Человек – новый фактор в биосфере.Антропогенное воздействие на биосферу.
Submitted by Людмила Ивановна Парукова on Wed, 11/05/2011 - 21:51
Тема урока
Человек – новый фактор в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу.
Задачи урока
Обеспечить учащимся усвоение знаний о влиянии деятельности человека на биосферу; продолжить формирование у учащихся нетерпимости к потребительскому отношению к природе, нанесению ей ущерба, к фактам загрязнения окружающей среды. Обобщить знания о биосфере.
Тип урока по дидактической цели
комбинированный.
Обязательный минимум содержания урока
Экологические проблемы биосферы и пути их решения, последствия деятельности человека на окружающую среду.
Умение находить в литературном произведении отношения человека к природе.
Требования к уровню подготовки учащихся
Уметь анализировать современное состояние биосферы, глобальный характер экологических проблем, стоящих перед человечеством.
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно - популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически её оценивать.
Требования программы
По биологии: - Программа среднего (полного) общего образования по биологии, 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы: И. Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов. Раздел 5, тема 5.4 Биосфера и человек (3 часа). Урок № 33, согласно календарно - тематического планирования.
Умения: практически применять сведения об экологических закономерностях для решения задач по охране природы, и рационального природопользования.
По информатике:- Тема: Создание презентаций в РowerPoint. Умения: разработка простейших программных проектов (слайдов), создавать презентации, вести коллективную работу при реализации простейших программных проектов До урока просмотр готового ЦОР из интернета "Пластиковая бомба".
По литературе Уметь писать мини-сочинение и размышлять на заданную тему.
Типы практических работ
групповая работа по исследованию проблемы и составлению слайдов, презентация. Чтение и конспект литературного произведения по данной теме.
поиск, проблема, беседа, работа с компьютером, научной литературой и произведением ,работа с мультимедиа и Интернет ресурсами
Характер познавательной деятельности
проблемный урок
Организация учебной деятельности
групповая, фронтальная, индивидуальная
Методы и формы контроля и самоконтроля
устный контроль
Домашнее задание
учебник биологии - страница 344-352,составление проекта "Глобальные проблемы биосферы".
Р.К.
Материал из Красной Книги РТ
Разработка урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. (35 мин)
Учитель биологии: Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно. Какое время года? Назовите литературные произведения о весне. Весной все вокруг оживает. Просыпается живое вещество биосферы. Что такое биосфера и живое вещество? Как влияет живое вещество на биосферу? Сегодня мы с вами рассмотрим роль человека потребителя и разрушителя органического вещества.Ответим, на вопрос как человек может, изменить биосферу?
Во все времена и у разных народов поэты, писатели, художники, музыканты, имея великий дар – талант, оставляли миру немало шедевров. Они учат нас наблюдать, сопереживать, понимать язык природы, учат видеть прекрасное. Человек – только часть природы, хотя и признается одним из совершенных ее творений. Для искусства Природа – это и образец для вечного подражания, источник вдохновения и объект соперничества, а каждый автор-художник – одновременно старательный ученик, гордый соперник и продолжатель дела Природы.Природу человек воспринимает всеми органами чувств. Так возникает картина жизни природы, включая зрительные образы, звукообразы, образы-запахи, осязательные образы, образы флоры и фауны.
На уроках литературы вы обращались ко многим произведениям, раскрывающим тему: “Человек и природа”. Вы самостоятельно к урок прочитали повесть В.П. Астафьева«Царь-рыба".
Что вы узнали?
( Преподаватель литературы конкретизирует ответ.Узнали, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повествовании "Царь-рыба". Проследили взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами. )
Послушаем небольшое сообщение.
Ученик. Когда почти ничего не говорилось об экологии, когда восхвалялись великие стройки, когда истреблялись целые виды животных и растений, Астафьев в этой повести “кричал” о беде. Он заговорил о бережном отношении к природе, о ее беззащитности и вместе с тем о способности ее постоять за себя.Прошло более 20 лет с момента написания произведения, но, к сожалению, борьба “царя природы” (человека) с природой, его породившей, длится, и по сей день. Борьба бессмысленная, губительная, которая бумерангом возвращает людям зло, сотворенное ими. “Но нет ответа на вопрос: где этому конец?”
Учитель литературы: Широко представлен в книге Астафьева браконьеры. Что же сказал о них писатель? Почему так много внимания уделил им?
Ученик. Браконьерство — страшное зло, поэтому так много внимания уделяет ему Виктор Астафьев. ,Изнутри показал он браконьера Игнатьича. В нём есть своя золотинка человеческой любви, человеческого достоинства, но всё это подавляется безграничным хищничеством, превратившимся в стремление урвать лишний кусок.Судьба этого героя говорит о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде. Так и получается всё в связи: начинается ли с человека, с рыбы, со зверя, а чем оборачивается — показывает Астафьев.
Учитель литературы: Какова же авторская позиция по отношению к браконьерству?
Учащийся: Астафьев осуждает браконьерство, как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе, причём речь писатель ведёт не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит он о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы.
Учитель литературы: Откровенно неприязненное отношение у автора вызывают разные люди. С одной стороны, это образованный человек Гога Герцев, никогда не нарушающий законов, не уничтожающий рвачески природу, с другой — откровенные хищники, рвачи, люди невежественные.Какой вред наносят такие люди природе?
Физкультминутка.
Учитель биологии.Назовите примеры загрязнения окружающей среды человеком.
Чтение стихотворений о природе,ответ на вопросы.
Работа учащихся.(Просмотр презентаций )
IV. Рефлексия. Что мы знали? Что узнали?
Итог урока: 5-10 мин
Ученик.Роберт Рождественский:
Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы ещё придём просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого малейшего малька.
Пока об этом думать не охота.
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и реки без воды.
Всё меньше окружающей природы.
Всё больше окружающей среды.
Учитель: Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, но и вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательное, целенаправленное взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственных культуры и сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Какой будет биосфера в будущем - решать Вам!
VI. Домашнее задание Стр. 344-352, создать проект «Глобальные проблемы биосферы».
Уважаемая Людмила Ивановна, СПАСИБО!!! очень понравился Ваш урок, настолько актуальна тема, что нет слов! И хорошо, что у Вас интегрированный урок получился, тема общая для всех :)
материал презентации шокирует, честно говоря, не представляла себе масштабов загрязнений! обязательно покажу в новом году своим ученикам, ведь это общая проблема!
—
С уважением Галина Белоногина
__ _________________________
* Кто хочет - ищет средство, кто не хочет делать - ищет причину *
На: Человек – новый фактор в биосфере.Антропогенное воздействие
Уважаемая Людмила Ивановна, СПАСИБО!!! очень понравился Ваш урок, настолько актуальна тема, что нет слов! И хорошо, что у Вас интегрированный урок получился, тема общая для всех :)
материал презентации шокирует, честно говоря, не представляла себе масштабов загрязнений! обязательно покажу в новом году своим ученикам, ведь это общая проблема!
С уважением Галина Белоногина
__ _________________________
* Кто хочет - ищет средство, кто не хочет делать - ищет причину *