Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект и презентация к уроку литературы "Лингвистический анализ рассказа Л. Н. Толстого « После бала»

Submitted by Людмила Николаевна Токарева on Wed, 11/05/2011 - 10:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Токарева Людмила Николаевна
Место работы, должность: 

МОУ "СОШ п.Первомайский" Дергачевского района Саратовской области

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> На уроке рассматривается лингвистический анализ текста произведения Л.Н. Толстого &quot;после бала&quot;</p>

Конспект урока

«Лингвистический анализ  рассказа Л. Н. Толстого « После бала»

                                         Задачи урока:

  1. способствовать правильному пониманию текста;
  2. помочь осмыслить сюжет и идею произведения;
  3. показать художественные средства, использованные автором для достижения цели;
  4.  обратить внимание на некоторые особенности языка писателя, его  художественной манеры.

                                Ход урока

1.Время создания рассказа

Вопрос к  учащимся:

- Когда был написан рассказ «После бала»?

        (Рассказ написан в последний период творчества писателя (1903 год) и не содержит большого количества сведений, которые были бы непонятны современному читателю.

2.Композиция

         Композиция  рассказа « После бала» своеобразна: это рассказ в рассказе. Автор как бы остается в тени. Повествование ведется от имени второго «действующего»  рассказчика- Ивана Васильевича. Позиции рассказчика и  автора соотносятся.

- С чего начинается рассказ? Сколько частей в рассказе?

                  Задание: зачитать начало и конец рассказа.

        ( Рассказ начинается  с  реплики  героя,  в которой как будто определена тема: « А я думаю, что  все дело в случае». Такой «случай» и составляет сюжет. Начало перекликается с  концовкой.)

- На  каком приеме построен рассказ? Вспомните эпизоды.

         (Весь рассказ построен на  контрастах, которые выражены и в композиции, и  в  лексике ( цветовые прилагательные). Противопоставляются описания бала и наказания, отец и дочь, два образа полковника).

-Каким  увидели   полковника, отца Вареньки,  на балу и во время наказания?

         ( В первой части сцена бала описана человеком, для которого все это- далекое прошлое. События излагаются  строго последовательно, с отступлением. Во второй части это уже не тот человек,  для которого изображаемое стало далеким прошлым, а тот,  кто видит впервые, кто еще даже не знает точно, что происходит. Действие  развивается  по спирали, все время возвращаясь.)

4.Сравним  варианты текста

- Как Л. Н. Толстой работал над  произведением?

             Задание: проанализировать два варианта, изображенных  на доске с помощью проектора

 

Черновой вариант

 Окончательный вариант

… Влекомый на ружьях человек то откидывался назад,  и тогда солдаты с сосредоточенными лицами толкали его вперед, и тогда те же солдаты удерживали его от падения и медленно вели вперед.

…Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами,  подвигался ко мне,  то опрокидываясь назад- и тогда унтерофицеры,  ведшие его за  ружья, толкали его вперед, то падая наперед- и тогда  унтерофицеры,  удерживая его от падения, тянули его назад.

5.Лингвистический комментарий

- Какие слова, выражения показались вам непонятными?

                 Задание: записать значения непонятных слов

      ( Дагерротипный портрет- фотография. Названная  вначале по имени ее изобретателя- французского художника и физика  Дагерра;

в пюсовом платье- «темно- коричневом» ( от франц. puce-«блоха») ;

в фероньерке- « налобном украшении с камнем»;

камергер—«придворный чин старшего ранга»; опойковые сапоги- «сапоги из шкуры теленка, вспоенного молоком, т. е. мягкие»;

не угадывала моего качества- провинциальный обычай того времени: на балу к даме подходили мужчины и называли ей загаданные ими  слова, чье слово дама угадывала, с тем и шла танцевать.

- Какие слова или  выражения можно объяснить с исторической  точки зрения?

