Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Классный час для 10-11 классов "Мир, прогресс, права человека" - тема Нобелевской лекции А.Д.Сахарова"

Фото пользователя Эльмира Дамисовна Камальдинова
Submitted by Эльмира Дамисовна Камальдинова on Tue, 24/05/2011 - 00:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Камальдинова Эльмира Дамисовна
Место работы, должность: 

Учитель русского языка и литературы, замдиректора по ВР МОУ СОШ п.Буруны Наримановского района Астраханской области

Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Цель урока: 

 

    1. Познакомить обучающихся с деятельностью академика А.Д.Сахарова

       показать актуальность основных положений Нобелевской речи; выяснить,

      какие мысли Сахарова близки и понятны ребятам.

2. Способствовать воспитанию в обучающихся честности, порядочности, патриотизма,   формированию гуманистического мировоззрения, идеалов гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса, отношения  к нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития человеческого сообщества; гражданственности, любви к Родине, политической и правовой культуры.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемая методическая литература: 

 

Использованные Интернет – ресурсы

 

 

1.http://www.un.org/russian/events/humanrights/2007/udhr.shtml

2.www.un.org/russian/cyberschoolbus/

3.http://www.sakharov-center.ru/sakharov/

4.http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/saharov.html 

5.http://adsakharov.narod.ru/Sakharov_picture_tour/ADS_LKCh.htm

6.http://www.chukfamily.ru/Lidia/Publ/sakharov.htm

7. http://visualrian.ru/images/item/145693

8. http://www.bing.com/images/search?q=%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be+%d0%90.%d0%94.%d0%a1%d0%b0%d1%85%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0&qpvt=%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be+%d0%90.%d0%94.%d0%a1%d0%b0%d1%85%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0&FORM=IGRE

9. http://sakharov-archive.ru/

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор

Краткое описание: 
Классный час направлен на изучение жизни, деятельности академика А.Д.Сахарова, темы его Нобелевской лекции "Мир, прогресс, права человека". В ходе классного часа предусматривается аналитическая, дискуссионная деятельность обучающихся

 

Ход классного часа.

Звучит стихотворение Лидии Чуковской   ( в исполнении подготовленной ученицы)

А.Д.С. [Андрею Дмитриевичу Сахарову]

Голубоглазое молчанье,
Мощь одинокой тишины.
И расстоянье, расстоянье,
Которым мы разделены.

Как от земли и до луны.

Заговорил - и прозвучали
Слова отваги и печали.

И не хватало, не хватало
Лишь мученического венца.
И время, вот оно, настало
Для мученического конца.

Сегодня-завтра он наступит,
Очей угаснет синева.
И вот когда бессмертье вступит
В свои законные права.


1976  

 

  1. Учитель: - Добрый день, уважаемые участники дискуссии. Этот классный час мы посвятим удивительному человеку, который при жизни вызывал уважение, восхищение у одних, и страх и ненависть - у других. Речь пойдет об академике, лауреате Нобелевской премии Андрее Дмитриевиче Сахарове, и большее внимание мы уделим его Нобелевской речи. В ходе нашей дискуссии попытаемся понять, в чем же секрет величайшего ученого, гуманиста, и почему человек, необычайно талантливый, порядочный, был в такой немилости у власти. В ваших размышлениях вам помогут ваши знания по истории, обществознанию, ваша гражданская позиция.

-  Готовясь к дискуссии, вы должны были познакомиться с биографией А.Д.Сахарова. Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями.

(Рассказы ребят о тех моментах биографии Сахарова, которые запомнились им больше всего: семья, образование, годы Великой Отечественной войны, научная деятельность, создание водородной бомбы, защита репрессированных, протест против ввода советских войск в Афганистан)

- Теперь давайте попробуем ответить на вопрос: что в деятельности Сахарова вызывало у властей такое неприятие?

(Ответы ребят: в стране, где свобода мышления в принципе не могла существовать, одно название статьи  «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» могло, мягко говоря, насторожить «властителей дум». Не говоря уже о той борьбе, которую вел академик против испытаний ядерного оружия. И защита репрессированных, конечно, тоже была не в пользу Сахарова.)

