Активизировать знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека».
Способствовать развитию у студентов познавательного интереса к предмету.
Развивать культуру общения (доброжелательность, сопереживание успехам других, ответственность за свои и коллективные результаты работы).
Развивать умения эффективно организовывать самостоятельную деятельность, навыки презентации результатов деятельности, навыков рефлексии.
Развивать абстрактное и образное мышление.
Показать связь науки и искусства как две формы познания окружающего мира.
Воспитание у студентов: любознательности в отношении мира искусства и анатомической науки, эмоционально-чувственных качеств, умений творчески подходить к выполнению предложенных задач.
Тип урока:комплексного применения ЗУН студентов.
Форма:семинар.
Методы обучения: технология модерации, АФО.
Количество участников:8 – 16 человек (для наиболее эффективного обучения по 4-8 человек в каждой из двух рабочих групп); при большем количестве участников количество рабочих групп может быть увеличено, в этом случае требуется добавление аналогичных заданий третьей и т.д. группам и увеличение времени на занятие.
Время:95 минут.
Оборудование, средства, материалы:мультимедийный проектор, установка, 3 компьютера (два из них – ноутбуки для групп), экран, доска (или флип-чарт), колонки, компьютерная презентация (общая и для каждой группы с заданиями), карточки с названиями органов нервной и эндокринной систем; муляжи костей человека, листы бумаги, маркеры, скотч, инструкции к выполнению заданий для каждой группы, цветные листы для рефлексии, карточки «образ лица».
Ход занятия
Этапы процесса модерации, время
Деятельность модератора (преподавателя)
Деятельность студентов
Планируемые результаты обучения по этапам
I этап.
Установление свободной и доверительной атмосферы.
Определение и формулировка темы, задач занятия (10 мин.).
1. Приветствие.
2. Предлагает студентам по очереди назвать чувства, которые возникают у них при встрече с тем или иным предметом искусства (музыкальным или литературным произведением, живописным полотном, театральной постановкой и т.д.)
3. Сегодня попытаемся решить: можно ли использовать произведения искусства в изучении и повторении анатомии? Как связана наука анатомия с искусством? Необходимы ли знания анатомии человека для создания тех или иных предметов искусства? Какие чувства мы испытываем при встрече с произведениями искусства?
Обращает внимание, что сегодня на занятии многие предметы искусства (живописи, скульптуры, поэзии) будут служить наглядным пособием по анатомии человека. Работа будет проводиться в группах, которым предстоит выполнять определенные задания и презентовать ответы на них.
3. Предлагает определить правила работы, которые должны будут соблюдаться на занятии.
Записывает предложения на доске или флип-чарте.
Учащиеся рассаживаются по кругу. Отвечают на поставленный вопрос.
Примерные ответы: вдохновение, душевное волнение, стремление к творчеству, улучшение настроения и т.д.
Слушают.
Предлагают правила. Соглашаются их выполнять.
Например:
1.Общаемся открыто, ясно, лаконично.
2.Даем возможность высказаться до конца.
3.Внимательно выслушиваем друг друга.
4.Придерживаемся регламента.
5.Вклад каждого имеет значение.
Способность вербально выражать свои чувства.
Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению предмета.
Способность самостоятельно планировать свою деятельность.
II этап.
Формирование групп (5 мин.)
Предлагает участникам взять по карточке. На каждой из них написано название анатомического образования или термина, принадлежавших к одной из двух систем (нервной и эндокринной). Задача – объединиться по двум системам – двум рабочим группам.
Формируют группы, рассаживаются к своим столам.
Умения работать слаженно.
Умение применять ранее полученные знания по анатомии.
III этап.
Работа в группах (25 мин.).
Знакомит группы с организацией работы, раздает инструкции по выполнению заданий, дает советы по презентации результатов работы (например, в виде плаката, листовок, в электронном виде, в виде театрализованного представления). Следит за соблюдением временного регламента, психологическим настроем в группе (для избегания конфликтных ситуаций). Дает необходимые консультации по выполнению заданий.
Знакомятся с заданиями.
Используя инструкции по выполнению заданий, ноутбуки,
участники совместно выполняют задания, готовят презентацию результатов работы.
Умения владеть различными источниками и формами информации.
Способность находить существенное в массиве информации.
Умения преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Умения применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Повторение и закрепление пройденного материала.
Умение работать в группе.
IV этап.
Разминка«Театральные лица» (10 мин.).
Предлагает для повышения уровня энергии
в группе перед завершающим и ответственным этапом презентации активно подвигаться, прийти в хорошее настроение, почувствовать дух команды, лучше узнать друг друга, проявить свои артистические способности.
Можно включить музыку на выбор модератора.
Слушают инструкцию по выполнению. Выполняют задание (для сплочения пары создаются из участников разных групп).
Умения взаимодействовать друг с другом.
IV этап.
Презентация выполненного задания (25 мин.).
Напоминает правила, озвученные в начале занятия. Предупреждает участников, что презентацию прерывать нельзя, но при наличии вопросов или дополнений, они могут быть заданы и озвучены после окончания презентации и ответить на вопросы может любой участник.
Один или несколько участников от группы представляет отчет – презентацию о выполненном задании.
Желающие дополнить ответ, могут внести дополнение.
Умение использовать различные средства для презентации результатов работы. Способности творческого представления результатов работы.
Умения оценивать правильность выполнения задач.
V этап. Обобщение результатов работы. Подведение итогов (8 мин.).
Проанализировав, обобщает результаты деятельности групп, стараясь акцентировать внимание на положительных результатах работы.
Обмениваются впечатлениями о работе, мнениями о полученных результатах и отношениях сотрудничества.
Умение делать выводы и заключения, способность анализировать и оценивать.
Осмысление связи анатомической науки и искусства; необходимости познания анатомии не только будущими медиками, но и рядом деятелей в области искусства для создания произведений живописи, скульптуры и др.
VI этап. Рефлексия (12 мин).
1. Для выяснения впечатления участников от прошедшего занятия предлагает представить, что сегодняшний день они провели в музее и директор музея просит их ответить на несколько вопросов:
- Я добавил бы еще…
- Больше всего мне понравилось…
- Я понял…
- Было слишком много…
- Пожалуйста, добавьте…
2. Для выявления эмоционального состояния предлагает участникам выбрать заготовку с «образом лица», соответствующим настроению по окончании занятия.
Производит диагностику эмоционального состояния участников семинара.
Закончим словами великого Гиппократа: «Arslonga, vitabrevis» - Жизнь коротка, искусство вечно.
Домашнее задание: используя дополнительные источники информации, подготовить презентацию или сообщение по теме «Анатомия человека в мире искусства».
Спасибо за занятие! Удачи!
Участники пишут свои ответы на цветных карточках и прикрепляют их скотчем на доску, комментируя.
Выбирают «образ лица», прикрепляют на доску, флип-чарт.
Оценивают настроение участников семинара в целом.
Фиксируют домашнее задание.
Умение рефлексировать, осуществлять самоанализ собственных ощущений, оценивать процесс и результаты деятельности.