Submitted by Маритана Борисовна Мезина on Wed, 25/05/2011 - 12:17
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22»
г. Балаково Саратовской области
« Лён, мой лён»
Бинарное мероприятие учителей музыки и технологии
(внеклассное мероприятие для учащихся 4-9 классов)
Руководители:
учитель музыки высшей квалификационной категории
Мезина Маритана Борисовна
учитель технологии 1 квалификационной категории
Гладилина Светлана Геннадьевна
Консультант:
Федукина Ольга Викторовна
Балаково
2011
Пояснительная записка.
Внеклассное мероприятие для учащихся 4-9 классов проводится на сцене школы.
В ходе представления прослеживается производство льняных тканей от сырья до готового изделия.
В презентации представлены исторически достоверные древнерусские костюмы, использование в производстве льняных тканей как старинного, так и современного, продемонстрирована возможность использования льняных тканей в современной жизни.
Длительность спектакля – 45 минут, что позволяет использовать это мероприятие как на классных часах, так и во внеурочное время.
Смена действий (песни, хороводы, видеофильм, дефиле) позволяет предупредить утомляемость зрителей при получении информации.
Декорации выполнены с учётом выбранной темы и усиливают впечатление от происходящего действа.
Сценарий, презентация, художественные номера, дефиле разработаны с учётом возрастных особенностей учащихся (учеников 6-8 классов).
«Лён, ты мой лён…»
Бинарное (музыка и технология) внеклассное мероприятие для 4-9 классов,с презентацией, видеофильмом, хороводными песнями, показом моделей одежды из льна, изготовленными учащимися 6 – 8 классов.
Цель:
- знакомство с традиционной культурой и бытом России для активизации познавательного интереса к предметам музыки и технологии.
Задачи:
-знакомство с производством и использованием натурального волокна льна;
-знакомство с православным праздником Прасковеи-Пятницы, традициями, связанными с этим праздником;
-способствовать развитию интереса к различным народным промыслам и русскому народному художественному творчеству.
-формирование патриотизма средствами национальной культуры и быта.
Оформление сцены, реквизит: с левой стороны сцены стоит стол, накрытый льняной скатертью, на кулисе плакат с изображением вида окна.
Хозяйка накрывает стол, напевает песню. Входит мальчик.
Мальчик. Мама, я нагулялся. Как вкусно у нас пахнет…
Мама.Да вот, решила сегодня пирогов испечь, день сегодня Святой великомученицы Прасковеи-Пятницы. На Руси крепко помнили, что раз в году на пятницу 27 октября нельзя ни прясть, ни в доме конопель (кудель) иметь. А ещё было поверье, кто в этот день смеяться и дурака валять будет, тот на старости много горючих слез прольёт!
Мальчик. Как интересно, а почему нельзя смеяться и дурака валять? Расскажи.
Мама.( изображение иконы, тихая музыка)
28 октября / 10 ноября в III в. в Иконии (южная Турция) у богатых и благочестивых родителей родилась дочь. Родители особенно почитали день страданий Христовых - пятницу, соблюдали строгий пост, молились, раздавали нищим милостыню, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день Параскевою, что в переводе с греческого означает Пятница. Параскева, решив посвятить себя Богу и просвещению язычников, дала обет безбрачия и вела с юности аскетический образ жизни. При Диоклетиане, за исповедание православной веры, была приведена язычниками на суд к правителю области, который предлагал ей отречься от Христа и принести жертву языческому идолу, обещав взять ее себе в супруги. За отказ Параскеву Пятницу подвергли мучениям и истязаниям, после которых отсекли голову.
Исполнение русской народной песни « Как пойду я на быструю речку»
Святая Параскева Пятница пользовалась особым почитанием у восточных славян, наравне с Николаем Чудотворцем и Богородицей. На старых севернорусских иконах даже встречается изображение ее лика на обороте иконы Божьей Матери.
Иконы св. Параскевы особенно почитались и украшались вышитыми полотенцами, лентами, цветами, душистыми травами, монистами и другими подвесками. На иконах Параскева изображалась суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове
В народе Параскева Пятница представлялась красивой девушкой или молодой высокой худощавой женщиной (таких женщин до сих пор называют "долговязая пятница") с длинными распущенными волосами, символизировавшими лен, которая является в белой сорочке и плахте или нагой, часто в крови от уколов спиц и веретен, использовавшихся женщинами при прядении и ткачестве в пятницу, нарушивших таким образом запрет на работу в этот день
С наибольшим уважением к Параскеве Пятнице относились девушки и женщины, отчего этот день и получил название "бабьего" или "женского" праздника ("Параскева Пятница - бабья святая, так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей").
В народных представлениях Пятница и Богородица - защитницы женщин, распорядительницы браков, покровительницы дома и женских занятий.
Мальчик. Так выходит сегодня праздник льна? Я слышал об этом растении на уроках биологии. Но вот чем оно заслужило целый праздник?
