Сценарий урока-праздника на тему:"Кружевная сказка"
Submitted by Ирина Николаевна Малашенко on Fri, 27/05/2011 - 18:56
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 г. Ковров
Малашенко Ирина Николаевна - учитель технологии
Пухова Любовь Алексеевна – учитель музыки
Интегрированный урок
«Кружевная сказка»
для 7-го класса
Тема: «Кружевная сказка»
Цель: создание условий для формирования мировоззрения учащихся через познание народного творчества, изучение обычаев, обрядов, традиций, знакомство с историей вязания крючком и его разнообразием.
Методы: литературно-музыкальная композиция, рассказ, просмотр фильмов, практическая деятельность, игра.
Средства: интерактивное оборудование, материалы и инструменты для вязания, работы учащихся, фортепиано, народные костюмы, музейная комната в народном оформлении.
ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Ребята, сегодня мы собрались на не совсем обычный урок цель его познакомить вас с обычаями и обрядами в нашей русской культуре, а также изучить историю возникновения кружев и вязания крючком. В процессе урока вам нужно быть внимательными и постараться ответь на предложенные вам вопросы (раздаточный материал). Вы можете просто запоминать или записывать ответы, которые прозвучат в процессе действия, которое будет развиваться перед вами. Прочитайте внимательно вопросы, и мы начинаем….
Вопросы на карточках:
Когда появилось вязание крючком?
Кто первым овладел этим рукоделием?
Какой инструмент сделал возможным изготовление кружев в 10 раз быстрее?
Каким образом крючки отличаются друг от друга?
Посмотрите на работы ребят и скажите, когда вязание будет ажурным, легким и воздушным?
Что можно сделать, чтобы вязаное изделие держало форму?
Какими инструментами можно создать кружево?
В каком веке кружевные изделия завоевали Европу? Когда их стали изготавливать крючком?
Где и когда в России стали использовать кружева? Когда их стали использовать повсеместно?
СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ТЕХНОЛОГИИ И МУЗЫКИ
(Действие происходит в музейной комнате с интерьером в народном стиле. Участники представления сидят на лавках в народных костюмах и обвязывают платочки кружевом с использованием крючков)
Хозяин: Добрый день гости званые!
Хозяйка: Гости званые и желанные!
Вместе: Милости просим!
Хозяин: Приглашаем мы всех Вас сегодня в «русскую избу»
Хозяйка: Вы узнаете, чем занимались долгими зимними вечерами ваши сверстники лет 100 назад.
Хозяин: В ту пору и стар и млад, умели хорошо трудиться и хорошо отдыхать.
Хозяйка: Давайте вместе вспомним пословицу: «Сделал дело - …гуляй смело!»
Хозяин: Вечерами женщины, девушки и девочки, собирались у кого-нибудь в избе, пряли, вязали, друг друга обучали и при этом пели русские народные песни. С песней работа спорится.
Хозяйка: Давайте заглянем в одну такую избу…
(вокруг стола с инструментами садятся дети для обвязки края салфеток)
Хозяин: Здесь и красные девицы
Хозяйка: Добры молодцы кругом
Вместе: Все уселись за столом.
Хозяин: Занимаются вязаньем очень древним мастерством.
Хозяйка: Но какая, же работа без песни?
Дев1: Что-то грустно
Дев2: Пора песню спивать, себя да других порадовать.
(поют песню « Дуня - тонкопряха»)
1.Пряла наша Дуня
Ни тонко, ни толсто
ПР:
Ай, Дуня, Дуня, Дуня,
Дуня – тонкопряха
2. Потоньше полена,
потоньше оглобли
ПР
3.Стала наша Дуня
На городе ткати
Пр
4. На городе ткала,
Колом прибивала
ПР
5. Стала наша Дуня
Холстик свой белити
Пр
6. В речку опускала,
Речку осушала
Пр
7. Из речки тащила,
Берег своротила
Пр
Хозяин: Хорошо поёте, а мы вам сейчас сказку сказывать будем.
Хозяйка: А вы нам помогать будете эту сказку рассказывать.
Хозяин: Сказка эта необычная, созданная не с помощью слов, а с помощью маленького инструмента, который называется – крючок и клубка ниток.
Дев 3: Раньше крючок изготавливали из прямой палочки, но она очень быстро ломалась (в руках тонкая палочка, которую она легко ломает)
Дев 4: Затем люди придумали его изготавливать из кости животного с маленькой зазубриной.