- Скажите, пожалуйста, как вы объясните  поддержку  Сахаровым бойкотирования Московской олимпиады?

(Ответы ребят: история олимпийского движения – ответ на этот вопрос. Еще в  Древней Греции во время проведения Олимпийских игр прекращались все войны. Как же может проходить олимпиада в стране, ведущей войну?)

- А теперь перейдем к самому главному – деятельности Андрея Дмитриевича как защитника прав человека. Вы уже знаете, что в 1970 году Сахаров вместе с друзьями основал Комитет по правам человека, и еще вы знаете, что 10 декабря 1948 годаГенеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека,   Приняв это решение исторического значения, Ассамблея обратилась с призывом ко всем государствам — членам Организации -  обнародовать текст Декларации и сделать все возможное для «ее распространения, оглашения и разъяснения, главным образом в школах и других учебных заведениях, без различия, основанного на политическом статусе стран или территорий».  Почему же, спустя 22 года после принятия международной декларации, у нас в стране возникает необходимость создания Комитета по правам человека?

(Ответы ребят: идеологическая ситуация в СССР, диссидентство, преследование властями «инакомыслящих» - все факты, говорящие о грубом нарушении прав человека).

  - В 1975 году   "за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства" Андрей Дмитриевич Сахаров был удостоен звания лауреата Нобелевской премии Мира. "Это явилось огромной честью для меня, признанием заслуг всего правозащитного движения в СССР." (А.Д. Сахаров, "Автобиография")Речь А.Д Сахарова на Нобелевской лекции «Мир. Прогресс. Права человека.» - следующая и основная тема нашей дискуссии. Давайте остановимся на основных ее положениях.

(Рассказы ребят.  Как сказал сам академик,

«Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими.». Еще в 1968 году в работе

« Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе»

Андрей Дмитриевич рассмотрел угрозы человечеству, связанные с его разобщенностью, противостоянием социалистической и капиталистической систем: ядерная война, голод, экологические и демографические катаклизмы, дегуманизация общества, расизм,   национализм, диктаторские террористические режимы. В демократизации и демилитаризации общества, утверждении  интеллектуальной свободы, социальном и научно-техническом прогрессе, ведущих к сближению двух систем, Сахаров видел альтернативу гибели человечества. Став одним из создателей водородной бомбы, гуманист Сахаров увидел, насколько опасно такого рода открытия в обществе, ведущим принципом которого является сила – сила, направленная на уничтожение человечества.«Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав.» Андрей Дмитриевич говорит о последствиях научно-технического прогресса, ведущих к уничтожению людей, а не к облегчению их жизни.   Прошло  тридцать с лишним  лет с момента его выступления, но все мысли Сахарова не потеряли актуальности. Конечно, многое изменилось и у нас в стране, и в международных отношениях: нет того идеологического противостояния, и свободнее мы стали намного, но проблем у человечества не убавилось. Далеко не всегда достижения науки направлены во благо, а об оружии, которым владеет сейчас человек и которое служит для уничтожения человека человеком, и говорить не приходится: оно все совершеннее и совершеннее, это очень страшно. Но не только о физическом уничтожении говорит академик.

«…в развитых странах люди сталкиваются с очень серьезными проблемами. Среди них - тяжелые последствия неумеренной урбанизации, потеря социальной и психологической устойчивости общества, непрерывная изнуряющая гонка моды и сверхпроизводства, бешеный, безумный темп жизни и ее изменений, рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв все большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально-этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни. На этом фоне возникают многочисленные уродливые явления - рост преступности, алкоголизма, наркомании, терроризма и т.п. Надвигающееся истощение ресурсов Земли, угроза перенаселения, многократно углубленные международными политическими и социальными проблемами, начинают все сильней давить на жизнь также и в развитых странах, лишая (или угрожая лишить) многих людей ставших уже привычными изобилия, удобства и комфорта.»

Учитель: – У некоторых, кто не знаком с речью Сахарова, сейчас, наверное, может возникнуть вопрос о целесообразности научно-технического прогресса. Что вы можете сказать по этому поводу?

