Развитие творческих способностей учащихся в классе фортепиано.
Submitted by Вера Евгеньевна Скороходова on пн, 16/05/2011 - 20:58
Развитие творческих способностей учащихся в классе фортепиано (чтение нот с листа, транспонирование, подбор по слуху, игра в ансамбле).
Одна из основных задач музыкального обучения – воспитать грамотного любителя музыки. Не все выпускники музыкальной школы продолжат свое дальнейшее профессиональное обучение, важно, чтобы наши ученики испытывали потребность в музицировании, смогли в дальнейшем подобрать популярную музыку, самостоятельно разучить понравившееся произведение, выразительно сыграть его.
Работа над развитием творческих навыков направлена, прежде всего, на общее музыкальное развитие ученика, способствует расширению музыкального кругозора. Главное в работе педагога – сделать акцент на домашнее музицирование, которое включает в себя умение быстро читать новый текст, играть в ансамбле (инструментальном и вокальном), уметь подыграть себе сопровождение к популярной песне, перенести ее в удобную для исполнения тональность, подобрать любимую мелодию.
Знакомство ребенка с инструментом начинается с разучивания и побора несложных попевок. Еще не освоив нотной грамоты, ученик погружается в мир музыки наиболее доступным ему способом. Подобный вид творчества закладывает основу для развития внутреннего слуха, кроме этого создает предпосылки для свободной ориентации ученика на клавиатуре. Развитие слуха для пианиста особенно важно. Если игра на струнном инструменте активизирует музыкальный слух, а слух направляет и активизирует исполнение, то пианисту помогает зрение во время игры, а слух не так активен, как у учащегося-струнника. Поэтому развитие слуха и его активизация должны быть постоянно в поле зрения педагога.
Подбор мелодии не требует от учащегося дополнительных теоретических знаний. По мере приобретения новых знаний в области гармонии, знакомством с разнообразными фактурами следует больше уделять внимания подбору сопровождения, используя вначале самые элементарные гармонии, постепенно усложняя аккорды и фактуру сопровождения.
Подбор по слуху готовит учащегося к транспонированию. Транспонирование невозможно без хорошего знания тональностей, без анализа гармонических последовательностей. К нему можно приступать сразу же после знакомства ученика с первыми двумя мажорными тональностями. Вникая в мелодию, слух как бы прокладывает ей путь, вслушивается в звучание, которое должно быть впереди и контролирует потом правильность его воспроизведения. Работа над транспонированием способствует не только развитию слуха и его активизации, но и закрепляет знание тональностей, а также решает проблему чтения нот с листа - одной из самых важных и трудных задач музыкального обучения.
Работу над развитием навыка чтения нот с листа надо начинать с первых же уроков. Чем это обусловлено? Прежде всего тем, что большая часть времени на уроке отводится подготовке учащегося к публичному выступлению (академическому концерту или экзамену), поэтому в полугодии ученик успевает пройти всего несколько произведений. Пока внимание педагога занято выучиванием этих произведений, учащийся задерживается в своем музыкальном развитии, а по мере усложнения репертуара знакомство с каждым новым произведением становится для него все большей пыткой. Отсутствие достаточной практики является второй причиной, которая тормозит развитие умения быстро и грамотно разобрать произведение в дальнейшем. Развитая способность чтения нот с листа может быть выражена формулой «вижу-слышу-исполняю».
Есть два исходных условия свободной игры по нотам:
1. уверенное знание языка нот;
2. ускоренное чтение – умение взглядом охватить, по возможности, рисунок всего мотива в целом, руководствуясь при этом нужными аппликатурными принципами.
С первых же уроков должна быть заложена основа правильного чтения нот с листа. На первых порах целесообразно предварительно продумывать все действия, что предполагает определение тональности, размера, особенности фактуры, ритмического рисунка, характера музыки, исполнительских приемов (артикуляции, динамики). В процессе исполнения следует соблюдать указанный метроритм. Только в этом случае у ребенка развиваются быстрота реакции, цепкость внимания, пианистические навыки, способность осознавать смысловые связи музыкальных звуков.
Важно, чтобы ученик научился понимать не только мелодическую линию, но и мысленно представлять ее звучание.
Игра в различных ансамблях способствует дальнейшему развитию навыка чтения нот с листа, а также, по мнению самых авторитетных и опытных музыкантов, во многих отношенияxразвивает исполнителя, а главное– дает ни с чем не сравнимое творческое наслаждение. Совместное музицирование ставит перед исполнителем довольно сложные задачи, отличные от тех, что решает солист. Первое и наиважнейшее условие для игры в ансамбле – ритмическая согласованность, слаженность исполнения. Следовательно, каждый из участников ансамбля должен сочетать свое звучание со звучанием партнера. Особенно важно точно вступить вместе. Это требует постоянного слушания партнера, мгновенной реакции на малейшие нюансы в его игре.
Самым доступным для ученика способом может стать игра с педагогом. Важно научить ученика, исполняя свою партию, слышать вторую, не ограничиваться исполнением только первой партии, обязательно сочетать с исполнением второй.
Большой вклад в развитие творческих способностей ученика может внести игра различных аккомпанементов (инструментальных, вокальных). Это расширяет репертуар, обогащает внутренний мир ученика, вносит свежую струю в его музыкальные впечатления.