Он честен, правдив и демократ
до конца ногтей…
И.С.Тургенев.
Цели урока : образовательная – познакомить учащихся с образом одного из главных героев романа - Евгения Базарова, вспомнить, что означает понятие «словесный портрет» и для чего он используется в литературе;
развивающая - развитие навыков анализа художественного образа по его портрету, речи, развитие у учащихся наблюдательности, устной и письменной речи, навыков отбора материала для сочинения;
воспитательная - воспитание интереса к искусству слова, к познанию человека.
Методическое обеспечение: на партах тексты романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», планы работы с книгой, тетради;
видеомагнитофон, видеозапись фрагментов из х/ф по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Методы проведения урока : тесты, фронтальный опрос, работа со словарём, беседа по
видеофрагментам и текстам романа, запись в тетрадь.
Тип урока – комбинированный.
Ход урока
• Оргмомент.
• Опрос по предыдущей теме:
• Работа с тестами.
• Вопросы для фронтального опроса:
- Под чьим влиянием создавался роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», где и когда он был опубликован?
- С помощью каких средств писатель даёт нам представление об эпохе?
- Назовите главный вопрос эпохи.
- Кто был главным героем эпохи?
В качестве дополнительных использовать вопросы по биографии И.С.Тургенева, определения романа, идеологического романа, сюжета.
III . Запись в тетрадях новой темы.
IV . Работа по плану анализа художественного образа (в сильных группах можно дать предварительное задание на дом и на уроке использовать уже подготовленные цитаты; темп урока от этого выигрывает, объём изученного материала увеличивается):
1. Какое место занимает Базаров в системе образов романа?
2. Внешность Базарова, гл.II, с.63 (сравнительно с портретом П.П.Кирсанова, гл. IV , с.65)
По данным в книге словесным портретам вы представили себе этих людей. Посмотрите видеофрагменты и сравните сложившиеся в вашем сознании образы с теми, которые были созданы артистами. Кто вам больше понравился по первому впечатлению и почему?
Посмотрите следующие видеофрагменты и ответьте на вопрос (используйте текст романа):
3. В какой семье он воспитывался, кто его родители? Гл. V , с.69, гл. XX , с.105 – 106.
Посмотрите видеофрагменты и, используя текст романа, ответьте на вопрос:
4. Чем Базаров занимается? Гл. III , с.64, гл. V , с.68.
Посмотрите ещё отрывок фильма и скажите:
5. Как Базаров держится, как относится к людям? Гл. VI , с.71.
6. Черты характера Базарова (обобщение).
Материал для справок: демократизм, пренебрежение к моде и требованиям светского поведения, суровость, вольнодумство, независимость, самоуверенность, самостоятельность, трудолюбие, ум, любовь к родителям, благородство, доброта.
Вывод: действительно, Базаров – разночинец по происхождению и образу жизни, демократ – по взглядам; человек, достойный уважения.
• Подведение итогов. Более высокие оценки получают учащиеся, которые самостоятельно готовились дома.
• Домашнее задание:
(для всех) выписать из текста романа определение слова «нигилист», найти и выписать слова Базарова о науке, искусстве, природе, воспитании, обществе, народе, любви. Подумайте и скажите, прав ли Базаров.
(для сильных учащихся) 1.по образцу подобрать материал о П.П.Кирсанове;
2.(по желанию) написать сравнительную характеристику Базарова и П.П.Кирсанова.
|