словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов
Submitted by Гульмира Исмаиловна Тумаева on Fri, 27/05/2011 - 21:28
Конспект урока по русскому языку
6 класс
Тема урока:
«Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов».
Цели: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном
Задачи:
Обучающая – расширение темы «Словообразование», знакомство со словообразованием прилагательных с помощью суффиксов;
Развивающая – совершенствование умения находить в тексте прилагательные, а в прилагательных суффиксы; формировать умение описывать предмет, качества людей, пользуясь прилагательными с разными суффиксами; совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия стиль, темп, тип, основная мысль; работать над расширением словарного запаса.
Воспитательная – воспитание внимательного отношение к слову, вызывать интереса к русскому языку, воспитание бережное отношение к окружающему.
Оборудование: Справочные материалы: приложение к учебнику /С.И.Львова, В.В.Львов. – 4-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 48 с. ; тексты, учебники, тетради, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, колонки.
Основные понятия: стиль, тип, темп, основная мысль эпитеты, олицетворение, антитеза, противопоставление.
Ход урока
1.Орг. момент.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
2.Сообщение темы и цели.
Посмотрите на этот слайд, что на нем написано? (морфемы)
Как называются эти морфемы?(приставки и суффиксы)
В русском языке существуют только эти морфемы или есть другие?
Как вы думаете, здесь написаны только суффиксы и приставки? (Только они участвуют в словообразовании)
А какую часть речи мы сейчас изучаем? (прилагательное)
Сегодня на уроке мы будем работать над образованием прилагательных с помощью суффиксов. Для этого мы систематизируем полученные знания на предыдущих уроках и применим их в работе над текстом.
Итак, тема нашего урока «Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов».
-Наличие какой части речи подсказало вам, что это текст – описание, написанный в художественном стиле? (прилагательные)
- Какова роль прилагательных в нашей речи? (украшают, делают нашу речь образной, выразительной, яркой)
- Существуют слова, которые обогащают русский язык, делают нашу речь более точной, яркой и разнообразной, помогают избегать повторов. Что это за слова? (синонимы)
Подберите синонимы к следующим словам из текста устно.
Сказочный, задумчивый, счастливый.
Итог. Русский язык богат и щедр, и мы должны научиться пользоваться его богатством; употреблять в своей речи прилагательные, синонимы и другие слова и обороты, для того чтобы наша речь стала грамотной и красивой.
Учитель прикрепляет лист
4.Новая тема
На доске написаны три прилагательных из текста, покажите, как образуются прилагательные.
- А сейчас выпишите из текста 3 прилагательных с разными суффиксами (не повторяя те, что на доске), покажите их образование.
Итак, ребята, сделайте вывод об образовании прилагательных
Прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов
Учитель прикрепляет лист
Слова с какими суффиксами нам не встретились в тексте? Чтобы выполнить это задание, нам с вами необходимо воспользоваться справочным материалом, который находится у вас на партах. Откройте страницу № 12 справочника (работа по таблице «Суффиксы имен прилагательных»)
- Обратимся ко2-3 абзацам нашего текста. Что вас заинтересовало в нем? Что в нем необычного? (существа)
-Что за существа живут в лесу? (человечек, медвежонок, зайчонок)
-Объясните правописание суффиксов в этих словах (-ек-, -онок-)
-Давайте представим их себе. А помогут нам увидеть необычность этих существ прилагательные.
-Выберите одно из существ и подберите к нему прилагательные с разными суффиксами. (работа по группам)
Проверка. Фронтальный опрос с выделением суффиксов.
Молодцы!
7.Домашнее задание.
Дома вам нужно будет написать небольшое сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на одну из тем: «Зимнее утро», «Зимняя ветка», «Снежный сугроб», «Зимнее дерево», «Узор на стекле».
Чтобы ваше сочинение получилось красивым и ярким, вам нужно использовать прилагательные с разными суффиксами.
8.Работа с текстом.
Внимание! Вслушайтесь в текст (приложение)
-Скажите, какова основная мысль текста? (красота, величие, радость, а мы видим разных людей)
-Какой художественный прием использовал автор для того, чтобы раскрыть эту мысль? (противопоставление, антитеза)
- Вспомните, как в русском языке называются слова, противоположные по значению? (антонимы)
- Назовите их (хмурые, унылые – счастливые, улыбающиеся)
- Да, люди бывают разными: хмурыми и счастливыми, а ещё добрыми и злыми.
-Давайте представим себе добрых и злых людей, какие они, по-вашему. В одну колонку прикрепляем прилагательные, которые характеризуют доброго человека, а вдругую-злого
Выделите суффиксы в этих словах.
Добрый
Злой
внимательный
бессердечный
отзывчивый
безжалостный
заботливый
сердитый
душевный
мрачный
дружелюбный
безразличный
сердечный
равнодушный
ласковый
беззаботный
нежный
9. Рефлексия. Оценки.
-Работая на уроке, получая новые знания, мы поднялись еще на одну вершину. По каким ступеням мы поднимались вверх? (ответы учащихся с опорой на вывешенные в течение урока таблички)
1. Роль прилагательных
Прилагательные нам нужны для того, чтобы наша речь стала яркой, выразительной, красивой;
- дать характеристику людям и животным;
- отличать один предмет от другого;
- точнее выразить свою мысль.
2. Образование прилагательных
Прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов.
Под голубыми небесами Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Запишите отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», восстановите пропущенные имена прилагательные.
11. Поэтическая минутка
- Ребята, вы любите стихи?
-Иногда поэзия помогает нам выразить свои чувства, настроение. Вслушайтесь в строки из стихотворений русских поэтов.
1. Всё в мире сейчас загадачно,
Всё будто летит куда-то,
Метельно, красиво, сказочно…
А сказкам я верю свято.
2. Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.
-Какое настроение вызывают строки 2 стихотворения? (грусть). У кого сейчас такое настроение?
- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали строки 1стихотворения? (радость, загадочность). А у кого такое настроение?
Я рада, что вы уходите с этого урока с радостным настроением. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.