Дев 5: Когда люди научились изготавливать металл, крючки стали делать металлическими, а впоследствии ещё и пластмассовыми.
Дев 6: На конце крючка, находится головка с бродкой, по её размеру определяют номер крючка
Дев 7: Если вязать толстым крючком тонкие нити, то вязание получиться ажурное, настоящее кружевное.
(демонстрация разнообразных крючков)
Хозяйка: Сказка эта могла родиться только зимой, ведь она напоминает нам о морозе, разрисовавшем окна, о белых снежинках, о метелице.
Хозяин: Ну, что ж, начнем, пожалуй.
(показ фильма «Европейское вязание»)
Дев 1: Да, от этих вот узоров отвести не сможешь взоры
Дев 2: Конечно на душе от этих узоров радость необыкновенная, а ноги сами в пляс просятся.
Дев 3: Ходи, ходи хоровод, весели честной народ.
(Хоровод с вязаными шалями с исполнением песни «Как по травкам»)
1. Как по травкам, по муравкам
Пр:
Ладу/ 4 раза
Ой, да по муравкам
2. Там девчонки танцевали
ПР: Ладу/ 4 раза
Ой, да танцевали
3. Танцевали, приустали
ПР: Ладу/ 4раза
Ой, да приустали
4. Молодец – гусляр играет
ПР: Ладу/ 4 раза
Молодец играет
6. Да девчонок потешает
ПР:
Ладу/ 4 раза
Ой, да потешает
7. Как по травкам по муравкам
ПР: Ладу /4 раза
Ой, да по муравкам
Хозяйка: Теперь-то вы поняли, что сказка наша называется кружевной.
Хозяин: А донесли её до нас волшебные руки мастериц и рукодельниц
Дев 1: А когда люди научились творить эту сказку?
Дев 2: Самое древнее изделие нашли при раскопках пирамид, значит, много лет до нашей эры оно уже существовало.
Дев 3: В 15 веке кружевные изделия завоевали Европу. Самыми первыми кружевницами были женщины, а вязальщиками были мужчины, женщины не знали секретов вязания крючком.
Дев 4: Лучшие художники создавали узоры для кружевных воротничков, манжет, платьев и шляп.
Дев 5: А в деревнях рукодельницы сами придумывали узор, похожий на вышивку или изделия природы, такие как снежинки.
Дев 6: Чтобы вязаное изделие держало форму, по контуру вплетали конский волос или сильно крахмалили его. Для этого использовали крахмал или сахар. Позволить себе такое могли только богатые люди.
Дев 8: По кружевам буквально сходили с ума! На них разорялись!
Дев 9: За них садились в долговую тюрьму и даже отрубали головы!
Дев 10: Испанский король в 17 веке запретил своим подданным носить кружева
Дев 11: А в Англии издали специальный декрет: кому, какие кружева можно носить.
Дев12: А самые тонкие, легкие, изящные кружева производила страна Фландрия.
А как вы думаете, почему кружева были такие дорогие? Потому, что их изготавливали вручную, каждое изделие содержало в себе тепло человеческих рук.
Дев1: До тех пор пока кружева изготавливали иглой или на коклюшках, процесс изготовления был очень долгим, а когда их стали вязать крючком, то скорость изготовления увеличилась в 10 раз. Этот способ был разработан в Ирландии в 19 веке.
(показ фильма разнообразных изделий с кружевом под музыку в сопровождении стихотворения)
Дев 2: Кружева в стрекозиных крыльях
И в летящих сквозных облаках
Дев 3: В паутине воздушной лесной,
И в небесной тени вырезной
Дев 4: Кружит лист кружевной надо мной
Заплелась кружевами трава
Все: Кружева, кружева, кружева
Хозяйка: Вечер наш в самом разгаре, наверное, мастера устали. Давайте – ка песню споём.
Хозяин: Ведь хороша сказка складом, а песня – ладом!
Дев 13: Да, там где песня льётся, там легче живётся
Дев 14: Запевай-ка песню звонкую.
Дев 15: Песню шуточную прибауточную
(Поют песню «Тётушка – деленка»)
1. Тётушка - деленка
Вот какая рукодельница: топором сено кашивала.
В рукавицах воду нашивала
Собирала в речке ягоды-грибы
На корыте выезжала из избы
2. Тётушка – деленка
Вот какая рукоделенка:
Во лужку рыбку лавливала,
Во речке картошку саживала,
Шила платье из травы-лебеды
Вы пожалуйте на игрища сюды.
Вот сюды, сюды, сюды!
Хозяйка: Ах, и славно вы поете
Дев 16: А мы любим не только песни петь, но и в игры играть
Хозяин: Так давайте поиграем
Дев 1: Приходили молодцы, отрубили все концы
Дев 2: Нужно к предложению сделать продолжение.
Хозяйка: Хорошенько подумай и конец скорей придумай
Дев 3: Один за всех…(все за одного)
Дев 4: Один в поле…(не воин)
Дев 5: Одной рукой узла…(не завяжешь)
Дев 6: Не храбрись словом…(покажи делом)
Хозяин: Ну что ж гости дорогие, сказка наша продолжается, с Русью-матушкой соединяется. Говорили о заморских странах, пора и о своих корнях вспомнить. Перенесёмся мы в мир русской старины.
Хозяйка: О нашем русском кружеве - разговор особый. Ведь наши бабушки и прабабушки умели плести и вязать кружева не хуже иноземных. А занимались они этим в свободное от работы время, чаще всего в зимой, когда урожай собран.
Дев 7: Конечно, ведь в старину все своими руками делали и этим очень гордились. Каждая девушка готовила себе приданое, а обучение её начиналось с 5-ти лет.
Дев 8: Нужно было и одежду сшить и украсить и свой будущий дом: полотенца, подзоры, наволочки, скатерти. В каждом доме все было разным и очень красивым.
Хозяин: Наша кружевная сказка продолжается, но теперь на русский манер.
(показ фильма разнообразных изделий русского кружева под народную музыку в стихотворном сопровождении)
Дев 9: Что за дивные узоры, полотенца и подзоры!
Дев 10: Все в букетах белых роз! Может, вывел их мороз?
Дев 11: Что за скатерть получилась!
Дев 12: Может это все приснилось?
Хозяйка: Все эти чудесные вещи связаны нашими мастерицами: одни совсем недавно, другие – старинные, связанны вашими прабабушками.
Хозяин: Много лет вещи хранились в сундуках как память, передавались из поколения в поколение, а теперь находятся в музее как достояние наших русских мастериц.
Дев 13: В России кружево вначале украшало одежду знати и духовенства. Его выполняли из золотых и серебряных нитей. А заниматься этим рукоделием повсеместно стали в конце 18 века.
Дев 14: Крестьянки быстро освоили вязание кружева при помощи крючка и использовали хлопчатобумажную и льняную нити. Узоры брали из вышивки и ткачества.
Дев 15: Долгими зимними вечерами девушки, собравшись в одну избу, рукодельничали при свете лучины
Дев 16: Попоют, попляшут и снова за работу. Давайте и мы споём и немного отдохнем.
(поют песню «Я посеяла ленку»)
Я посеяла ленку, при дорожке в уголку.
ПР: Ах, лен, ты мой лен, лен кудрявый, зеленой
Вырос лен пребольшой, лен кудрявый зеленой
ПР
По дорожке кто ходил? Кто мой лен повалил?
ПР:
По дорожке по той, три да молодца прошли
ПР:
А мне первого спросить – походочку изменить.
ПР:
А второго мне спросить – чисто щегольно ходить
ПР:
А мне третьего спросить – тонкой пряхою быть.
ПР
Дев 1: А сейчас споем частушки, выходите-ка подружки
(исполняют частушки)
1. Наши девы – молодицы на все руки мастерицы:
Вяжут, шьют, прядут и ткут, и умело дом ведут
ПР:
Ой, лапти мои, лапоточки мои,
Вы скородили, пахали, танцевать сюда попали.
2. Куплю ситцу штуку целу, ленту алую для кос,
Поясок, рубаху белу, подпоясать в сенокос.
ПР
3. Ах, моё приданое, крепкое не рваное –
вышивала я узор на свой свадебный убор
ПР
4. На базаре покупала ниточки, иголочки.
Полотенце обвязала для подружки Олечки.
ПР
Хозяйка: Ну, а какие же посиделки без шуток – прибауток
Хозяин: Сделайте скорей серьёзные лица и послушайте–ка наши небылицы
Хозяйка: Федул, что губы надул?
Хозяин: Кафтан принес чинить.
Хозяйка: Починить можно, да иглы нет
Хозяин: А ты пальцем придержи
Хозяйка: А велика ли дыра?