(Ответы: Сахаров ни в коем случае не выступал против развития науки, в том числе и разработок в ядерной физике. Проблема в том, чтобы все открытия были направлены в «мирное русло», облегчали жизнь, быт человека,

 «…в действительности все главные стороны прогресса тесно связаны между собой, ни одну из них нельзя отменить, не рискуя разрушить все здание цивилизации; прогресс неделим. Но особую роль в механизме прогресса играют интеллектуальные, духовные факторы.»

«Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума.» - вот что должны постоянно помнить люди.)

Учитель: –Еще одна тема лекции – люди, лишенные свободы  из-за своих  убеждений. Невозможно остаться равнодушным к огромному списку фамилий «узников», как называет их Андрей Дмитриевич, - вспоминаются узники концлагерей. И это в «свободной стране», в мирное время!  Вам, нынешним, это непросто понять: лишиться свободы из-за своих взглядов. Сейчас, когда любой артист может пародировать президента страны, когда есть такие проекты на ТВ, как «Мультличности». Но это было, и очень отрадно, что  несмотря на море проблем, которыми мы «владеем» и по сей день, есть все-таки светлые моменты. Я, конечно, не о возможности выражаться  пародийно о власти, а о более серьезных вещах.

  - Сейчас наступил момент, который я жду с нетерпением. Готовясь к классному часу, я нашла стихи и песни священника отца Сергия Киселева. Одна из них   породила ряд вопросов, ответы на которые я хотела бы услышать от вас: что воспринимаем мы под свободой? Правами?

Что такое настоящая свобода?

Давайте послушаем эту песню.

(Звучит песня «О правах человека», текст песни проецируется на экран)

I
Все плоды демократий века
Испытал на себе народ,
Во главе их - права человека,
А обязанности - не в счет.
И у каждого прав тех - море,
Это грешной души разгул,
Ну, а совесть имущим - горе,
Впору им кричать: "Караул!".

II
Узы совести в наших душах
Укрощают греховный пыл,
Вспышки похоти стыд потушит,
Если кто про честь позабыл.
Чувство долга еще, терпимость -
Эти путы спасут не раз,
Что же будет, скажи на милость,
Коль от уз тех избавить нас?

III
Если кто-то с благой надеждой
Сумасшедших решит спасать,
И смирительные одежды
Станет с буйных больных срывать,
Он "прозреет"минутой позже,
Той "свободы" плоды вкусив,
Ну а нас, милосердный Боже,
От спасителей тех спаси.

IV
Всем от Бога дано нам право
Его чадами снова стать
И наследовать царство Славы,
Здесь посеять, а там пожать,
Но мы ищем другого, то есть:
Чтобы грех узаконить свой,
Чтоб умолкла навеки совесть,
Чтоб бессовестным стал покой.

V
Чтоб на шею другим садиться,
И не в поте лица хлеб есть,
Жить по-свински и не стыдиться
Да без чести иметь бы честь.
Чтоб законы давали право
В беззакониях жить всегда,
Чтоб рекою текла отрава
Узаконенного блуда.

VI
И потомство безбожно гробя,
После блудных своих затей,
Убивают еще в утробе
Не родившихся в мир детей.
Правовую державу строя,
Беззащитных лишили прав,
Их убийство закон покроет,
Лишь на свалке им место дав.

VII
Нет любви в материнском сердце,
И оно не рождает слез,
Растерзали своих младенцев,
За которых страдал Христос.
Ну - воистину - кровопийцы,
Только лица, как у людей,
Но не матери,  то - убийцы
Нерожденных своих детей.

VIII
Выше нету любви на свете,
Чем за ближнего жизнь отдать,
А роднее, чем наши дети,
Человеков не отыскать.
Ну, а тут ради жизни личной
Чтоб себя не пускать в напряг,
Для комфорта, за просто так
Четвертуется третий лишний,
Словно он наш заклятый враг.

IX
Нас права привели к свободе
И подняли народ с колен,
Их, поднявшихся, звать в народе
Бизнес-леди и бизнесмен.
Может, кто-то и жил по чести,
Но таких не высок полет,
Только тот, кто избрал бесчестье,
Сможет круто пойти на взлет.

X
Это значит: торгуй, чем хочешь,
Только совесть продай сперва,
Да и тело в цене уж очень
И качает свои права.
Наше право - жить жизнью лживой,
Всей душою деньгам служа -
Так за ломаный грош наживы
Продается теперь душа.

XI
Вот такие права нам дали –
Истреблять на земле свой род,
Чтоб мы пили, блудили, лгали
И пускали себя в расход.
Чтоб смогли до скотов скатиться,
Став зверями на двух ногах,
И свободой своей гордиться,
Человечьи имея лица
При звериных своих правах.

17 августа 2003 г. Cергий Киселев, священник.

Учитель: - Пожалуйста, выскажите свою точку зрения: что заставило Сергия Киселева написать такие горькие строки?

(Ответы ребят: моральное состояние современного общества еще очень далеко от совершенства. К сожалению, прогресс не  спасает от духовного обнищания. Прошло, как уже сказали, почти три десятка лет после выступления Сахарова, а социальные болезни никуда не делись. Ужасают цифры, свидетельствующие о росте наркомании, проституции, преступности. Количество брошенных детей растет, и «нерожденных» тоже. Мы много добились, но и много еще надо сделать.)

  Учитель: - Да, можно много говорить о свободе, о правах, но они ни к чему не приведут, если каждый человек не осознает: «…будущее непредсказуемо и неопределенно, оно творится всеми нами – шаг за шагом в нашем бесконечно сложном взаимодействии… Свобода выбора остается за человеком.» (А.Д.Сахаров) А что мы выберем? Ответ – за вами, молодыми.

Очень надеюсь, что все услышанное и сказанное сегодня не пройдет мимо ваших душ. И в одном уверена точно: жизнь, деятельность, личность академика, лауреата Нобелевской премии Андрея Дмитриевича Сахарова никого из вас не оставит равнодушным.

  - В заключение нашей встречи хочу еще раз попросить «поработать» сердцем, душой. Предлагаю вашему вниманию плакаты, связанные одной темой: права человека.  Эта коллекция из 69 приглашающих к размышлению рисунков, иллюстрирующих значимость Всеобщей декларации прав человека и важность борьбы за права человека и его неотъемлемые свободы.

Рисунки были предоставлены ведущими  художниками  более чем из 30 стран всех регионов мира. Некоторые рисунки уже были экспонированы на выставке в Вене (Австрия) по случаю Всемирной конференции по правам человека в 1993 году, в то время как другие произведения были созданы специально для этой выставки. Выставка   экспонировалась в штаб-квартире ООН с 10 декабря 2007 года по 17 января 2008 года.  

Я предлагаю вашему вниманию несколько из них. Посмотрите, поразмышляйте и поделитесь своими мыслями.

(Ответы ребят впечатления, мысли, навеянные рисунками.)

- Учитель: - В рамки одного классного часа невозможно, конечно, вместить то огромное, что стоит за именем Андрея Дмитриевича Сахарова. Рассказ о нем мы начали со стихотворения Лидии Чуковской, и закончить я его тоже хочу ее словами:

«Андрей Дмитриевич Сахаров - это, конечно, имя необычайное. И я сейчас постараюсь сказать, как я его вижу. Как я его помню… его голос, его слова, его облик? Как его определить? Определить Сахарова в двух-трех словах? Как определить Сахарова? Я нашла эти определения у Пастернака. Их два.

Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь.

И:

Жребий завиден. Я жил и отдал
Душу свою за други своя.

У Пастернака это говорит лейтенант Шмидт перед казнью. Но и Шмидт был вынужден к восстанию, он его не подымал. А Андрей Дмитриевич вообще не проповедовал никаких восстаний. И тем не менее он имел полную возможность и полное право сказать о себе: "Жребий завиден. Я жил и отдал душу свою за  други своя".

  Лучше не скажешь: «Я жил и отдал душу за  други своя»

Учитель: - Спасибо всем за внимание, до новых, не менее интересных и нужных размышлений!
 

Прикрепленный файл Size
Мир. Прогресс. Права человека..ppt 422.5 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн