«Импровизация в работе концертмейстера детской музыкальной школы как средство,
активизирующее процесс становления учащегося как личности и развитие его интеллектуальной и психоэмоциональной сферы».
Аккомпанемент, основанный на свободном импровизационном материале (по буквенной системе) чаще всего используется концертмейстерами, главным образом из репертуара народной и классической музыки, а различные виды и жанры эстрадно-джазовой музыки используются реже. Почему? Наши учащиеся., слушая далеко неоднородную по своему содержанию и качеству современную популярную музыку, и часто лишенные профессионального руководства, нередко оказываются предоставленными самим себе. Возникает разрыв междуэстетическим воспитанием, основанном на традиционном образовании и практикой современного музыкального искусства, включающего эстрадно-джазовую музыку. Необходимо давать такую подготовку в ДМШ и ДШИ и использовать концертмейстерам в акомпаниментах свой импровизационный опыт, уметь грамотно сыграть любой аккомпанимент как по нотам, так и по слуху, сочинить проигрыш, записать его, сымпровизировать вступление, заключение к произведению. Именно такой подход концертмейстера к аккомпанименту в ДМШ дал бы возможность формировать компетентную аудиторию, способную и усваивать достижения профессионалов, осваивая их в доступной мере в личной творческой деятельности, и взыскательно оценивать эстрадно-джазовую практику, сознательно отбирая музыкально-художественные ценности.
Поставленные задачи влекут за собой необходимость пересмотра некоторых принципов работы концертмейстера в ДМШ, а именно, сделать аккомпанемент синтезом трех пластов: классики, фольклора и джаза. Цель данной статьи - расширить у концертмейстеров ДМШ элементарные представления о гармонии и фактуре эстрадно-джазовой музыки тем самым оптимизировать процесс становления учащегося как личности, развивая его интеллектуальную и психоэмоциональную сферы Уже не секрет, что процесс обучения детей музыке целесообразнее строить как процесс художественного творчества, включающий наличие представления у них о транспонировании, импровизации и композиции.
Все это помогает привить детям потребность в музицировании. Включая такие формы работы в основной традиционный процесс, концертмейстер более активно развивает музыкально-слуховые представления, образное мышление, творческую фантазию детей, ориентируя их на самореализацию средствами приобретенных ими знаний.
С целью научиться основам импровизации и выполнению творческих заданий концертмейстером должна быть проделана предварительная работа. Необходимо:
1.развить у себя умение слушать и анализировать сначала мелодию, затем партию аккомпанимента, функциональные особенности простых гармоний, ступеней лада, на которых построено движение баса, особенности ритмической организации;
2.изучать способы мелодической фигурации, которая исполняется на инструменте;
3.изучать основы функциональной гармонии и аккордики с нормами соединения аккордов по правилам классической гармонии;
4. вырабатывать однозначное соответствие между музыкой, воображаемой внутренним слухом, и ее мгновенным воспроизведением на инструменте.
Приступая к импровизации, необходимо освоить элементарные приемы сочинения мелодии: построение мотивов, их развитие. Импровизация предполагает развитие слухо-зрительно-динамического стереотипа, т.е. рефлекторно надежного умения мгновенно и грамотно воплощать результат музыкального фантазирования в реальных звуках. Аккомпанирование (исполнение) по нотам состоит в целом из одного процесса -чтение с листа (вижу знак-воспроизвожу звук). В импровизационной же подготовке принципиальным является процесс, при котором исключается момент нотной записи: слышу звук -воспроизвожу звук.
Упражнения типа "звук-звук" можно научиться выполнять различными методами. Например, попытаться воспризвести музыкальный текст по аккордовым звукам вниз с хроматическими опеваниями затем вверх до VI ступени по хроматической гамме и вниз понатуральному звукоряду до тоники. Один из эффективных способов "звук-звук" пение заданного или придуманного текста одновременно с игрой. Очень важно развивать внутренний слух, умение предугадывать, что будет звучать через 1-2 такта.Полезно упражняться на предслышание : играть мелодию и одновременно с проигрыванием петь ее, импровизируя на нейтральный слог.
Затем необходимо вырабатывать навык предслышания
последующей вертикали и опорных тонов мелодии. Этот навык можно
развить при пении гармонических схем, способы исполнения которых следует варьировать: петь в прямом движении вверх и вниз, петь "змейкой" (один аккорд снизу вверх, другой -наоборот), петь аккорды в ломаном виде в различных направлениях.
Необходимо развить у себя навык мыслить укрупненными фигурами
ладового тяготения, группами функций, секвентными построениями и
т.п., следует заучивать разнообразные темы, отдельные фигурационные и
гармонические обороты, в том числе кадансовые и модуляционные
цепочки секвенций. Такие упражнения по возможности и желательно петь и
играть во всех тональностях. Изучение основных элементов должнобытьпостроено по принципу последовательности.
Джаз ритмически и гармонически настолько сложен, что будет опрометчивым ожидать быстрых и равных успехов .
Музыкальное воспитание детей на высоких образцах популярной музыки создает иммунитет против примитивной, вульгарной манеры в исполнительстве, против той ремесленной продукции, которая основательно загружает детскую память. Такое использование аккомпанимента концертмейстером резко меняет их отношение и к классике и вызывает интерес к наследию прошлого.
|