Хозяин: Остались ворот, да рукава.
Дев 1: Пошла на лыко гору драть,
Увидала на утках, озеро плавает
Бросила я три палки
Одну - еловую, другую - березовую, третью - рябиновую.
Бросила еловую – недобросила.
Бросила Березовую – перебросила.
Бросила рябиновую – угодила
Озеро вспорхнуло и улетело, а утки остались
Дев 2: Эх, это что? А вот со мной случай был:
Летит пуля – жужжит,
Я в бок – она за мной.
Я в другой – она за мной.
Я в кусты – она хвать меня в лоб.
Я цап рукой, а то – жук.
Хозяйка: Ох, и весело у нас.
Да мало загадок слушали, да мало отгадок выслушали.
Дев 3: Вот стройные девицы в руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки.
И шарф готов для Петеньки (спицы)
Дев 4: Ныряла в холст - тащила хвост.
А из холста вышла без хвоста (игла с ниткой)
Дев 5: Маленький кругленький,
А за хвост не поднимешь (клубок)
Дев 6: Чем дольше я верчусь,
Тем толще становлюсь (веретено)
(фильм с работами учениц и кружковцев)
Хозяйка: Посмотрите-ка гости дорогие, что создали руки наших умельцев: здесь и салфетки и платки, а по краям у них кружева. В старину девушки дарили такие платки женихам в знак любви.
Хозяин: А мы с вами дорогие гости используем платок для игры
(игра с платочком под музыку по кругу)
Хозяйка: Хорошо мы играли, ну, а что же мы узнали?
Посидим и отдохнём, дальше сказку поведем.
Хозяин: Кто ответит на вопрос:
Когда появилось вязание крючком?
Кто первым овладел этим рукоделием?
Какими инструментами можно создать кружево?
Хозяйка: Если внимательны будете вы,
то сразу поймете вы нашу подсказку
Хозяин: Первое слово – повар во флоте.
Знает он толк и в борщах и в компоте.
Хозяйка: Слово второе найдешь ты в хоккее,
шайбу забить без него не сумеешь.
Хозяин: Эти два слова составь воедино,
буковку выбрось из середины…
Хозяйка: Всем теперь ясно, что это …
Все вместе: коклюшки
Какой инструмент сделал возможным изготовление кружев в 10 раз быстрее?
Каким образом крючки отличаются друг от друга?
Посмотрите на работы ребят и скажите, когда вязание будет ажурным, легким и воздушным?
Что можно сделать, чтобы вязаное изделие держало форму?
Хозяин: А каким образом любой из нас может выполнить кружевное изделие, используя только бумагу и ножницы.
(выдается бумага и ножницы, ребята вырезают снежинки, а в это время девочки поют «Песню кружевниц»)
1. Сижу я песенку тихо пою
И кружево тонко с любовью плету,
И думаю думу о счастье своем,
О счастье великом моем и твоем.
2.Плету покрывала, подзоры вяжу.
Народу свой труд от души отдаю
Народу отдам я искусство своё,
Чтоб всюду украсить людское жильё.
Хозяин: Ну, как гости дорогие, понравилась вам сказка о кружеве и вязании крючком?
Покажите, какие кружевные изделия получились у вас. Давайте, аплодисментами определим самую красивую кружевную работу из бумаги.
Хозяйка: А знаете, есть у этой сказки удивительная особенность – она не имеет конца, потому, что кружевницы не перевелись в России и не переведутся никогда.
В каком веке кружевные изделия завоевали Европу? Когда их стали изготавливать крючком?
Где и когда в России стали использовать кружева? Когда их стали использовать повсеместно?
Хозяин: Уже в школе можно познакомиться с этим видом рукоделия на уроках технологии или в кружке. Научиться приемам вязания и чтению схем, а некоторые из вас смогут сами составлять схемы и узоры и творить свою неповторимую кружевную сказку.
Дев 6: Отдохнули мы по праву!
Дев 7: Мастерам воздали славу!
Дев 8: Что узнали, не забудем!
Вместе: ДОЛГО-ДОЛГО ПОМНИТЬ БУДЕМ!
До свидания! Спасибо за внимание!
Домашнее задание: подготовить крючки и нити, принести цветные карандаши и альбом.
Фильмы для урока размещены на http://irnik-7.rutube.ru/movies?oby=upload «европейское кружево» (теги: урок, кружево, фотоотчет)