          (Иван Васильевич упоминает  имя Альфонса Карра – французского писателя- сатирика 19 века и  библейского персонажа Ноя.  В русской графике  иноязычные фразы и имена встречались только в речи  полуинтеллигентов, купчих и т.д.)

6.Ключевые слова

- Почему  автор  строго отбирает лексику, избегает фразеологизмов, метафор?

                       Задание: записать ключевые слова

         ( Небольшой повтор повторяющихся прилагательных, повтор слов улыбка, улыбалась - это  характерный толстовский прием. «... в молодости, в восемнадцати лет,  она была прелестна: высокая,  стройная, грациозная и величественная, именно величественная;  всегда веселая улыбка и рта, и прелестных блестящих глаз; … я … видел только высокую, стройную фигуру…, ..она улыбкой благодарила меня…; … в знак сожаления и утешения улыбалась мне»

          Несколько раз упоминаются опойковые сапоги полковника (не противопоставление ли это жестокости его характера?),  дважды фероньерка и елизаветинский бюст хозяйки бала.

        Чтобы передать приподнятое  настроение влюбленного юноши, неоднократно повторяется конструкция «яплюс глагол» (« я взял перышко»; «я был не только весел»; «я был счастлив»; «я был добр» и др.)

7. Противопоставление  облика  полковника

- Каким вы увидели полковника на балу и после бала?

                                     Задание: заполнить таблицу

 

На балу

 Во время наказания

…Очень красивый, статный, высокий и свежий старик; ласковая, радостная улыбка,  сложен он  был  прекрасно…

… шел … втягивал в себя воздух, раздувал щеки, и медленно выпускал через оттопыренную губу, гневный голос; грозно и злобно нахмурившись,  поспешно отвернулся.

8.  Анализ изобразительных средств. Цветовая гамма рассказа

- Какие семантические поля  обнаруживаются  у Л.Н. Толстого?

             (В рассказе встречается только четыре  прилагательных, обозначающих цвета:  белый, черный, розовый,  красный. В первой мажорной части употребляются светлые цвета(белые перчатки,  белые башмачки, белые усы полковника; розовый пояс Вареньки) . Во второй части дважды повторяется черный цвет («увидал что-то большое черное»,  «солдаты в черных мундирах»), белый цвет («оскаленные белые зубы») и, наконец,  слово  красный ( «что- то  пестрое, мокрое, красное» – это спина  наказываемого). В русской  иконописи красный цвет  означал ад и мученичество, поэтому  понятна его символичность  в данном тексте.

          В рассказе мало сравнений (  о хозяйке бала: добродушная, как и он; улыбка  у отца, как и у дочери;  с пухлыми , белыми плечами  и грудью, как  портреты Елизаветы Петровны).

9. От смысла к слову

-Какие выразительные построения  отметили  в произведении?

          ( Для стиля Л.Н.Толстого характерны  анафорические построения. Есть  анафора и в рассказе: « Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же  били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым».

        Описание бала отмечено экспрессией и в  лексике, и в синтаксисе. Очень точно передано изменение в душе рассказчика, попавшего после бала на экзекуцию. Смена внутреннего состояния передана всего лишь одной фразой: « В душе у меня все время пело и  изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая - то  другая, жесткая, нехорошая музыка».

        Восходящая  градация – « другая,  жесткая, нехорошая  музыка» - определяют этот переход.

         В сцене  наказания  основное  действие, выраженное  глаголами,  «обрастает» рядом побочных,  дополнительных деталей.)

10.Название рассказа

          Первоначально Л.Н. Толстой  произведение  называл по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», « Дочь и  отец»,  « А вы говорите…»

- Почему  писатель остановился  на варианте «После бала»?

11. Подведение итогов урока

-Какие  мысли  волновали вас при чтении рассказа «После бала»?

- О чем  произведение заставило вас задуматься? 

Прикрепленный файл Size
после бала.pptx 244.38 KB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн