Submitted by Ольга Владимировна Соболева on пн, 09/05/2011 - 23:42
Класс: 3
Предмет: Русский язык
Тема урока: Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.
Задачи:
1.Образовательные:
Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.
Закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи.
Учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника.
2. Развивающие:
Развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность.
Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся.
Развивать интерес у детей к предмету.
Развитие общеучебных навыков.
3. Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, ответственность,
Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
4. Оздоровительная
1. Создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.
Раздаточный и демонстрационный материал: карточки «Лото», «Бортовые журналы», сигнальные карточки «штурвал» и «спасательный круг», карточки с дифференцированными заданиями, демонстрационный материал, карточки – «тройки», презентация.
Цель: Психологически настроить детей на плодотворную работу на уроке.
Знакомство,
настрой
- Здравствуйте, ребята.
- Для того, чтобы наш настрой на работу был отличным (настроение улучшилось), попробуйте на счёт “раз” хлопнуть в ладоши, а на счёт “два” хлопнуть ладошкой по ладошке соседей. Приготовились?
- “РАЗ”, “ДВА”! Молодцы!
Учащиеся хлопают в ладоши, приветствуя друг друга.
II. Мобилизирующий этап.
Цели: Развивать интеллектуальные качества детей, интерес к русскому языку
Задачи: Обеспечить высокий уровень вовлеченности школьника в учебную деятельность.
Сигнальные карточки «штурвал» и «спасательный круг»
- Сегодня на уроке у нас есть помощники.
- Если вы справляетесь с заданием, то показываете карточку со «штурвалом». Это будет говорить о том, что вы готовы путешествовать дальше.
- Если у вас какое-то задание вызвало затруднение или возникли вопросы, то поднимаете карточку со «спасательным кругом». Я подойду к вам.
- О каких правилах надо помнить, работая в группе? Давайте вспомним правила работы в парах.
- Быть доброжелательным по отношению друг к другу;
- до конца выслушивать мнение напарника;
- помогайте друг другу в работе;
- отстаивайте свою точку зрения.
III. Актуализация знаний учащихся.
Цель: Учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания о глаголе.
-Я буду говорить задание, а вы фишкой накрываете те слова, о которых идет речь.
- Закройте все слова, которые называют предметы одежды.
- Закройте все географические названия.
- Закройте все слова, которые называют овощи.
- Прочитайте слова, которые остались незакрытыми?
- Что объединяет эти слова?
- Докажите это.
Учитель помещает на доску таблички с надписью «глагол».
- Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов.
- Все записи путешествия мы будем выполнять в Бортовых журналах, которые лежат у вас на парте.
- Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо провести минутку чистописания.
- Перед вами лежат листочки. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно, аккуратно переписать в тетрадь письменными буквами в соединении:
1 вариант: гсгигнгогнгигмгы
2 вариант: гагнгтгогнгигмгы
- Возьмите карандаш и вычеркните букву г.
- Что интересного заметили?
- Какое слово получилось?
Учитель помещает на доску таблички с надписью «синонимы» и «антонимы».
Учащиеся накрывают фишками словарные слова.
Петрозаводск
капуста
платок
летят
пальто
Карелия
помидор
лечит
огурец
сапоги
Суоярви
грузят
- Летят, лечит, грузят.
- Все эти слова - глаголы.
- Глагол- это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.
Учащиеся прописывают буквы в соединении.
Учащиеся вычёркивают букву г.
1 вариант – синонимы,
2 вариант - антонимы.
IV. Этап формулировки темы
и целей урока.
Цель:Учить детей логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнёром учителя.
Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений.
Вопросы на доске
- Опираясь на оставшиеся слова в карточке «ЛОТО» и получившиеся слова в минутке чистописания, сформулируйте тему нашего урока.
- Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы можем ответить за время путешествия? Назовите их. (вопросы записаны на слайде)
- Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
- Какие глаголы называются синонимами?
- Какие сказки сочинил А.С.Пушкин?
- Какие глаголы называются антонимами?
- Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?
- Что такое наречие?
- Действительно, сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы. Учитель зачитывает вопросы еще раз (остались вопросы, на которые планируется ответить на уроке).
- Глаголы- синонимы и глаголы-антонимы.
Учащиеся выбирают нужные вопросы:
- Какие глаголы называются синонимами?
- Какие глаголы называются антонимами?
- Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?
V. Репродуктивно-поисковый этап.
Цели: Познакомить с понятием глаголы-синонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.
Задачи: Создание положительно-эмоционального климата. Контроль за посадкой во время письма и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы.
1. Работа
над понятием
синонимов.
2. Упражнения в подборе синонимов.
- Итак, путешествие начинается.
- Первый остров на нашем пути – остров Синонимов. Итак, мы сошли на берег. Перед нами Дворец Синонимов. В нём устроена Картинная галерея.
(на слайде рисунки)
- Рассмотрите картины. Как эти картины можно подписать с помощью подписей-действий?
- Что можно о них сказать?
- Полученные подписи – это слова -..(синонимы)
- Как по–другому их можно назвать?
- Совершенно верно, слова – друзья.
(на доске под словом «синонимы» крепится полоска со словом «друзья»)
- Давайте попробуем найти среди множества глаголов – синонимы (запись на слайде)
работать передвигаться
трудиться плакать
смеяться бросить
глядеть хохотать
рыдать смотреть
поднять кинуть
идти стоять
- Выпишите в свой Бортовой журнал 2 пары синонимов.
-А теперь прочитайте слова на доске (слова на слайде).
- Что можно о них сказать? Почему?
смеяться
хохотать
заливаться
закатываться
- Посмотрите на эти синонимы. Можно ли их назвать однокоренными?
- Что вы еще заметили?
- Какой можно сделать вывод?
(Синонимы – это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию – надпись на слайде)
Дети придумывают глаголы (после ответов учащихся на слайде появляются подписи):
Пляшут – танцуют
Говорят – беседуют
Глядит – смотрит
- Это глаголы близкие по смыслу.
- Синонимы
- Это слова – друзья.
Учащиеся находят пары синонимов.
Работать - трудиться
передвигаться - идти
плакать - рыдать
смеяться - хохотать
глядеть - смотреть
бросить - кинуть
Учащиеся выписывают любые две пары синонимов.
- Глаголы – синонимы, слова близкие по смыслу.
- Нет, они разные по написанию.
- От уменьшения действия к усилению значения слова.
- Синонимы – это слова, близкие по смыслу.
3. Работа над словосочетанием.
- Прочитайте словосочетания на слайде.
Бить баклуши
Воротить нос
- Как вы понимаете их значение?
- Какими глаголами-синонимами мы можем их заменить?
- Посмотрите в свой бортовой журнал. У вас записаны словосочетания. Я вам предлагаю самостоятельно заменить их глаголами-синонимами и записать напротив.
Учащиеся читают надписи.
- Бездельничать.
- Отворачиваться.
Учащиеся по вариантам записывают в Бортовом журнале:
Повесить нос - грустить.
Витать в облаках - мечтать
Водить за нос – обманывать.
Сидеть сложа руки – бездельничать.
Ученики по вариантам озвучивают выполненную работу.
4. Работа с предложением.
Учитель читает запись на доске.
- Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.
- Понравилось ли вам предложение по конструкции?
- Как можно избежать повторения слов в предложении?
- Почему один и тот же глагол употребляется по-разному?
- Для чего используют синонимы в речи?
- Повторяются глаголы.
- Заменить другими глаголами-синонимами.
- Точнее выражается мысль
- Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
5. Работа с текстом.
- Подчеркните в тексте глаголы-синонимы.
Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов.
