ивановича Старицына (младший сын Ивана III) и его супруги Евфросинии Владимировны. Для новой обители было избрано место на высоком берегу реки у подножия горы Мауры, неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря. В 1544 году здесь был возведен на деньги Старицких соборный храм Воскресения, который при всех своих утратах, переделках и запущенности гордо стоит в центре обители и поныне. Он громоздок, несколько непропорционален, но производит неизгладимое впечатление.
По существу история Гориц – это отражение печальных событий, происходивших в стране. Бог судил так, что монастырь стал местом прибежища основательницы монастыря – княгини Евфросинии Старицыной. Постриженная по воле своего родного племянника, царя Иоанна Грозного, в Москве игуменом Вассианом с наречением имени Евдокии, княгиня была сослана в Горицы вместе со своей племянницей Иулианией, вдовою царского брата Юрия, которая здесь была пострижена в иночество с наречением имени Александры.
В дни царствования Иоанна Грозного, да и позже, Горицы были исключительным местом прибежища княжеских и царских инокинь. Так, в 1586 году здесь жила супруга Иоанна Грозного – Анна Алексеевна – в инокинях старица царица Дарья, которая потом переведена была в Тихвинский Введенский монастырь. В 1606 году сюда была заключена несчастная красавица царевна Ксения Годунова, в иночестве Ольга, обреченная на страдания самозванцем Лжедмитрием. В 1619 году здесь была под надзором старица княгиня Елена Масальская. Здесь же подвизалась и бывшая невеста Петра II княжна Екатерина Алексеевна Долгорукова.
По воле царя Бориса Годунова была здесь в заточении жена боярина Федора Никитича (патриарха Филарета), инокиня Марфа с сыном своим Михаилом, будущим царем Михаилом Федоровичем и отсюда уже после переселились они в свои Костромские вотчины.
Венчанная супруга Иоанна Грозного, царица Мария Федоровна Нагая, невольно постриженная Борисом Годуновым в Череповской обители, что на Выксе с именем Марфы, часто посещала Горицкий монастырь и временно жила здесь. Она устроила здесь два придела в теплой церкви и выстроила над папертью каменную колокольню. Вскоре затем она соорудила и третий придел во имя прославившегося сына своего убиенного царевича Дмитрия.
С самого основания обитель была достаточно состоятельна. Монастырю оказывали милости многие цари. Обитель получала жалованье, владела землями, угодьями, перевозом через Шексну, что давало немалый доход.
Примерно в километре от Горицкого Воскресенского монастыря из-под земли бьет хрустально чистый родник. По легенде он был открыт монахиней, которая случайно сдвинула один из камней, и поток воды устремился по направлению к монастырю.
До этого монахиням приходилось брать воду в реке Шексне и носить ее в высокую гору. Чудесное открытие источника случилось 26 июня, в день празднования иконы Тихвинской Божьей Матери, в этот день ежегодно проходит торжественное богослужение и крестный ход на источник, где служится водосвятный молебен. При игуменье Маврикии, чрезвычайно деятельной и духовно просвещенной настоятельнице монастыря, над источником была сооружена деревянная часовня.
А позднее к монастырю подведен водопровод, сооруженный из деревянных (осиновых) труб, обернутых берестой. Фрагментарно водопровод сохранился и по сей день, символизируя собой неразрывную связь времен.
ГОРА МАУРА
Маура – гора в километре от Гориц и около 5 км от г. Кириллова. Заповедное место, где сохраняется неповторимая природа: густой еловый лес с можжевеловой порослью, земляничными полянами и высокими муравейниками. С горы открывается прекрасный вид на бесконечные дали кирилловской земли, среди которой возвышается могучая крепость – Кирилло-Белозерский монастырь. История горы связана со священными воспоминаниями 600-летней давности. Отсюда прп. Кирилл Белозерский увидел то место, которое ему было указано Богородицей для основания новой обители. Только здесь, в конце многотрудного пути прп. Кирилл поведал своему духовному другу и спутнику прп. Ферапонту о видении, бывшем ему в Московском Симоновом монастыре. В память о совместной молитве преподобных на горе Мауре спустя время была установлена монахами часовня. А основанная ими новая обитель положила начало множеству монастырей, скитов, пустыней Северной Фиваиды, как стал называться этот край.
До наших дней сохранился на горе огромный камень, на котором означен след человеческой ступни. Народное предание говорит, что это след ноги преподобного Кирилла. Рядом с камнем воздвигнут Поклонный крест в 1997 г. в память преподобных Кирилла и Ферапонта – по случаю 600-летия основанных ими монастырей. Вершину горы украшает новая часовня с гульбищем, освященная в 2000 г. На маленькой звоннице висит колокол с отлитыми на нем образами Спасителя, Богородицы и Николая Чудотворца. Первая часовня стояла над памятным камнем.
КИРИЛЛОВ МОНАСТЫРЬ
Кирилло-Белозерский монастырь - один из трех «великий государевых крепостей» наряду с Троице-Сергиевым и Соловецким монастырем. В 1397 году на берега Сиверского озера, пришел шестидесятилетний старец, монах московского Симонова монастыря Кирилл, вырыл землянку и проводил дни в уединении и молении.
