Размещено: Татьяна Владимировна Суслова - пт, 03/06/2011 - 17:04
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Постановка целей урока.
(Под музыку П.И.Чайковского)
- Когда опадают все листья с деревьев, а от слякоти и сырости мы ежимся, все вокруг делается похожим на бедную, перепачканную сажей Золушку. И как раз в это время появляется добрая волшебница Зима. Взмахнет она своей волшебной палочкой-сосулькой, и все сразу становится чистым и белым. На своих санях, запряженных тройкой коней-месяцев, проносится она по всему свету, всюду наводя свои порядки.
А сейчас Зима завершает свое путешествие по нашему краю. Давайте же все вместе сядем в ее сани и вспомним, какая же она – Зимушка-Зима, как она изменила жизнь растений, животных и человека. А в дороге нам понадобятся все знания и умения, которые получили на уроках
III. Работа по теме урока.
1. Зимние месяцы.
-А прежде, чем мы сядем в сани, я хочу вас спросить: что же за кони у Зимы? (месяцы)
–Назовите зимние месяцы.
-Какие пословицы, поговорки, народные приметы вы знаете о каждом месяце?
2. Признаки зимы в неживой природе.
-Вот какие замечательные кони у Зимы! Теперь мы можем садиться в ее сани.
-Давайте вспомним признаки зимы в неживой природе. У каждого из вас на парте лежит карточка. Вы должны обвести кружком номера с правильными ответами.
I вариант.
1.Солнце стоит высоко над горизонтом.
2. Солнце стоит низко над горизонтом.
3. Температура воздуха ниже 0°.
4. Осадки в виде дождя.
5. Температура воздуха выше 0°.
6. Осадки в виде снега.
7. Промерзла почва.
8. Почва теплая.
II вариант.
1. Небо голубое.
2. Небо бледно-голубое или серое.
3. Дни короткие и длинные ночи.
4. День длиннее ночи.
5. Вода в водоемах теплая.
6. Замерзают водоемы.
7. Почва раскисла, грязь.
8. Почва покрыта снегом.
Проверка – дети читают по одному признаку зимы.
3.Растения зимой.
а) Сани домчали нас до опушки леса. Давайте выйдем из саней, побродим по зимнему лесу. Вспомним правила поведения в лесу. (ответы детей).На чем лучше пройтись по лесу? (на лыжах).
Физминутка «Лыжи»
б) Опишите внешний вид леса.
-Послушайте, как говорит И.Суриков о лесе:
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
-Мы можем подумать, что лес заснул навсегда. Так ли это?(ответы детей)
-Деревья погрузились в глубокий сон. Идем по лесу – и видим только голые серо-коричневые ветки и стволы деревьев. Если летом мы могли узнать, какое это дерево, по листьям, то как нам быть зимой? (У деревьев и кустарников сохранилось много примет – плоды и семена)
в) Игра «Угадай дерево или кустарник»
(Показываю детям веточки березы, липы, сирени, тополя, шиповника, ясеня, клена).
-Как одним словом можно назвать эти деревья и кустарники? (лиственные)
(Показываю веточки и шишки ели и сосны).
-А как называют эти растения? (хвойные
г) Перед Новогодним праздником люди приносят в дом елочки. Спору нет, украшенная елка в доме – радость. Но пройдет совсем немного времени, она засохнет, погибнет. Стоит ли ради нескольких дней губить дерево, которое может жить несколько сотен лет? (Дети предлагают наряжать искусственную елку)
д) Беседа о роли снега для защиты растений от мороза.
-Отгадайте загадку:
Белое одеяло
Не руками сделано,
Не ткалось, не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
-С чем сравнивают снег? Почему?
(Снег защищает растения от морозов, как одеяло)
е) Вывод: как зимуют растения? (ответы детей)
Физминутка «Саночки».
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Потом в лес мы побежали,
И в снежки играть все стали.
4. Птицы зимой.
-Наигрались мы с вами в снежки, идем по лесу – а кругом тихо, не поют птицы. Неужели они все покинули лес?
На доске – картинки с изображением птиц (или карточки с их названиями).
-Всех ли птиц можем встретить зимой? (Дети распределяют птиц на 3 группы –зимующие, кочующие и перелетные)
-Почему улетают от нас птицы?
-А почему же часть птиц остаются у нас зимовать? (есть корм) Какой?
-Когда птички сыты, мороз им не страшен. Но нередко птицы голодают, особенно во время снегопадов, в сильные морозы, в конце зимы, когда корм почти весь съеден. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, две-три доживают до весны в суровые зимы. Но мы с вами можем спасти не одну птичью жизнь. Как? (беседа о подкормке)
а) Вышли мы на лесную полянку, а на ней звери свои следы оставили.
Задание: нужно не только угадать, какой это зверь, но и рассказать, как он зимует.
(На плакате следы белки, волка, лисы, лося)
б) Пока вы разбирались со звериными следами, я в лесной чаще подслушала и записала разговор Сороки и Медведя. (Аудиозапись. Текст из журнала «Начальная школа» №7-8 1992 год, стр.44)
-Почему медведь спит зимой?
в) Обобщение по схеме: «Как звери зимуют».
6. Изменения в жизни домашних животных и людей, труд людей зимой.
-Вышли мы из леса, а за лесом деревня. На доске – "ромашка" с вопросами.
1. Как изменилась жизнь домашних животных?
2. Как люди ухаживают за домашними животными зимой?
3. Какие работы люди выполняют зимой на полях и в садах?
4. Почему технику лучше всего ремонтировать зимой?
5. Какие работы выполняют зимой на улицах населенных пунктов?
6. Как нужно закаливать организм зимой?
(Дети отвечают на вопросы кратко)
IV.Итог урока, оценивание работы учащихся.
–Мы совершили путешествие вместе с Зимой. А теперь по учебнику прочитаем вывод о признаках зимы. (Чтение вслух)