и запишите число, классная работа и тему урока « Деление с остатком».
Проверка д/ з на доске. Оцените себя.
2. Сообщение целей урока.
Сегодня на уроке мы будем учиться:
- выполнять деление с остатком;
-находить остаток от деления;
- находить делимое, зная делитель, неполное частное и остаток от деления;
- решать текстовые задачи;
-работать с тестами.
Урок у нас будет необычный, а математическое путешествие в « Волшебную страну».
Во время путешествия мы с вами встретимся с уже известными вам героями сказок.
Многие из вас читали увлекательные книги о приключениях бесстрашной девочки Элли и ее верных друзей. Сегодня нам вновь предстоит встретиться с героями этих сказок и помочь им в решении трудных проблем. Ребята, а кто помнит как звали друзей Элии?
(Верно! Это - Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев и другие.)
3. Устный счет.
В наше сегодняшнее путешествие мы отправляемся на поезде. Как и в любое путешествие, нам нужно приобрести посадочный билет. Билетом в «Волшебную страну» будет служить решение устных упражнений. Ехать будем в двух вагонах.
Билеты во второй вагон приобретают Жуков Иван, Ломагин Денис, сестры Волошины – Ира и Марина, Лягуш Александр.А все остальные будут ехать в первом вагоне.
Каждый из вас получил упражнения для устного счета.
Задание №1. Вместо х нужно вставить число, подходящее по смыслу.
Задание № 1.Заполнить пустые фигуры числами.
Задание № 2.Выразить в граммах.
Через 5 минут все вместе выполним проверку.
1. Вместо Х вставь нужное число.
Те, кто выполнил упражнения без ошибок, на листе могут написать « Молодец!»
У кого 1 или 2 ошибки напишите « Хорошо!»
У кого 3 или 4 ошибки « Старайся!»
Посадочный билет получен. Можно отправляться в путешествие. Рассаживаемся по вагонам – и в путь!!!
4. Изучение нового материала.
Первым на своем пути мы встречаем Страшилу, который просит нас помочь ему решить задачу. Решив ему задачу, мы сможем попасть в Волшебную страну.
Задача 1.
« Для отпугивания ворон в поле и на огороде мне нужно набить соломой 3 одинаковых чучела. У хозяина заготовлено 55 кг соломы. Сколько соломы пойдет на одно чучело? Сколько соломы останется?»
Решение.
-Как вы думаете, каким действием мы будем решать задачу. ( Делением)
Для решения этой задачи мы должны 55 разделить на 3 и найти остаток от деления.
- Чем отличается деление в этой задаче от предыдущего? (появляется остаток)
- Сравните делитель и полученный остаток (остаток меньше делителя)
-Вспомните, как называются числа при делении с остатком?
Ответ.На одно чучело пойдет 18 кг соломы и 1 кг останется.
Решение задачи записывается на доске и в тетрадях.
Очень хорошо! Мы помогли Страшиле решить задачу, а ведь его самое заветное желание - получить мозги!
- Мы с вами попали в Волшебную страну, но путешествовать по ней сможет лишь тот, кто прочитает учебник пункт 13 страница…81 и ответит на вопросы после пункт № 13.
Вопросы из учебника:
- может ли остаток быть больше делителя? (нет)
- может ли он быть равен делителю? (нет)
- а каким остаток должен быть?( меньше делителя)
- как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?
- Ребята! А вы знаете, что жители Волшебной страны-волшебники издали свой Указ?
- Давайте сравним Указ с п. 13 учебника.
Изучаем Указ Волшебной страны.
Ребята сравнивают указ и п.13. Приходят к мнению, что они совпадают.
Можно сказать, что наш учебник составили волшебники – жители Волшебной страны!!!
5. Первичное закрепление нового материала.
- А еще жители Волшебной страны хотят убедиться в том, вы правильно поняли Указ и можете его применять при решении упражнений.
Для этого мы с вами выполним тренировочные упражнения в тетрадях.
Выполните деление.
Деление выполняют фронтально 3 ученика на доске
Также предлагается задание для отдельной группы учащихся на карточках.
Найдите делимое, если делитель- 11, неполное частное -8,
остаток – 5.
11· 8 + 5 = 88+5 = 63
Все деления выполнены уголком и записаны в строчку.
Повторить правило (указ на слайде)
- Ребята! Давайте еще раз повторим все то, что мы узнали о делении с остатком:
- может ли остаток быть больше делителя? (нет)
- а каким он может быть? (меньше делителя)
- как найти делимое, зная делитель, неполное частное и остаток?
(надо умножить неполное частное на делитель и прибавить остаток)
Физкультминутка.
6. Самостоятельная работа учащихся. (решение задач)
- Что это за стон в лесу? Это стонет Железный Дровосек. Его суставы совсем заржавели, и он не может двигаться. Мы обязательно должны помочь ему смазать суставы. А так жево время нашего путешествия по Волшебной стране, еще один герой сказки - Трусливый Лев попал на цветочное поле. Аромат цветов усыпил его. Требуется помощь, чтобы увезти Льва с поля. « Мы Вам поможем!»- сказала Королева Мышей. Но для этого вы должны решить задачу».
Итак, чтобы помочь героям сказки, вам необходимо решить задачу. № 3 решают ученики, которые едут во 2-ом вагоне, а № 2- те ребята, которые едут в 1-ом.
-Ребята, которые едут во втором вагоне, вы решаете «хитрую» задачу! Будьте внимательны при ответе на вопрос задачи.
- Ребята! А кому нужна подсказка к решению задачи?
Некоторые ребята получают карточку-подсказку.
КАРТОЧКА-ПОДСКАЗКА
1 кг = 1000 г
10 кг = 10 000 г
10 кг 300 г = …………..г
№ 1.
У Железного Дровосека в хижине есть масленка, в ней 10 кг 300 г масла. Сколько суставов можно будет смазать Дровосеку, используя по 200 г масла на каждый сустав?
Решение.
1)10кг 300 г = 10 300 г
2).10300 : 200 = 51 ( ост. 100)
Ответ. Можно смазать 51 сустав.
№ 2.
Вес Льва 100 кг. Одна мышь может увезти на кончике своего хвоста 150 г. Мышей в Волшебной стране целые тысячи. Сколько потребуется мышей для перевозки Льва?
Решение.
Для решения этой задачи, надо вес Льва выразить в граммах.
Получим :
1).100 кг = 100 000 г. А теперь 100 000 разделим на 150.