Официальный сайт jetune 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Примеры заданий для уроков литературы, направленные на формирование УУД

 

6 класс

    Задание. Зарубежные произведения мы читаем в переводе. В 6 классе мы знакомимся с М.Ю.Лермонтовым и В.А.Жуковским не только как с поэтами, но и как с переводчиками. Интересно узнать, что оба поэта прекрасно владели немецким языком. Их обоих заинтересовало произведение И.Ф.Шиллера «Перчатка»: М.Ю.Лермонтов перевёл его в 1829 году, а В.А.Жуковский – в 1831 году. Проведите исследовательскую работу по двум переводам баллады «Перчатка», ответив на данные вопросы:

  1. Изменено ли содержание в текстах?
  2. Одинакова ли запись текстов?
  3. Одинакова ли рифма в переводах?
  4. Изменена ли идея баллады в переводах?
  5. Какие слова, образы использует тот и другой переводчик?
  6. Какой из переводов вам кажется более простым, понятным, интересным? Почему?

Вельможи толпою стояли
И молча зрелища ждали;
    Меж них сидел
Король величаво на троне;
Кругом на высоком балконе
Хор дам прекрасный блестел.


Вот царскому знаку внимают.
Скрыпучую дверь отворяют,
И лев выходит степной
Тяжелой стопой.
И молча вдруг
Глядит вокруг.
Зевая лениво,
Трясет желтой гривой
И, всех обозрев, Ложится лев.
И царь махнул снова,
И тигр суровый
С диким прыжком
Взлетел опасный
И, встретясь с львом,
Завыл ужасно;
Он бьет хвостом,
    Потом
Тихо владельца обходит,
Глаз кровавых не сводит...
Но раб пред владыкой своим
Тщетно ворчит и злится


И невольно ложится
    Он рядом с ним.
Сверху тогда упади
Перчатка с прекрасной рук
Судьбы случайной игрою
Между враждебной четою.
И к рыцарю вдруг своему обратясь,
Кунигунда сказала, лукаво смеясь:
"Рыцарь, пытать я сердца люблю.
Если сильна так любовь у вас,
Как вы твердите мне каждый час,
То подымите перчатку мою!"


И рыцарь с балкона в минуту бежит,
И дерзко в круг он вступает,
На перчатку меж диких зверей он глядит
И смелой рукой подымает.

 

_______


И зрители в робком вокруг ожиданье,
Трепеща, на юношу смотрят в молчанье.

Но вот он перчатку приносит назад,

Отовсюду хвала вылетает,
И нежный, пылающий взгляд -
- Недального счастья заклад -
С рукой девицы героя встречает.
Но досады жестокой пылая в огне,
Перчатку в лицо он ей кинул:
"Благодарности вашей не надобно мне!" -
И гордую тотчас покинут.

 

Перевод М.Ю.Лермонтова

 

Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.
Король дал знак рукою -
Со стуком растворилась дверь,
И грозный зверь
С огромной головою -
Косматый лев выходит;
Кругом глаза угрюмо водит;
И вот, всё оглядев,
Наморщил лоб с осанкой горделивой,
Пошевелил густою гривой
И потянулся, и зевнул,
И лег. Король опять рукой махнул -
Затвор железной двери грянул,
И смелый тигр из-за решетки прянул;
Но видит льва, робеет и ревет,
Себя хвостом по ребрам бьет
И крадется, косяся взглядом,
И лижет морду языком,
И, обошедши льва кругом,
Рычит и с ним ложится рядом.
И в третий раз король махнул рукой -
Два барса дружною четой
В один прыжок над тигром очутились;
Но он удар им тяжкой лапой дал,
А лев с рыканьем встал...
Они смирились,
Оскалив зубы, отошли,
И зарычали, и легли.


И гости ждут, чтоб битва началася.
Вдруг женская с балкона сорвалася
Перчатка... все глядят за ней...
Она упала меж зверей.
Тогда на рыцаря Делоржа с лицемерной
И колкою улыбкою глядит
Его красавица и говорит:
«Когда меня, мой рыцарь верный,
Ты любишь так, как говоришь,
Ты мне перчатку возвратишь».
Делорж, не отвечав ни слова,
К зверям идет,
Перчатку смело он берет
И возвращается к собранью снова.
У рыцарей и дам при дерзости такой
От страха сердце помутилось;
А витязь молодой,
Как будто ничего с ним не случилось,
Спокойно всходит на балкон;
Рукоплесканьем встречен он;
Его приветствуют красавицыны взгляды...
Но, холодно приняв привет ее очей,
В лицо перчатку ей
Он бросил и сказал: "Не требую награды!"

 

Перевод В.А.Жуковского

 

 

8 класс

    Задание. История была неотъемлемой частью жизни и творчества А.С.Пушкина. Ему присущ историзм, включающий память его собственных предков, прошлое народа, место и роль России в мировой цивилизации и раздумья о её будущем. Пушкинское отношение было лишено чёрно-белых оценок и подходов, его интересовали выдающиеся личности: Пётр I, Степан Разин, Пугачёв. Внимательно изучите исторические документы о восстании Пугачёва, вдумчиво прочитайте повесть «Капитанская дочка» и найдите соответствия, различия по данным пунктам:

  • портрет Е.Пугачёва;
  • черты характера Е.Пугачёва;
  • художественный вымысел и историческая правда в повести;
  • вымысел и реальное в описании казни Е.Пугачёва;
  • роль исторических документов и художественного произведения в представлении восстания Е.Пугачёва.

 

    Метапредметные результаты.

  1. Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности, аналитического мышления.
  2. Формирование умения реально и адекватно оценивать историческое прошлое.
  3. Воспитание патриотизма и толерантности.

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Марина Викторовна Васильева

На: Примеры заданий для уроков литературы, направленные на форми


Добрый день, Тамара Александровна!!!! Вы предложили интересные задания , направленные на формирование УУД. По поводу первого.... Можно построить на основе данного задания целый интегрированный урок совместно с учителем немецкого языка - посмотреть, как этот текст  будет звучать еще и в оригинале, у Шиллера. Поповоду второго задания - оно традиционно и формирует все названные Вами виды УУД. Я добавила бы еще - работа с различными источниками информации... Спасибо!



Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн