Студенты, проходящие педагогическую практику в нашем лицее, в ответ на вопрос: «Как прошел урок?», - часто сетуют: «Всё было бы хорошо, если бы дети не шумели». Будучи наставником молодого специалиста, я услышала те же самые слова. Поэтому мне хочется поделиться своим опытом работы, дать советы, помочь студентам-практикантам и молодым специалистам преодолеть встречающиеся в начале работы трудности по установлению дисциплины на уроках. Ведь даже хорошо подготовленный урок не принесет ученикам пользы, а учителю радости, если на уроке нет дисциплины.
Одна из причин «плохой» дисциплины на уроке иностранного языка, как ни парадоксально, заключается в самом его характере. Здесь ученики должны много говорить хором; упражняясь в произношении, разговаривать друг с другом в парах; мы предлагаем детям играть, петь… Все это при недостатке опыта может привести к нарушению дисциплины.
Что же делать, чтобы добиться хорошей дисциплины?
Прежде всего, следует определить для себя, что следует понимать под понятием «хорошая дисциплина»? Очевидно - это активная работа всех школьников, не мешающая другим, это выполнение всех требований учителя. Хорошая дисциплина зависит от многих факторов: от того, как учитель подготовился к уроку, как организовал урок, как сам ведет себя на уроке.
Опираясь на свой собственный опыт и обобщив рекомендации психологов, я составила своеобразную памятку «Как добиваться хорошей дисциплины?»
Подготовка к уроку.
- Готовясь к уроку, выясните, прежде всего: какой это урок по счету в данный день (первый или последний), после какого урока он следует (после физкультуры или математики) и т. п., и в зависимости от этого его и планируйте. Надо помнить о том, что на первом уроке ученики еще вялы после пробуждения, медленно настраиваются на работу, и в связи с этим в начале урока надо предусмотреть упражнения, способствующие их «оживлению». А после, например, физкультуры - напротив, приходят возбужденными, поэтому в начале урока уместна самостоятельная работа, которая их успокоит. Если урок последний, то следует чаще менять формы работы, чтобы удержать внимание школьников, прибегать к различным формам психологической разрядки.
- Избегайте однообразных, шаблонных уроков. Разнообразьте построение урока. Например, фонетическая зарядка может быть проведена многократно, перед разными этапами урока, требующими особого внимания к произношению. Домашнее задание может быть проверено после объяснения нового материала, задание на дом дано и до объяснения нового материала, а также в конце и перед заключительным этапом.
- Продумывайте целесообразное начало. От него часто зависит весь ход урока. Помните о том, что в задачу так называемого «оргмомента» входит не только стандартная организация учащихся — подготовка учебников, дневников, тетрадей к уроку, - но и переключение их мышления с русского языка на английский. От начала часто зависит весь настрой урока. Поэтому и здесь избегайте стереотипа.
- Время урока следует использовать полностью и не терять ни одной минуты. Обычно шум в классе начинается тогда, когда ученики не заняты. Поэтому следует продумать, каким образом сочетать фронтальную и индивидуальную работу: предусмотреть задания для всего класса при опросе одного ученика, а после фронтального опроса проверять отдельных учеников.
- В целях сохранения внимания, особенно у младших школьников, у которых оно неустойчиво, следует часто менять виды деятельности и чередовать устную речь, чтение, письмо. Старайтесь сделать урок интересным, а для этого привлекайте дополнительный, актуальный материал. Давайте ученикам творческие задания и побуждайте их к мыслительной деятельности. Используйте ИКТ. Однако помните о том, что во всем следует соблюдать чувство меры.
Организация урока.
- Хорошая организация урока — залог его успешного проведения. Прежде всего, в кабинете должна быть создана обстановка, при которой приятно находиться в классе. Следует проследить за тем, чтобы классное помещение было чистым и хорошо проветрено. От этого зависит работоспособность детей.
- Начинать и заканчивать урок надо точно со звонком. Начать урок можно лишь тогда, когда в классе установилась тишина. Требуйте, чтобы учащиеся подготовились к уроку, положили все необходимое на стол. Тогда в дальнейшем не будет потеряно время на поиски словарной тетради, на доставание дневника из портфеля и т. п. И учителю следует подготовить все пособия к уроку в той последовательности, в какой они ему понадобятся.
- Проследите за тем, чтобы все ученики записали домашнее задание. Не забывайте разъяснить его в дальнейшем и выяснить, понято ли оно.
- Ученикам надо объяснить, что нет необходимости вставать для кратких ответов, а для развернутых лучше вызывать их к столу учителя с тем, чтобы весь класс мог видеть и хорошо слышать отвечающего ученика. Требуйте, чтобы ученики отвечали громко и четко.
- До тех пор, пока вы не владеете полностью дисциплиной, избегайте заданий, которые могут вызвать шум. Лучше предупредить такую вероятность, чем вести борьбу за тишину и порядок в классе.
- Придерживайтесь определенных традиций на уроке во всем: при сборе тетрадей с домашним заданием, при их проверке, исправлении и обсуждении, при записи домашнего задания и т. п. — и не меняйте их из урока в урок. Так, если вы начали писать домашнее задание в правом углу доски и употребляете при этом какие-нибудь условные сокращения, то не отступайте от этого порядка. Если тетради с домашним заданием должны быть сданы после урока (дежурному, положены на стол, переданы вам по цепочке), то строго придерживайтесь установленного вами правила.
- Будьте последовательны в своих требованиях. Не оставляйте без внимания нарушения дисциплины. Однако беседу с отдельными учащимися об их поведении ведите после урока. Не читайте нотации на уроке, они лишь отвлекают учащихся от работы.
- Посетите уроки других учителей этого класса, чтобы выяснить, как себя ведут ваши ученики на других уроках. Но главное - проанализируйте свои собственные уроки и наблюдения за учениками, чтобы установить причины, вызвавшие плохое поведение. Ведь обнаружение причины – это уже половина решения проблемы.
Никогда не отчаивайтесь! Даже опытным учителям дети преподносят свои «сюрпризы». Каждый проходит свой путь проб и открытий. Главное – уметь учиться на ошибках, и совсем не обязательно – на своих.
|
На: Как я добиваюсь дисциплины на уроках английского языка?
Многоуважаемые коллеги!
Существуют правила поведения учащегося в школе, но не стоит забывать, что учитель тоже должен подчиняться определённым правилам!
Спасибо коллеге, Галине Васильевне за то, что она напомнила нам о них.
С признательностью
SMS
На: Как я добиваюсь дисциплины на уроках английского языка?
Многоуважаемая Галина Васильевна!
Замечательный и необходимый материал для каждого учителя.
Спасибо Вам!
SMS