Мама. Интересно? Слушай.
(Под тихую музыку выходит девушка в русском сарафане)
Девушка.
Если парус белеет над волной серебристой,
Если девушка в платье из цвета батиста,
Если в бурю не рвутся корабельные снасти,
Это лён, это наши дары вам на счастье.
Если мчатся стрелою в небесах самолеты,
Если видишь ты скатерть самой тонкой работы.
Если в доме хозяйки вкусные сласти:
Это лён, это наши дары вам на счастье.
Так исстари называли русский лён. Он считался символом чистоты, света, верности. Египетские жрецы носили одежды только из льна. В Древней Греции высоко ценили белые, отделанные пурпуром, одежды из льняных тканей.
Искусство возделывания льна зародилась почти 9 тыс. лет назад в горных областях Индии. Лён был известен в Ассириии и Вавилонии, откуда проник в Египет. Древнегреческий историк Геродот упоминает о том, как египетский царь Амазис принес в дар Афине Родосской льняную ткань, каждая нить которой состояла из 360 тончайших нитей. Эта ткань ценилась в прямом смысле на вес золота.
Ну а как былинка с голубыми цветками попала к нам, на русскую землю? По-видимому, культура эта идет еще от скифов, которые умели возделывать лён. Арабский ученый Ибн-Фалдан, путешествовавший в начале 10 века по территории нынешнего Поволжья, отмечал красоту белой одежды славян, сшитой из вытканной им полотна местного происхождения. Лён на Руси издавна был предметом национального промысла и торговли. Наряду с мехами, салом, медом, воском изделия из него продавали на торгу, сбывали за границу.
Научными исследователями доказано, что в одежде из льна при высокой температуре потеют в два раза меньше, чем из искусственных волокон, и почти в полтора раза меньше, чем в одежде из хлопчатобумажной ткани. Лён «отводит жару»- влага испаряется с него почти с такой же скоростью, как с поверхности водоема. Вот почему льняная ткань всегда свежа и прохладна.
Есть у льна еще одно чудесное свойство. Мумии египетских фараонов , найденные в гробницах- саркофагах, как известно, были забинтованы в тончайшие льняные ткани высокого качества, удивительной прочности и уцелели до наших дней. Дело в том, что в составе льняного волокна есть элементы кремнезема, предохраняющие его от процессов гниения. Свидетельства тому не только египетские мумии, но и древнейшие рукописи, книги, написанные на бумаге, полученной из льняного сырья. Знаменитая «льняная книга» - крупнейший летописный памятник этрусков - написана на льняной ткани ещё в 17 веке до нашей эры.
Мальчик. А нам в школе рассказывали, что из выращенного на одном гектаре земли, засеянном льном можно изготовить 1220 м ткани, 120 мешков, 110 кг верёвки, 9кг особо тонкой сигаретной бумаги. Из отходов получают 2м2 костроплит для отделки салонов самолетов, автобусов, мебели. А еще из него ткут прочные пожарные рукава, крутят верёвки. Делают паклю. Выжимают душистое масло из семени. Добавляют семя в самые дорогие конфеты, халву и печенье. Семя используют даже в медицине и парфюмерии.. Лён- это богатство земли русской, её украшение.
Девушка.Только зорька заалеет поутру,
Зашумят льняные бусы на ветру,
Уж не спит льноводный край,
В позолоте зреет урожай,
Выхожу я на бескрайние поля,
Расстелилася ковром земля.
И мелькают разноцветные платки,
Словно маки на полях и васильки.
Это девушки льноводного звена
На рассвете вышли в поле как одна.
Хоровод
В народе всегда говорили: «Кого лён вымотает, того и озолотит». А хотите увидеть как убирали лен, как из растения получались ткани? (видеофильм«Музей льна и бересты»
Хороводная игровая песня « А мы сеяли, сеяли лён»
Хозяйка. Делу время - потехе час! А пословицы и поговорки народные про лен знаете? Какие назовете?
-Лён вымотает, лен и озолотит.
-Лён не уродился - в мочало пригодился.
-Мни лён доле - волокно будет боле.
-Не земля родит лён, а мочило.
-Не домнёшь мялкой - вспомнишь за прялкой.
А кто скажет, кАк по приметам урожай льна угадать?
-Длинные сосульки - долгий лён.
-Лён надо сеять, когда на кустах цветут последние цветы.
-Если бельё зимой не сохнет- льны хорошие будут.
-Кукушка закуковала- пора сеять лён.
-Лён две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.
Девушка. Еще одна русская поговорка гласит: «Какого волокно, такого полотно». Льняные волокна разные. Из них изготавливают и грубые ткани технического назначения – мешковину, брезент, и тончайший батист, и удивительные, почти невесомые кружева – блонды. А между этими полюсами- множество тканей сложных переплетений. С различными примесями и добавлениями. Из такой ткани шьют постельное бельё. Скатерти, портьеры, практичные и модные костюмы для молодёжи. На его фоне красиво смотрится любая отделка- строчка, вышивка, аппликация, кружево, старинная русская мережка.