Это событие стало началом летоисчисления знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря. О том, начальном для монастыря, времени напоминает сегодня деревянная часовня, связанная преданием с именем Кирилла. Кирилло-Белозерский монастырь строился на протяжении столетий, но в его облике не найдешь ничего беспорядочного. Кажется все многообразие форм и мотивов возникло вдруг по единому замыслу. Успенский собор (1467 г) - самое раннее каменное сооружение большого монастыря. По мнению исследователей, в Кириллове уцелели едва ли не единственные на территории врата с древней системой росписи. Поражает высота, мощь и протяженность белоснежных стен с огромными гранеными башнями (около 2000 м, включая ограду старого монастыря). Крепость Новый город историки считают вершиной фортификационного искусства 17 века. Не зря патриарх-реформатор Никон, который находился в ссылке на Белоозере с 1666 по 1681 год, назвал Кирилло-Белозерский монастырь одной из трех "великих государевых крепостей" наряду с Троице-Сергиевым и Соловецким монастырем. Сегодня Кирилло-Белозерский монастырь - удивительный памятник строительному мастерству, хранитель духовных сокровищ.
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Душа моя осталась в Санаксарах...
САНАКСАРЫ
И до сих пор он над рекою
Стоит как память о былом,
Таком далеком, невозвратном,
Но близком к нам,
Не сказки древние, а были
В стенах Санаксаря живут,
Их шепчут сосны вековые,
И струи Мокши их поют.
В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем "Санаксарский монастырь". Возможно, это название происходит от слова «синаксарь» – так называли на Руси краткие жития святых, или от мордовского «санав сара», что означает болотистую местность, или от лежащего в низине у его стен озера Санаксар.
Монастырь был основан в 1659 году и к началу XIX века превратился в крупную, хорошо обустроенную обитель. Сегодня от города Темникова открывается изумительная панорама с рекой Мокшей, на берегу которой среди векового соснового бора и изумрудных лугов располагается великолепный монастырский ансамбль.
История монастыря хранит множество имён истинных подвижников благочестия и духовного строительства, но среди них особо выделяются имена
Пр. Феодора Санаксарского и его племянника Ф.Ф. Ушакова, знаменитого русского флотоводца.
Порядок в монастыре очень строгий, но это не обременяет паломников, потому что за кажущейся жёсткостью насельников обители ощущается горячая любовь к ближнему, забота о его благополучии. Службы здесь долгие. Но несмотря на усталость, каждый из мирян после литургии спешит на какое-нибудь послушание, т.к. знает: потрудиться в таком монастыре - помочь духовно прежде всего самому себе. А как славно потом бывает окунуться в воды святых источников!
Близ Санаксарского монастыря расположены святые источники. Самый популярный у паломников в жару родник с купелями назван в честь преподобного Феодора Санаксарского. Он расположен в сосновом бору. К нему ведет многоступенчатая деревянная лестница. Купальни красивые (похожие на теремки с цветными витражами внутри) и чистенькие, но вода в них серо-водородная. Лечебная. Рядом с купальнями - часовня и домик смотрителя. Напротив – лик преподобного Ф.Санаксарского.
Монахи предпочитают пить воду из старейшего монастырского источника в деревне Алексеевка.
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Ирина Евгеньевна, спасибо!
Ферапонтово
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникли из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, не бывалой досель...
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле...
Николай Рубцов
С уважением Анна Юрьевна
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Уважаемая Анна Юрьевна! Рада, что Вам понравилась информация блога. В этих местах я побывала сама - пишу сердцем. Какшина
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Свято-Успенский Псково - Печорский монастырь был основан в 1473 году. Начало монастырю положили монахи отшельники, которые основали первые монастырские помещения в пещерах в песчаном склоне оврага. По - древнерусски пещеры - "печоры", отсюда и название монастыря.
Первое боевое крещение крепость получила в 1581, когда основное войско Стефана Батория, неудачно тратило свои силы, пробуя на прочность стены и защитников Пскова, отряд поляков занимался Печорами с применением пушек. Надо сказать, что стены были пробиты в двух-трех местах и поляки даже захватили одну из башен, но были выбиты из крепости и убрались. В 1592 году, единственный раз, крепость удалось захватить шведам, правда, всего на один день. В период с 1611 по 1655 крепость неоднократно подвергалась осадам со стороны войск добрых соседей - поляков и шведов, но устояла. Как пограничная крепость, в начале XVII века Псково - Печорский монастырь был укреплен земляными бастионами, подобно тому, как укреплялись в то время многие крепости. В 1703 году усиленная таким образом крепость выдержала осаду шведских войск, за что была отмечена самим Петром I, приказавшим установить на одной из башен российский герб.
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Спасибо, Антонина Александровна. И в Печерах я была. С этого монастыря чудным образом началось моё воцерковление. Заслуживают особое внимание пещеры обители. Какшина
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Согласно преданиям в глухих окрестностях близ села жили монахи-отшельники. Семеро из них было убито во время нашествия иноплеменников на Русь. Тогда то, по Божьей милости, и забили на том месте родники, а верующие поставили в честь святых часовню. Чтобы прославить сие место, Богоматерь явила людям чудотворную "Тихвинскую" икону. Местные жители трижды приносили ее в храм села Русская Норка и трижды чудным образом икона оказывалась на родниках. К "Семиключью" началось массовое паломничество верующих. Имеются многочисленные свидетельства чудесных исцелений людей, страдающих различными заболеваниями и недугами, после купания в источнике.Рассказывают, что местный блаженный купался в этой купели круглый год и даже в лютую зиму ходил по снегу босиком. Да и сама вода, из-за своих целебных свойств, имеет такую известность, что приезжают за ней даже с Урала и Дальнего Востока.
Семиключье.
Киселева Ирина Владимировна, учитель МОУ-ООШ №7 г.Петровска
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Ирина Владимировна! А Вы любите окунаться в святые источники? Если "да", какие испытываете ощущения?