Учащиеся подчёркивают глаголы-синонимы и озвучивают их.
- Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.
6. Вывод.
- Путешествие по острову Синонимов заканчивается.
- Давайте вспомним, на какие вопросы мы уже нашли здесь ответы:
- Что такое синонимы?
- Для чего используют синонимы в речи?
- Синонимы – это слова, близкие по смыслу.
- Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
Физминутка
- Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Большая часть работы выполнена. Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в 20 словах.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
Вновь трудиться вы начните.
V. Репродуктивно-поисковый этап.
Цели: Познакомить понятием глаголы-антонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.
Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и контроль за посадкой во время письма.
1. Работа над понятием антонимы.
2. Упражнения в самостоятельном подборе антонимов.
- Вот мы причалили к острову Антонимов. Мы оказываемся в Пещере. Перед нами две двери. Чтобы пройти дальше нам нужно распределить глаголы в два столбика: Что хорошо, а что плохо?
трудиться, лениться
ссориться, мириться
чистить, пачкать
терять, находить
смеяться, грустить
плакать, веселиться
дружить, враждовать
печалиться, радоваться
любить, ненавидеть
заболеть, выздороветь
- Прочитайте слова. Что можно о них сказать?
- Как понять «противоположные»?
- Верно, это слова - спорщики.
- Как по-другому их можно назвать?(антонимы).
- Что такое антонимы?
- Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.
(Антонимы – слова, противоположные по смыслу – надпись на слайде).
- Сейчас мы будем играть в игру
«Перестрой фразы наоборот».
У: Я буду говорить
Дети: Мы будем молчать.
У: Я буду стоять.
Дети: Мы будем сидеть.
У: Я буду открывать.
Дети: Мы будем закрывать.
У: Я буду работать.
Дети: Мы будем отдыхать.
Учащиеся распределяют глаголы
в 2 столбика:
Хорошо / плохо
Трудиться / лениться
Мириться / ссориться
Чистить / пачкать
Находить / терять
Смеяться / грустить
Веселиться / плакать
Дружить / враждовать
Радоваться / печалиться
Любить / ненавидеть
Выздороветь / заболеть
- Это глаголы противоположные по смыслу.
- Наоборот.
- Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
Учащиеся отвечают хором.
3. Работа над словосочетанием.
- А какие действия можно выполнить с замком?
Со спортивной штангой?
- Посмотрите в свои Бортовые журналы.
- У вас записаны слова. Подберите и запишите к ним глаголы- антонимы.
1в. - Дом (строить-разрушать), товар (купить-продать).
2в. - Яму (вырыть-закопать), телевизор (включить-выключить).
Учащиеся озвучивают свои записи.
- Для чего нам необходимы антонимы?
- Открыть – закрыть.
- Поднять – опустить.
Учащиеся записывают в Бортовых журналах:
1в. - Дом (строить-разрушать),
товар (купить-продать).
2в. - Яму (вырыть-закопать), телевизор (включить-выключить).
- Речь становится красивой, выразительной, точной.
4. Работа с предложением.
Наблюдение над глаголами противоположными по значению.
- Ребята, пираты в сундуках спрятали пословицы.
- В Бортовых журналах найдите и подчеркните пословицы с глаголами-антонимами.
Добро помни, а зло – забывай!
Заяц самого себя боится.
При ясном солнышке и ягода краснеет.
Смелый побеждает, а трус погибает.
- Почему же их спрятали пираты? Чем они им не понравились? Объясните смысл пословиц.
Учащиеся подчёркивают пословицы с антонимами.
Добро помни, а зло – забывай!
Смелый побеждает, а трус погибает.
Учащиеся объясняют смысл пословиц.
5. Работа с текстом.
Упражнение, в котором учащиеся самостоятельно вставляют слова, противоположные по смыслу.
«Всё наоборот»
У мамы-обезьяны были две дочери-обезьянки. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот.
1 в. - Послушница соберет бананы в корзину, а Упрямица … их. Если сестра закроет дверь, Упрямица… . Если Послушница принесет кокос, то Упрямица … .
2 в. - Во время охоты Послушница молчит, а Упрямица ... . Если сестра завяжет узелок, то Упрямица … . Послушница вычистит шерстку, а Упрямица ... .).
Учащиеся подбирают глаголы-синонимы и записывают в текст.
1 в. - Послушница соберет бананы в корзину, а Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица откроет. Если Послушница принесет кокос, то Упрямица унесет.
2 в. - Во время охоты Послушница молчит, а Упрямица говорит. Если сестра завяжет узелок, то Упрямица развяжет. Послушница вычистит шерстку, а Упрямица испачкает.
6. Вывод
- Пришло время покинуть остров Антонимов.
- Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы:
- Что такое антонимы?
- Для чего используют антонимы в речи?
- Антонимы – это слова противоположные по смыслу.
- Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
VI. Поисково-творческий этап
Цели: развивать у детей интерес к русскому языку. Закрепить умения находить, заменять, подбирать глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, составлять пары.
- Сейчас я приглашаю выйти тех ребят, у кого карточки с цифрой 1.
- Посмотрите все внимательно. Теперь выйдите те, у кого карточки с цифрой 2 и найдите свою пару «друзей»(синонимы).
- Посмотрите все внимательно, верно ли образовались пары «друзей»?
- Теперь выйдите остальные ребята и найдите ту пару, для которой вы будете «спорщиками» (антонимами).
- Посмотрите внимательно, правильно ли образовались «тройки»?
- Молодцы!
Д/з
- Наш кораблик взял курс на пристань. Во время путешествия гостеприимные хозяева островов одарили нас подарками. Вот несколько сувениров, которые мы собрали за время путешествия. Каждый из них приготовил для нас сюрприз.
«Бананы».
1.Подчеркните глаголы – синонимы.
Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.
2. Подберите антонимы к словам:
пропал – (?) …(нашёлся, появился)
сломал – (?) … (сделал, наладил)
«Ананасы».
1. Замените синонимами глаголы:
Солнце село - (зашло, закатилось)
Самолёт сел – (приземлился)
2. Запиши антонимы:
ходить -…
болтать -…
засыпать -…
сидеть - …
Учащиеся выбирают карточку.
«Кокосы».
1. Найти синонимы и подчеркнуть их.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
2. Напиши антонимы к глаголам:
Бездельничать – работать,
Огорчаться – радоваться.
«Попугай»
бранить ругать-хвалить
спешить бежать-стоять
сооружать строить-ломать
заступиться защитить-обидеть
вечереет темнеет-рассветает
веселиться радоваться-огорчаться
брать взять - отдать
VII. Итог
Вопросы по теме урока
- Путешествие наше закончилось. Пора бросать якорь. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия?(вопросы на слайде)
- Какие слова называются синонимами? А какие слова - антонимами?
- Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
- На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)
- Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?
- Синонимы – слова, близкие по смыслу.
- Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
- Благодаря использованию синонимов и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, точной и без повторов.
VIII. Рефлексия
«Флаг корабля»
- Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?
- Молодцы, я рада за вас.
- Закройте свои Бортовые журналы. На лицевой стороне вы видите картинку корабля. У вас на партах лежат флаги разного цвета.
- Кому было интересно и легко путешествовать по морю, возьмите флаг жёлтого цвета и приклейте его на кораблик.
- Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, возьмите флаг зелёного цвета и приклейте его на кораблик.
- Кто не понял тему урока, вам требуется еще раз её повторить, возьмите флаг синего цвета и приклейте на кораблик.
- Покажите всем ваши корабли.
- В нижней части вашего Бортового журнала есть табличка. Заполните её, пожалуйста, подведите итоги путешествия.
- Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!
Учащиеся выбирают цвет флага и приклеивают на корабль.