Показ моделей.
Мальчик. Оказывается и сейчас много девушек с умелыми руками имеется. Изделия просто класс!
Девушка. Принимать вас не забота, но теперь нас ждёт работа!
Лён посеять, землю рыть, детям садик насадить…
А по сердцу вам придётся, огонёчек вновь зажжется!
Бинарное мероприятие - одна из педагогических технологий обучения, воспитания и развития современного школьника.
Анализируя современные образовательные концепции, можно отметить, что практически все они выделяют важную роль воспитания, как неотъемлемую и составляющую часть всего образовательного процесса, в них воспитание человека и гражданина - по сути, и есть главная цель школы. Эта же цель отражена и в «Законе об образовании», где в самом начале сказано, что образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения. На первом месте стоит именно воспитание. Однако на практике об этом чаще всего забывают и на первое место ставят предметные успехи. Школа оценивается по тому, как она обучает физике, химии, иностранным языкам и т.д. И очень редко (практически никогда) она оценивается по тому, что дала детям в духовном и нравственном становлении, какого она воспитала человека и гражданина.
Школа должна давать не только знания, но и научить ребёнка думать, чувствовать, заложить основы подготовки к трудовой деятельности в новых условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой и предприимчивой личности.
А если говорить о формировании у растущего поколения ценностей, таких как культура, взаимоотношения людей, эстетическое воспитание, нравственное здоровье, то с нашей точки зрения, проведение бинарных внеклассных мероприятий вполне оправдано и даже рекомендовано, т.к. эмоциональная сфера учащихся определенно задействована. Такие мероприятия эффективнее формируют критическое мировоззрение, что является базой для их дальнейшего развития.
Через проведение таких внеклассных мероприятий формируется положительная мотивация к обучению предметов музыки и технологии, потому что мы в этих мероприятиях создаём ситуацию успеха, способствуем формированию самоорганизации, самоконтроля, умения планировать свои действия, потребности в здоровом образе жизни.
У нас в школе каждый год проходят предметные недели, в том числе неделя технологии и музыки. В рамках этой недели мы включаем мероприятия по воспитанию патриотизма, любви к малой родине (фотовыставки, фольклорные праздники для младших школьников, выставки детского творчества и др.) и русскому народному творчеству. После этих мероприятий заметен повышенный интерес к изучаемым предметам. Мы становимся не просто участниками этого действа, а партнёрами.
В предметную неделю мы обязательно включаем так называемые интегрированные, или бинарные внеклассные мероприятия. Задачами таких мероприятий является воспитание эстетического вкуса и художественной инициативы путём знакомства с различными видами декоративно – прикладного творчества и традициями русского народа, воспитание нравственных качеств личности: человечности, обязательности в выполнении поставленных задач, ответственности, «трудового» образа жизни; привитие культуры поведения и бесконфликтного общения.
По традиции, такие мероприятия проводятся с учащимися ежегодно. Самыми запоминающимися среди них были: «Егорий Вешний», «Рождественские колядки», которые были организованы и проведены методическим объединением учителей технологии в Музее истории города.
В первом полугодии этого года был подготовлен и представлен спектакль под названием «Лён, ты мой лён…»- бинарное (музыка и технология) мероприятие для 4-9 классов, с презентацией, видеофильмом, хороводными песнями, показом моделей одежды из льна, изготовленными учащимися 6 – 9 классов.
Мероприятие проводилось на сцене школы.
В ходе представления прослеживалось производство льняных тканей от сырья до готового изделия.
В презентации представлены исторически достоверные древнерусские костюмы, использование в производстве льняных тканей как старинного, так и современного оборудования, продемонстрирована возможность использования льняных тканей в современной жизни.
Длительность спектакля – 45 минут, что позволяет использовать это мероприятие как на классных часах, так и во внеурочное время.
Смена действий (песни, хороводы, видеофильм, дефиле) позволяет предупредить утомляемость зрителей при получении информации.
Декорации выполнены с учётом выбранной темы и усиливают впечатление от происходящего действа.
Сценарий, презентация, художественные номера, дефиле разработаны с учётом возрастных особенностей учащихся (учеников 6-8 классов).
Были использованы мультимедийные средства, которые усиливали впечатление, иллюстрировали содержание, ход мероприятия.
Цель:
- знакомство с традиционной культурой и бытом России для активизации познавательного интереса к предметам музыки и технологии.
Задачи:
-знакомство с производством и использованием натурального волокна льна;
-знакомство с православным праздником Прасковеи-Пятницы, традициями, связанными с этим праздником;
-способствовать развитию интереса к различным народным промыслам и русскому народному художественному творчеству.
-формирование патриотизма средствами национальной культуры и быта.