Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов

Submitted by Гульмира Исмаиловна Тумаева on Fri, 27/05/2011 - 21:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тумаева Гульмира Исмаиловна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

обобщение знаний учащихся об имени прилагательном

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
13
Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор, презентация

Краткое описание: 
прилагательное

Конспект урока по русскому языку

6 класс

Тема урока:

 «Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов».

Цели: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном

Задачи:

  1. Обучающая – расширение темы «Словообразование», знакомство со словообразованием прилагательных с помощью суффиксов;
  2. Развивающая – совершенствование умения находить в тексте прилагательные, а в прилагательных суффиксы; формировать умение описывать предмет, качества людей, пользуясь прилагательными с разными суффиксами; совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия стиль, темп, тип, основная мысль; работать над расширением словарного запаса.
  3. Воспитательная – воспитание  внимательного отношение к слову, вызывать интереса к русскому языку, воспитание бережное отношение к окружающему.

Оборудование: Справочные материалы: приложение к учебнику /С.И.Львова, В.В.Львов. –                                                        4-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 48 с. ; тексты, учебники, тетради, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, колонки.

Основные понятия: стиль, тип, темп, основная мысль эпитеты, олицетворение, антитеза, противопоставление.

 

Ход урока

1.Орг. момент.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

2.Сообщение темы и цели.

 

 

Посмотрите на этот слайд, что на нем написано? (морфемы)

Как называются эти морфемы?(приставки и суффиксы)

В русском языке существуют только эти морфемы или есть другие?

Как вы думаете, здесь написаны только суффиксы и приставки? (Только они участвуют в словообразовании)

А какую часть  речи мы сейчас изучаем? (прилагательное)

 Сегодня  на уроке мы будем работать над образованием прилагательных с помощью суффиксов. Для этого мы систематизируем полученные знания на предыдущих уроках и применим их  в работе над текстом.

Итак, тема нашего урока «Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов».

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему.

3.Работа с текстом

Перед вами лежит текст, работаем с ним, будьте внимательны.

Чтение текста учителем.

- Какова его тема? (Зима в лесу, зимний лес)

-К какому типу речи он относится? (описание)

-Определите его стиль, докажите правильность своего ответа (это художественный стиль, т.к. есть эпитеты и олицетворения).

- Давайте выпишем словосочетания, где прилагательные выступают в роли эпитетов и олицетворений

Бархатная кайма, серебряный ковер, сказочные существа, задумчивый лес, молчаливые сугробы.

-Наличие какой части речи подсказало вам, что это текст – описание, написанный в художественном стиле? (прилагательные)

- Какова роль прилагательных в нашей речи? (украшают, делают нашу речь образной, выразительной, яркой)

- Существуют слова, которые обогащают русский язык, делают нашу речь более точной, яркой и разнообразной, помогают избегать повторов. Что это за слова? (синонимы)

Подберите синонимы к следующим словам из текста устно.

Сказочный, задумчивый, счастливый.

Итог. Русский язык богат и щедр, и мы должны научиться пользоваться  его богатством; употреблять в своей речи прилагательные, синонимы и другие слова и обороты, для того чтобы наша речь стала грамотной и красивой.

Учитель прикрепляет лист

4.Новая тема

На доске написаны три прилагательных из текста, покажите, как образуются прилагательные.

 

- А сейчас выпишите из текста 3 прилагательных с разными суффиксами (не повторяя те, что на доске), покажите их образование.

Итак, ребята, сделайте вывод об образовании прилагательных

Прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов

Учитель прикрепляет лист

Слова с какими суффиксами нам не встретились в тексте? Чтобы выполнить это задание, нам с вами необходимо воспользоваться справочным материалом, который находится у вас на партах. Откройте страницу № 12 справочника  (работа по таблице «Суффиксы имен прилагательных»)

-ев-, -чат-, -ан-, -ин-, -оват-, -еват-, -оньк-, -енн-, -онн-, -ов-.

Учитель прикрепляет лист

5Здоровьесберегающая пауза

6.Работа с текстом

Продолжаем работать с текстом.

- Обратимся ко2-3 абзацам нашего текста. Что вас заинтересовало в нем? Что в нем необычного? (существа)

-Что за существа живут в лесу? (человечек, медвежонок, зайчонок)

-Объясните правописание суффиксов в этих словах (-ек-, -онок-)

-Давайте представим их себе. А помогут нам увидеть необычность этих существ  прилагательные.

-Выберите одно из существ и подберите к нему прилагательные с разными суффиксами. (работа по группам)

Проверка. Фронтальный опрос с выделением суффиксов.

Молодцы!

7.Домашнее задание.

Дома вам нужно будет написать небольшое сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на одну из тем: «Зимнее утро», «Зимняя ветка», «Снежный сугроб», «Зимнее дерево», «Узор на стекле».

Чтобы ваше сочинение получилось красивым и ярким, вам нужно использовать прилагательные с разными суффиксами.

8.Работа с текстом.

Внимание! Вслушайтесь в текст (приложение)

-Скажите, какова основная мысль текста? (красота, величие, радость, а мы видим разных людей)

-Какой художественный прием использовал автор для того, чтобы раскрыть эту мысль? (противопоставление, антитеза)

- Вспомните, как в русском языке называются слова, противоположные по значению? (антонимы)

- Назовите их (хмурые, унылые – счастливые, улыбающиеся)

- Да, люди бывают разными: хмурыми и счастливыми, а ещё добрыми и злыми.

-Давайте представим себе добрых и злых людей, какие они, по-вашему. В одну колонку прикрепляем прилагательные, которые характеризуют доброго человека, а вдругую-злого

Выделите суффиксы в этих словах.

 

Добрый

Злой

внимательный

бессердечный

отзывчивый

безжалостный

заботливый

сердитый

душевный

мрачный

дружелюбный

безразличный

сердечный

равнодушный

ласковый

беззаботный

нежный

 

9. Рефлексия. Оценки.

-Работая на уроке, получая новые знания, мы поднялись еще на одну вершину. По каким ступеням мы поднимались вверх? (ответы учащихся с опорой на вывешенные в течение урока таблички)

1. Роль прилагательных

Прилагательные нам нужны для того, чтобы наша речь стала яркой, выразительной, красивой;

- дать характеристику людям и животным;

- отличать один предмет от другого;

- точнее выразить свою мысль.

2.  Образование прилагательных

Прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов.

3.Суффиксы прилагательных

-ев-, -чат-, -ан-, -ин-, -оват-, -еват-, -оньк-, -енн-, -онн-, -ов-, -н-, -тель-, -ив-,-к-.

10. Творческая работа

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.

Запишите отрывок из стихотворения  А.С. Пушкина «Зимнее утро», восстановите пропущенные имена прилагательные.

11. Поэтическая минутка

- Ребята, вы любите стихи?

-Иногда поэзия помогает нам выразить свои чувства, настроение. Вслушайтесь в строки из стихотворений русских поэтов.

1. Всё в мире сейчас загадачно,

   Всё будто летит куда-то,

   Метельно, красиво, сказочно…

   А сказкам я верю свято.

2. Седины пасмурного дня

    Плывут всклокоченные мимо,

   И грусть вечерняя меня

   Волнует непреодолимо.

-Какое настроение вызывают строки 2 стихотворения? (грусть). У кого сейчас такое настроение?

- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали строки 1стихотворения? (радость, загадочность). А у кого такое настроение?

Я рада, что вы уходите с этого урока с радостным настроением. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн