Жизнь наша — бурное море... По нему среди множества препятствий плывёт корабль человеческой судьбы. Мы все — путники. Знаем разные опасности житейского плавания. Горести, скорби, лишения, всякого рода соблазны, болезни, напасти ближних, уныние, слабости, падения – всё это горьким опытом изведано каждым из нас. Современный человек, к сожалению, слаб духом. Где найти чудный источник, который подаст нам животворящие силы, чтобы справиться с невзгодами, чтобы остаться ЛЮДЬМИ? А ведь он есть... Это святые места, которыми издавна полнится и славится Русь. Давайте, как бывало, совершим паломничество по городам и весям нашей земли!..
Первый пункт посещения - ОПТИНА ПУСТЫНЬ.

Оптина Пустынь находится в нескольких верстах от Козельска Калужской губернии. Она расположена на берегу быстрой речки Жиздры, отрезающей ее от остального мира, и окружена девственным бором. Оптинский монастырь представляет собой величественный белый кремль с 4-мя храмами, крепостными стенами и башнями. Время образования Оптиной Пустыни неизвестно. По преданию, ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта.
Высокая духовная жизнь Оптиной гармонирует с ее внешней красотой. Гоголь после посещения Оптиной описывает ее исключительную духовность и благотворное ее влияние на все с ней соприкасающееся: "Я заехал по дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание.Я думаю на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Это слышится и в самом наружном служении. Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все. Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышим ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше...". Слова Николая Васильевича об оптинской жизни справедливы и сегодня: то же внимание к людям и забота о них, то же благоухание и молитвенное предстояние перед Богом...
СЕВЕРНАЯ ФИВАИДА
Северная Фиваида - так с древних времён называют Вологодские монастыри. Особенно мною любим Ферапонтов. Он расположен в 20 км на северо-восток от Кириллова или, что абсолютно то же самое, в 120 км на северо-запад от Вологды. Монастырь выстроен на холме меж двух озер - Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска, шумно прыгающая по камням и не замерзающая даже в довольно серьезные морозы. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки.
Начало Северной Фиваиде положили московские монахи, преподобные Кирилл и Ферапонт. В глухом лесистом краю они основали в конце 14 в. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, ставшие вскоре очагами христианской культуры и центрами хозяйственной жизни Белозерья и Русского севера в целом. Эти наиболее известные северные русские монастыри дошли до наших дней в почти неискаженном виде. Уцелели суровые крепостные стены, храмы с уникальными росписями. Не исчезли даже древние иконы и предметы старины, наполнявшие до 1917 г. монастырские соборы и ризницы. Многие из этих произведений хранятся теперь в местных и столичных музеях и библиотеках.
В самом начале XVI века в стенах Ферапонтова монастыря появилась артель живописцев, расписавших храм Рождества Богородицы. Четыреста с лишним лет каменные стены терпеливо хранили краски фресок, надписи и память о мастерах, создавших их. Один из них - Дионисий, чье имя было прочитано учеными в начале XX века.
|
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Предлагаю сделать следующую остановку в Саратовской области.
Вавилов Дол. Елшанка.

Святой источник известен с конца девятнадцатого века и считается самым почитаемым в городе на сегодняшний день. Каждый день здесь бывает около двухсот человек. Расположен он на 1-й Дачной улице, вблизи Свято-Алексиевского женского монастыря, чуть ниже лесного массива. Первоначально здесь был мужской скит, в те далекие времена здесь был построен храм во имя святого Алексия Митрополита Московского. Богослужения иноками совершались ежедневно. Предание гласит, что источник явлен по молитве насельников.
Источник расположен в овраге Дегтярный в центре города Аткарск. О источнике известно с 1870 года. В годы богоборчества при советской власти его почитание пытались искоренить, но этого так и не удалось сделать. Но все таки это наложило свой отпечаток на судьбу источника, он постепенно становился забытым и заброшенным, а к концу прошлого века около родника вообще организовалась свалка. Но с приходом века текущего благодаря местным жителям свалка была ликвидирована.
Родник, святой колодец Параскевы Пятницы
Колодец расположен в селе Лопатино, недалеко от города Балашов. Святая Параскева считается хранителем благополучия семейного очага. В советские годы в селе был разрушен храм в котором была чудотворная икона святой Параскевы Пятницы. Икона была написана еще в восемнадцатом веке в Греции. Её судьба очень интересна - икону успели вынести из храма до того как его разрушили и на протяжении всего времени каждую десятую пятницу после Пасхи приносили её на источник, где совершался молебен
Родник, святой источник в Хвалынском национальном парке , святой источник в Хвалынском национальном парке
На территории парка несколько родников - "Благодатный" на территории научной базы Саратовского государственного университета, от которого по лесной тропинке, через смешанный лес к закрытому роднику «Радищевский», и далее к роднику "Святой".
Из истории. В 1903 году в трех верстах от Хвалынска, у лесного родника, был устроен скит Свято-Троицкого мужского монастыря. В 1904 году в скиту была выстроена каменная, с деревянной колокольней и барабаном однопрестольная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Настоятелем скита был иеросхимонах Дорофей, почитавшийся хвалынчанами как старец.
Святые источники
Киселева Ирина Владимировна, учитель МОУ-ООШ №7 г.Петровска
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Киселева Ирина Владимировна, учитель МОУ-ООШ №7 г.Петровска
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Очень рада отклику, Ирина Владимировна: "вместе весело шагать по просторам"... Двигаемся дальше?
ГОРИЦКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Горицкий Воскресенский женский монастырь расположен в 6 км к западу от г. Кириллова, на левом берегу р. Шексны, на горах. Основан в 1544 году иждивением князя Андрея Ивановича Старицына (младший сын Ивана III) и его супруги Евфросинии Владимировны. Для новой обители было избрано место на высоком берегу реки у подножия горы Мауры, неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря. В 1544 году здесь был возведен на деньги Старицких соборный храм Воскресения, который при всех своих утратах, переделках и запущенности гордо стоит в центре обители и поныне. Он громоздок, несколько непропорционален, но производит неизгладимое впечатление.
По существу история Гориц – это отражение печальных событий, происходивших в стране. Бог судил так, что монастырь стал местом прибежища основательницы монастыря – княгини Евфросинии Старицыной. Постриженная по воле своего родного племянника, царя Иоанна Грозного, в Москве игуменом Вассианом с наречением имени Евдокии, княгиня была сослана в Горицы вместе со своей племянницей Иулианией, вдовою царского брата Юрия, которая здесь была пострижена в иночество с наречением имени Александры.
В дни царствования Иоанна Грозного, да и позже, Горицы были исключительным местом прибежища княжеских и царских инокинь. Так, в 1586 году здесь жила супруга Иоанна Грозного – Анна Алексеевна – в инокинях старица царица Дарья, которая потом переведена была в Тихвинский Введенский монастырь. В 1606 году сюда была заключена несчастная красавица царевна Ксения Годунова, в иночестве Ольга, обреченная на страдания самозванцем Лжедмитрием. В 1619 году здесь была под надзором старица княгиня Елена Масальская. Здесь же подвизалась и бывшая невеста Петра II княжна Екатерина Алексеевна Долгорукова.
По воле царя Бориса Годунова была здесь в заточении жена боярина Федора Никитича (патриарха Филарета), инокиня Марфа с сыном своим Михаилом, будущим царем Михаилом Федоровичем и отсюда уже после переселились они в свои Костромские вотчины.
Венчанная супруга Иоанна Грозного, царица Мария Федоровна Нагая, невольно постриженная Борисом Годуновым в Череповской обители, что на Выксе с именем Марфы, часто посещала Горицкий монастырь и временно жила здесь. Она устроила здесь два придела в теплой церкви и выстроила над папертью каменную колокольню. Вскоре затем она соорудила и третий придел во имя прославившегося сына своего убиенного царевича Дмитрия.
С самого основания обитель была достаточно состоятельна. Монастырю оказывали милости многие цари. Обитель получала жалованье, владела землями, угодьями, перевозом через Шексну, что давало немалый доход.
Примерно в километре от Горицкого Воскресенского монастыря из-под земли бьет хрустально чистый родник. По легенде он был открыт монахиней, которая случайно сдвинула один из камней, и поток воды устремился по направлению к монастырю.
До этого монахиням приходилось брать воду в реке Шексне и носить ее в высокую гору. Чудесное открытие источника случилось 26 июня, в день празднования иконы Тихвинской Божьей Матери, в этот день ежегодно проходит торжественное богослужение и крестный ход на источник, где служится водосвятный молебен. При игуменье Маврикии, чрезвычайно деятельной и духовно просвещенной настоятельнице монастыря, над источником была сооружена деревянная часовня.
А позднее к монастырю подведен водопровод, сооруженный из деревянных (осиновых) труб, обернутых берестой. Фрагментарно водопровод сохранился и по сей день, символизируя собой неразрывную связь времен.
ГОРА МАУРА
Маура – гора в километре от Гориц и около 5 км от г. Кириллова. Заповедное место, где сохраняется неповторимая природа: густой еловый лес с можжевеловой порослью, земляничными полянами и высокими муравейниками. С горы открывается прекрасный вид на бесконечные дали кирилловской земли, среди которой возвышается могучая крепость – Кирилло-Белозерский монастырь. История горы связана со священными
воспоминаниями 600-летней давности. Отсюда прп. Кирилл Белозерский увидел то место, которое ему было указано Богородицей для основания новой обители. Только здесь, в конце многотрудного пути прп. Кирилл поведал своему духовному другу и спутнику прп. Ферапонту о видении, бывшем ему в Московском Симоновом монастыре. В память о совместной молитве преподобных на горе Мауре спустя время была установлена монахами часовня. А основанная ими новая обитель положила начало множеству монастырей, скитов, пустыней Северной Фиваиды, как стал называться этот край.
Народное предание говорит, что это след ноги преподобного Кирилла. Рядом с камнем воздвигнут Поклонный крест в 1997 г. в память преподобных Кирилла и Ферапонта – по случаю 600-летия основанных ими монастырей. Вершину горы украшает новая часовня с гульбищем, освященная в 2000 г. На маленькой звоннице висит колокол с отлитыми на нем образами Спасителя, Богородицы и Николая Чудотворца. Первая часовня стояла над памятным камнем.
До наших дней сохранился на горе огромный камень, на котором означен след человеческой ступни.
КИРИЛЛОВ МОНАСТЫРЬ
Кирилло-Белозерский монастырь - один из трех «великий государевых крепостей» наряду с Троице-Сергиевым и Соловецким монастырем. В 1397 году на берега Сиверского озера, пришел шестидесятилетний старец, монах московского Симонова монастыря Кирилл, вырыл землянку и проводил дни в уединении и молении.
Это событие стало началом летоисчисления знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря. О том, начальном для монастыря, времени напоминает сегодня деревянная часовня, связанная преданием с именем Кирилла. Кирилло-Белозерский монастырь строился на протяжении столетий, но в его облике не найдешь ничего беспорядочного. Кажется все многообразие форм и мотивов возникло вдруг по единому замыслу. Успенский собор (1467 г) - самое раннее каменное сооружение большого монастыря. По мнению исследователей, в Кириллове уцелели едва ли не единственные на территории врата с древней системой росписи. Поражает высота, мощь и протяженность белоснежных стен с огромными гранеными башнями (около 2000 м, включая ограду старого монастыря). Крепость Новый город историки считают вершиной фортификационного искусства 17 века. Не зря патриарх-реформатор Никон, который находился в ссылке на Белоозере с 1666 по 1681 год, назвал Кирилло-Белозерский монастырь одной из трех "великих государевых крепостей" наряду с Троице-Сергиевым и Соловецким монастырем. Сегодня Кирилло-Белозерский монастырь - удивительный памятник строительному мастерству, хранитель духовных сокровищ.
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Душа моя осталась в Санаксарах...
САНАКСАРЫ
И до сих пор он над рекою
Стоит как память о былом,
Таком далеком, невозвратном,
Но близком к нам,
Не сказки древние, а были
В стенах Санаксаря живут,
Их шепчут сосны вековые,
И струи Мокши их поют.
В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем "Санаксарский монастырь". Возможно, это название происходит от слова «синаксарь» – так называли на Руси краткие жития святых, или от мордовского «санав сара», что означает болотистую местность, или от лежащего в низине у его стен озера Санаксар.
Монастырь был основан в 1659 году и к началу XIX века превратился в крупную, хорошо обустроенную обитель. Сегодня от города Темникова открывается изумительная панорама с рекой Мокшей, на берегу которой среди векового соснового бора и изумрудных лугов располагается великолепный монастырский ансамбль.
История монастыря хранит множество имён истинных подвижников благочестия и духовного строительства, но среди них особо выделяются имена
Пр. Феодора Санаксарского и его племянника Ф.Ф. Ушакова, знаменитого русского флотоводца.
Порядок в монастыре очень строгий, но это не обременяет паломников, потому что за кажущейся жёсткостью насельников обители ощущается горячая любовь к ближнему, забота о его благополучии. Службы здесь долгие. Но несмотря на усталость, каждый из мирян после литургии спешит на какое-нибудь послушание, т.к. знает: потрудиться в таком монастыре - помочь духовно прежде всего самому себе. А как славно потом бывает окунуться в воды святых источников!
Близ Санаксарского монастыря расположены святые источники. Самый популярный у паломников в жару родник с купелями назван в честь преподобного Феодора Санаксарского. Он расположен в сосновом бору. К нему ведет многоступенчатая деревянная лестница. Купальни красивые (похожие на теремки с цветными витражами внутри) и чистенькие, но вода в них серо-водородная. Лечебная. Рядом с купальнями - часовня и домик смотрителя. Напротив – лик преподобного Ф.Санаксарского.
Монахи предпочитают пить воду из старейшего монастырского источника в деревне Алексеевка.
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Ирина Евгеньевна, спасибо!
Ферапонтово
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникли из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, не бывалой досель...
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле...
Николай Рубцов
С уважением Анна Юрьевна
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Уважаемая Анна Юрьевна! Рада, что Вам понравилась информация блога. В этих местах я побывала сама - пишу сердцем. Какшина
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Свято-Успенский Псково - Печорский монастырь был основан в 1473 году. Начало монастырю положили монахи отшельники, которые основали первые монастырские помещения в пещерах в песчаном склоне оврага. По - древнерусски пещеры - "печоры", отсюда и название монастыря.
Первое боевое крещение крепость получила в 1581, когда основное войско Стефана Батория, неудачно тратило свои силы, пробуя на прочность стены и защитников Пскова, отряд поляков занимался Печорами с применением пушек. Надо сказать, что стены были пробиты в двух-трех местах и поляки даже захватили одну из башен, но были выбиты из крепости и убрались. В 1592 году, единственный раз, крепость удалось захватить шведам, правда, всего на один день. В период с 1611 по 1655 крепость неоднократно подвергалась осадам со стороны войск добрых соседей - поляков и шведов, но устояла. Как пограничная крепость, в начале XVII века Псково - Печорский монастырь был укреплен земляными бастионами, подобно тому, как укреплялись в то время многие крепости. В 1703 году усиленная таким образом крепость выдержала осаду шведских войск, за что была отмечена самим Петром I, приказавшим установить на одной из башен российский герб.
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Спасибо, Антонина Александровна. И в Печерах я была. С этого монастыря чудным образом началось моё воцерковление. Заслуживают особое внимание пещеры обители. Какшина
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Согласно преданиям в глухих окрестностях близ села жили монахи-отшельники. Семеро из них было убито во время нашествия иноплеменников на Русь. Тогда то, по Божьей милости, и забили на том месте родники, а верующие поставили в честь святых часовню. Чтобы прославить сие место, Богоматерь явила людям чудотворную "Тихвинскую" икону. Местные жители трижды приносили ее в храм села Русская Норка и трижды чудным образом икона оказывалась на родниках. К "Семиключью" началось массовое паломничество верующих. Имеются многочисленные свидетельства чудесных исцелений людей, страдающих различными заболеваниями и недугами, после купания в источнике.Рассказывают, что местный блаженный купался в этой купели круглый год и даже в лютую зиму ходил по снегу босиком. Да и сама вода, из-за своих целебных свойств, имеет такую известность, что приезжают за ней даже с Урала и Дальнего Востока.
Семиключье.
Киселева Ирина Владимировна, учитель МОУ-ООШ №7 г.Петровска
На: ТАМ, ГДЕ ОТДЫХАЕТ ДУША...
Ирина Владимировна! А Вы любите окунаться в святые источники? Если "да", какие испытываете ощущения?