Официальный сайт circ-a 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема человеческой души в рассказе В.Солоухина «Закон набата» и повести В.Распутина «Пожар»

Фото пользователя Елена Егоровна Лаптева
Размещено: Елена Егоровна Лаптева - пт, 13/05/2011 - 16:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лаптева Елена Егоровна
Место работы, должность: 

МОУ "Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова"

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

расширить представление обучающихся о творчестве В.Солоухина и В.Распутина. Совершенствовать формирование читательской компетенции через умение отбирать направления поиска анализа произведения.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

 

компьютер, толковый словарь.

Краткое описание: 
Чтение заранее подготовленным учащимся стихотворения Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя…» - Какова проблема стихотворения Ю. Левитанского? ( Тема выбора жизненного пути) -Об этом пойдет речь на нашем уроке

 

Темачеловеческой души в рассказе В.Солоухина «Закон набата» и повести В.Распутина «Пожар».

Вид урока: урок художественного восприятия.

Форма урока: урок-беседа.

Методы обучения: словесные (эвристическая беседа),

                          наглядные (презентация).

Оборудование: компьютер,

                           толковый словарь.

 

 

Ход урока

I.1)Чтение заранее подготовленным учащимся стихотворения Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя…» (слайд 1 в музыкальном сопровождении)

- Какова проблема стихотворения Ю. Левитанского? ( Тема выбора жизненного пути)

-Об этом пойдет речь на нашем уроке

 

2)Откроем тетради, запишем число, тему урока и эпиграф ( 2 слайд)

 

3) Цель урока:

Задачи:

1) На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности;

2) содействовать развитию самостоятельного мышления и оценивать художественные произведения;

3) способствовать формированию у обучающихся ответственности за судьбы других людей.                                              (3 слайд)

 

II. Слово учителя.

   

 1) В авторском предисловии к двухтомнику В.Солоухина читаем: «Одни писатели обладают завидной фантазией. Широко и глубоко зная жизнь, они тем не менее придумывают, сочиняют сюжеты своих рассказов… Однако бывает и так, что писатель в своей работе отталкивается непосредственно от факта, берет из жизни почти готовый сюжет. Документ, факт стоят у него впереди фантазии. Выбор такой далеко не случаен. Эти писатели выхватывают из жизни такой ее кусок, который сам уже несет в себе обобщающее начало».

     - Именно то «обобщающее начало», которое несут в себе «Закон набата» и «Пожар», вплотную приблизило произведения к сегодняшнему дню, ставя перед читателями многие проблемы нашего времени, заставляя задумываться над причинами происходящих событий.

                                                                  

   2) Итак, сегодня на уроке мы будем работать по произведениям уже известных вам авторов – В.Солоухина и В.Распутина.

- Вспомним основные моменты их биографии (презентации учащихся, 4 слайд)

    

    3) При выполнении домашнего задания вы должны были обратиться к словарям и найти значения слов набат, бездушный, бездуховный, архаровец ( словарная работа, 5 слайд)

- обратимся к рассказу «Закон набата» и вспомним, о каком жизненном случае идет речь в данном произведении (6 слайд)

- Как вы оцениваете поведение героев в данной ситуации?

   

    4)Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

    Это и есть проблемный вопрос нашего урока, на который мы постараемся ответить, анализируя отдельные эпизоды повести В.Распутина «Пожар»  (1985 г. 7 слайд)  и подумаем над смыслом названия произведения.

- Что такое пожар? ( Уничтожение, превращение в пепел)

    Что стало причиной пожара? ( безответственность, бесхозяйственность)

- В рассказе Владимира Солоухина мы видели, как люди становятся равнодушными к чужому горю. Это счастье, что еще осталось сострадание в душах людей, а ведь может пройти еще немного времени, ни у кого даже мысли не возникнет, что надо помочь.

-   Давайте вспомним поведение героев на пожаре в повести В.Распутина (работа с текстом). (на пожаре горят не только склады, горят человеческие души, люди теряют человеческий облик)

         Автор показывает, как бывшие деревенские люди превращаются в архаровцев.

-   Как вы считаете, люди становятся бездушными или бездуховными? (бездушными) На пожаре не столько спасают, сколько воруют. Совестливых героев , таких как Егоров, осталось всего несколько человек. Автор дает понять, что только они смогут спасти жизнь.

-    В чем смысл финала данных произведений? (и в рассказе, и в повести финал открытый). Пожар потушили.

      В рассказе «Закон набата» люди поняли, но поздно, что можно было спасти гораздо больше домов, если бы не пустые разговоры о том, какая деревня горит.

         В повести «Пожар» главный герой Егоров уходит из поселка и, скорее всего, больше сюда не вернется.

-    Как вы думаете какую идею хотели донести до читателя В.Солоухин и В.Распутин? (человек не может жить в мире, где властвуют бездуховность и бездушность.)

-  Актуальны ли данные произведения и перекликаются ли они с сегодняшним днем? (8 слайд)

-   Все вы знаете, что лето 2010 года было в прямом смысле слова «горячим». Горели не только леса, но целые деревни, поселки, гибли животные, птицы и самое страшное – люди. (фильм о пожаре)

 

 

 

 

III. Заключение.

   «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в Море береговой Утес, меньше станет Европа и также, если смоет край Мыса и разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а по тому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по тебе» ( Джон Донн, эпиграф к роману Эмиль Хемингуэя «По ком звонит колокол»)

 

         Сегодня на уроке  мы затронули с вами одну из самых важных и самых трудных тем современной литературы - тему человеческой души. И я думаю, что никого не оставили равнодушными произведения В.Солоухина «Закон набата» и В.Распутина «Пожар».

 

Домашнее задание: напишите сочинение - размышление «О чем меня заставили задуматься рассказ В.Солоухина «Закон набата» и повесть В.Распутина «Пожар»? (9 слайд)


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн