План-конспект урока "Мир вещей - натюрморт. Ознакомление с произ-ведениями искусства. (1 занятие)"
Размещено: Вера Юркова - вт, 17/05/2011 - 20:12
Мир вещей - натюрморт. Ознакомление с произведениями искусства. (1 занятие)
Тип занятия: урок-беседа с использованием интерактивных средств подачи информации (ноутбук, проектор);
Задачи урока:
- дать определение понятия «натюрморт»;
- познакомить учащихся с историей развития жанра «натюрморт», с основными художниками, работающими в этом жанре;
- привить интерес к предмету;
- создать условия для наблюдения и осмысления учащимися сущности предметного мира, для понимания его значимости в жизни человека, его символики, одухотворенности и красоты,
Оборудование:
Изобразительный ряд:репродукции картин художников (презентация), проектор для показа слайдов (возможно интерактивная доска)
Оформление класной доски:
Работы учителя
«Мир вещей - Натюрморт»
(Слайды через проектор)
Работы учителя
Ход урока:
- Давайте создадим тишину и поздороваемся.
- Здравствуйте, ребята. Тихо садитесь.
Подготовительный момент:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы находимся в компьютерном классе, а новые знания по изобразительному искусству вы получите благодаря компьютеру. Итак, начнем урок.
Учитель.Ребята, вы, конечно, уже обратили внимание на оформление классной доски. (представлены работы учителя, различающиеся по технике) Что объединяет эти работы? Что в них общего?
Учитель. Тема нашей беседы «Мир вещей – натюрморт». Сегодня вы познакомитесь с изображением предметного мира разными стилями и выразительными средствами.
Учитель.Что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится? Одному из учеников класса я дала задание подготовить доклад на тему «Понятие "Натюрморт". Пожалуйста, представь нам свою домашнюю работу.
Ученик.Показывает и рассказывает «Что такое натюрморт?» (Слайд № 2.)
- Термин «Натюрморт» - в буквальном переводе с французского означает «мертвая натура». Натюрморт есть изображение неодушевленных предметов, размещенных в единой среде и организованных в группу. Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир, выражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни людей определенного общества.
Координальным отличием этого жанра от других, например от портретной живописи, имеющей дело лишь с человеком, его образом, или от пейзажа, изображающего природу и архитектуру, состоит в том, что натюрморт состоит из разнообразных вещей, созданных человеком, элементов растительного мира, других произведений искусства и многого другого…
Вопрос:А может ли в натюрморте присутствовать человек, животные, птицы, насекомые?
Ученик. Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых.
Учитель. Теперь мы должны с вами узнать как же возник и развивался этот жанр? (Просмотр слайдов № 6 - 15 (СD"Энциклопедия зарубежного искусства». Жанр натюрморт".)
Учитель. Итак мы узнали, что как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVIIв. в Голландии. Предоставляем слово следующему докладчику. Слайд № 16. Голландский натюрморт (Карта). Далее сообщение следующего ученика)
Ученик. - Хотелось бы уточнить, что на Голландском языке жанру изображения предметов неживой природы больше соответствует слово - stilleven – «тихая жизнь».
«Тихая жизнь вещей» всегда привлекала голландских живописцев. Но, если раньше изображение предметов реального мира имело чисто символический смысл и сводилось к простому перечислению, то теперь оно являет зрителю единый ансамбль, обладающий скрытым назидательным смыслом.
Подобные картины пользовались огромным спросом, они предназначались для украшения интерьеров столовых: любители шумных охотничьих забав просили написать «охотничьи трофеи», жившие проще горожане заказывали небольшие натюрморты – «завтраки» - чаще скромные, но порой и весьма торжественные, любители цветов – изображение композиций с цветами и фруктами, а если человек задумывался о жизни, то появлялись философские натюрморты.
Так же замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России.
Учитель. Давайте обобщим. Кто сможет назвать все типы этого жанра?(Слайды №15-17)
Ученик -«битая дичь» (Франс Снейдерс (1579–1657),
- «рыбы»,(Абрахам ван Бейерен (1620/1621–1690),
-«цветы и фрукты» (Ян Давидс де Хем (1606–1683/1684),
-«завтраки» (Виллем Клас Хеда (1594–1680/1682),
-аллегоричный натюрморт - Vanitas - «суета сует» (Питер Клас (ок. 1597–1661), где каждый предмет что–то символизирует.
Учитель: Давайте остановимся на двух работах голландских художников Виллема Класа Хеды «Завтрак с черносмородиновым пирогом» и Яна Давидса де Хема «Ваза с Цветами». (Слайд №18)
Вопрос:Что изображено на этих картинах? (Ответы учащихся)
Учитель: В истории искусства сложились два основных типа натюрморта.
- В первом вещи говорят не о самих себе, а о своём хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на картине, и порой кажется, будто он только что отошёл и может тот час вернуться.
- В другом типе натюрморта предметы изображаются как нечто самоценное. Они говорят прежде всего о самих себе, словно предлагая зрителю полюбоваться красотой их облика, формы и цвета.
Вопрос:Работу какого художника мы можем отнести к первому типу натюрморта, а какую - ко второму?(Ответы учащихся)
Учитель.Теперь посмотрим, как менялся натюрморт. Почти через три века другой голландский художник Винсент Ван Гог писал цветы. Писал очень просто, без внешних сопоставлений, красивой компоновки. Писал то, что видел.
Вопрос: Рассмотрите работу художника «Подсолнухи», какие чувства у вас возникают? (Ответы учащихся)(Слайд №19)
Учитель. Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIXвека. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов?
Ответы учащихся: Художник преображает предметы, передает свое впечатление, свое восприятие красоты.
Учитель. А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?(Натюрморт А. Матисса) (Слайд №20)
Ответы учащихся: Словно его рисовал ребенок.
Вопрос:Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?
Ответы учащихся: Нет. Художник передал свое впечатление.
Учитель. Молодцы, вот мы и пришли к следующему выводу. (Слайд№7) Через натюрморт художник выражает своё отношение к природе, свой внутренний мир он доносит до нас посредством создания различных образов вещей. И все предметы в натюрморте нам о чем-то рассказывают. Давайте посмотрим на другие натюрморты и вы, увидите насколько разнообразен мир изображения неживой природы, мир натюрморта. И какие разные идеи авторы пытались донести до нас.
«Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.
Учитель.А теперь перед нами натюрморты, созданные в XXвеке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным. (Слайд № 21. (Натюрморт Пикассо)
Учитель.В XXIвеке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фотонатюрморты. Слайд № 22. (Трехмерный-компьютерный, фотонатюрморт)
Учитель. Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.
Вопрос:Кто может дать определение понятию «Стиль»? (Ответы учащихся)
Учитель:Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда. (Слайд № 23. (Стили натюрморта)
Учитель: Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить, о чем же рассказывает вещи в натюрморте?
Ответ ученика.О жизни человека, о его профессии и интересах.
Учитель. А что помогает передать настроение в натюрморте?
Ответ ученика. Цвет. (Слайд № 25. (Цвет)
Учитель. Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, - мощное средство выразительности. (Слайд № 26. (Колорит)
Они используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.
Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными (Слайд № 27. (Контраст), противоположными; или же могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «нюанс». (Слайд № 28. (Нюанс). Важную роль в натюрморте играет освещение. Степень освещенности предмета называется светотенью.(Слайд № 32 - 33. (Светотень)
Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: теплые или холодные?
Ответ ученика.Будут преобладать теплые, яркие цвета, контрастное сочетание.
Учитель. А если мы хотим передать сдержанную грусть?
Ответ ученика. Мы выберем холодный колорит, нюансовое сочетание цветов.
Учитель. Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит.
Учитель. Немного слов о развитии натюрморта в России. Пожалуйста, представь свой доклад.
Ученик - Изображение прекрасного мира вещей увлекало многих художников. В русском искусстве П.Кончаловский, И.Машков, Р.Фальк, К.Петров – Водкин, Ю.Пименов и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. Лучшими представителями так же были К.Коровин, И.Грабарь, объединение «Бубновый валет», в который входили: И.Машков, П.Кончаловский, А.Лентулов, А.Куприн.