Проектная задача
Задачу составила учитель начальных классов МОУ « Печорская лингвистическая гимназия»
Воробьёва Галина Юрьевна
Название
проектной задачи
|
« Какой удивительный и неповторимый этот животный мир»
|
Предмет (несколько предметов)
|
Окружающий мир, литературное чтение
|
Класс
|
3
|
Тип задачи
|
Познавательная, межпредметная
|
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
|
1.Выявление знаний учащихся о животном мире своего края
2.Оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудничества
|
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
|
1. Знания детей о животном мире лесов
2. Работа в малой группе ( умение распределять задания между участниками)
3.Взаимоконтроль и взаимопроверка в процессе работы
|
Общеучебные умения
|
Работа в малой группе: организация работы,распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль ·
|
Планируемый педагогический результат (указать конечный «продукт»)
|
1. Демонстрация учащимися знаний о животном мире своего края
2. Умения детей работать в малых группах
|
Способ и формат оценивания результатов работы (самооценка, взаимооценка, оценка учителя)
|
В процессе решения задачи оценивается:
1. Владение учащимися необходимым предметным материалом
2. Умения правильно выполнять задания
3. Умение взаимодействовать в малой группе при решении задачи
|
Методическое обеспечение (учебные пособия, автор), оборудование, материалы
|
Этимологический словарь
|
Замысел проектной задачи
Решением проектной задачи является расширение знаний учащихся о животном мире своего края. Данная проектная задача рассчитана на участие 4 человек в каждой малой группе. Продолжительность выполнения проектной задачи составляет 40 минут.
Описание проектной задачи
« Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «ПОЧЕМУ» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелою забралось в цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеёк.
« ЧТО» мышкой шныряет под листьями в норах,
« КТО» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит « ОТЧЕГО» на зелёном листке,
« КУДА» полетело верхом на жуке,
« ЗАЧЕМ» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так - целый день.
Пойдём –ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром».
Сегодня мы отправляемся искать ответы на вопросы о жизни животных наших лесов. Всё это будет происходить в виде игры.
ЗАДАНИЕ 1.
Почему нас так назвали?
Комментарий к заданию 1.
Детям нужно ответить, почему этих животных так назвали.
Медведь – так назвали потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд. С точки зрения
этимологии в слове медведь различалось 2 корня: мед - и - вед. Медведь –
мёд, ведающий – « знающий, где есть мёд»
Волк - корень слова тот же, что в словах волоку, волочить, т.е. тащить. Волк – хищное
животное, он уволакивает домашний скот
Белка - это слово древнерусское. Название животному дано по цвету и первоначально
относилось лишь к белой породе белок. А теперь и к рыжим, и к серым белкам.
Заяц - слово это буквально означает « ПРЫГУН». Это слово заимствовано из польского
языка.
Бобр - строитель речных плотин. Назван так по цвету своей красивой и ценной шубы.
Бобр – буквально значит « бурый, коричневый».
Лисица - лиса образовано от лис. Лис родственно употребляемым на территориях
отдельных районов нашей страны словам: лисый – желтоватый, залисеть –
пожелтеть. Животное названо по наиболее характерному для него цвету шерсти.
лисица – лис, лисый, залисеть - « с жёлтой шерстью»
ВЫВОД: Итак, мы узнали, что одних животных так назвали по их внешнему виду или по цвету; других по тому, что они любят есть, а третьих – по тому, что умеют делать. А вот названия многих птиц образовались из звуков, которые они издают.
Те – тер! Те – тер! - тетерев Синь – синь! - синица
Чи –чи! Чи – чи! - чиж Дро – тро! Дро – тро! - дрозд
Задание 2
Что я знаю о жизни животных?
Комментарии к заданию 2.
Каждой команде дается по 4-5 вопросов
1 команда.
1. У какого зверя в листопад ещё родятся дети?
У зайчихи – листопаднички. Зайчиха может приносить приплод 3 раза в году. Зайчата 1 выводка – « настовики» - т.к. они появляются, когда на снегу есть наст. летние зайчата – «колосовики» или «травники». Осенние зайчата – «листопаднички».
2. Каких зверей называют «шатунами»?
Медведей, выгнанных из берлоги и не спящих зимой.
3. Куда исчезают муравьи осенью?
Прячутся в муравейник
4. Тёмные строчки, опоясывающие ствол берёзы. Что они обозначают?
Тёмные строчки обозначают, что здесь пили берёзовый сок дятлы.
5. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?
Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле; не трогать яйца руками; не брать в руки птенцов
2 команда
1. Чьё это меню: трава, муравьи, личинки, ягоды, желуди, орехи, кабан, лось, рыба, мёд?
Медведя
2. Определить, кому принадлежат данные следы ( даны рисунки)
а) заяц б) белка в) сорока г) мышь
3. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях?
Белка
4. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в сторону и сидел несколько минут. Для чего? ( Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов. Муравьи опрыскивают тело остро пахнущей муравьиной кислотой)
5. Вылетевших из гнезда птенцов называют «слётками». Почему нельзя их уносить домой?
Птицы учат их искать пищу, защищаться от врагов. Дома прокормить птенца трудно: выпущенный на волю, он будет беспомощным.
3 команда.
1. Как узнать по носу, какая птица чем питается?
У той птицы, что питается зернами растений и ягод – толстый и твёрдый клюв. ( чтобы крушить косточки). У той, что питается насекомыми – тоненький, слабый клюв. У хищной птицы – клюв крючком ( чтобы разрывать мясо)
2. Эта птица выводит птенцов в суровую зимнюю пору.
Клёст
3. Пользу или вред приносят барсуки зимой?
Ничего, они спят
4. Что значит выражение «волка ноги кормят»?
Волк не стережет добычу в засаде, а догоняет её бегом
5. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, разжигать костры?
Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда. Зверюшек искать укромные места.
ВЫВОД: Итак, мы видим, что вы много знаете о жизни животных.
Задание 3.
Отгадывание кроссворда «БОГАТСТВО ЛЕСА»
Комментарии к заданию 3.
Лес - богатство страны. А что составляет богатство леса? Деревья, травы, животные, грибы – это всё составляет богатство леса. Мы сейчас попробуем узнать, хорошо ли вы знаете лесных обитателей.
Детям раздаются листы с кроссвордами и загадками о животных.
1. Самый чистоплотный зверь в наших лесах. ( барсук)
2. Пушной зверёк, символ русской державы. ( соболь)
3. Большая лесная птица, которая зимой на ночь ныряет в снег. ( глухарь)
4. Маленькое проворное животное, которое раньше называли «векша»? ( белка)
5. Птица, у которой длина языка 15 см. ( дятел)
6. Лесная дикая кошка. ( рысь)
7. Птица, выводящая птенцов зимой. ( клёст)
8. Всеядное лесное животное, которое в поле любит лакомиться овсом. ( медведь)
9. Животное наших лесов, могучее, с высокими сильными ногами, широкими копытами, обладает самым громким голосом. ( лось)
10. Хищное животное, которое обладает отличным нюхом, что помогает ей чувствовать добычу даже глубоко под снегом. ( лиса)
11. Большая лесная птица, весной устраивающая токовище. ( тетерев)
12. Птица, которая может спать во время полёта. ( аист)
13. Дикая лесная свинья. ( кабан)
Задание 4.
Пословицы о диких животных
Комментарии к заданию 4
Дети должны вспомнить и записать как можно больше пословиц, где упоминаются дикие животные. Объяснить значение пословиц:
«Всякая птица носом сыта»
«За двумя зайцами погонишься – одного не поймаешь»
« Сорока на хвосте весть принесла»
Экспертный лист для оценки работы группы
Ф.И. эксперта ……………………………….. № группы …………………………………………..
Вопросы ……………………………………….. Ответы………………………………………………
Формулировка задачи в группе
|
|
Планирование работы в группе ( приступили к решению все вместе, распределили задания и т.д.)
|
|
Лидер в группе ( наличие лидера, его появление стихийное, по решению группы и т.д.)
|
|
Взаимодействие членов группы в ходе работы ( отсутствие взаимодействия, обсуждение своих решений, помощь друг другу по запросу)
|
|
Организация работы на завершающем этапе ( общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся и т.д.)
|
|
|
На: Проектная задача
Спасибо за работу!
С уважением, Антонина Александровна