29 апреля 2011г. на базе МОУ Терской СОШ Мичуринского района был проведен семинар "Создание воспитательно - образовательной среды, способствующей полноценному духовно - нравственному развитию и социализации личности"
Цель семинара: определение путей дальнейшего совершенствования духовно - нравственного воспитания и образования школьников.
Место проведения семинара было выбрано не случайно. В МОУ Терской СОШ проводится серьезная многоплановая работа по духовно - нравственному воспитанию, в осуществлении которой принимают участие администрация, педагоги, родители, представители общественности.
Участниками семинара был обсужден широкий круг вопросов, связанных с повышением эффективности воспитания сельских школьников.
С основными направлениями работы МОУ Терской СОШ присутствующих познакомил директор школы Ананьев А.В.
Вопросы возрождения изначального смысла духовного воспитания с опорой на мудрость народных традиций, гуманную педагогику, создание условий для формирования традиционных русских духовно - нравственных ценностей у школьников нашли отражение в выступлении заместителя директора по УВР Поповой О.С.
Педагогам Мичуриснкого района был представлен опыт работы школы по духовно - нравственному воспитанию школьников.
Учителем Быковой Н.В. подготовлен урок литературы в 10 классе «Наташа Ростова – нравственный идеал Л.Н.Толстого». Классика современной литературы… Как помочь ученикам воспринять ее идейно – художественное богатство, проникнуть в духовный мир героев, чтобы современные юноши и девушки осмыслили всю сложность исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова, поняли и полюбили Наташу Ростову? Уроки литературы помогают школьникам увидеть всю глубину и разнообразие человеческих отношений, постигнуть суть нравственного и морального выбора человека, создают условия для эмоционального развития чувств и духовно – нравственного воспитания личности.
Что значит «Быть Человеком?» Этот простой и одновременно сложный вопрос обсуждался на уроке русского языка в 8 классе (учитель Семенюк Т.Г.). В ходе урока учащиеся должны были выявить составляющие понятия ЧЕЛОВЕК. Что входит в это понятие? Какими качествами нужно обладать и как жить, чтобы стать Человеком? Ответы на эти вопросы учащиеся искали, обращаясь к мудрым и великим, знакомясь с их мыслями и делами.
Раньше на Руси практически у каждого фамильного рода был свой герб, который являлся для человека символом семьи, дома, Родины. А нужен ли современному человеку и его семье герб? Необходимо ли иметь для этого дворянские корни? На эти вопросы можно было найти ответы на уроке – проекте по ИЗО «Герб моей семьи» (учитель Толкачева С.Г.)
Воспитание у учащихся чувств сострадания, умения радоваться не только за себя, усвоение понятий «добро» и «зло» требуют от учителя использования разнообразных форм и методов работы. Диалог, беседа, разговор, обсуждение отрывков из художественных произведений, стихи – вот те методические приемы, которые использует в ходе классного часа учитель начальных классов Соколкова Н.И., изучая со школьниками виды нравственных правил вежливости.
Классный час в 5 классе «Дорога к добру» подготовлен классным руководителем Калмацуй О.В. и учителем основ православной культуры Подольской О.Е. Ученики пытались найти ответ на вопрос «Что такое добро?» Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, но его должен пройти каждый человек. Главная мысль, которую учителя стремились донести до учеников, слова Священного Писания: «Не будь побежден злом, а побеждай зло добром»
Одним из важных критериев качества современного образования является способность личности к осознанному выбору профессии. Мероприятие для учащихся 9, 11 классов (учитель Гаврилина Н.А.) знакомит их с многообразием мира профессий, учит планированию профессиональной карьеры с учетом потребностей реального рынка труда, предоставляет информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что современные родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. «Нравственные приоритеты семьи» - такова тема родительского собрания, подготовленного классным руководителем Волостных Н.И.
В 2009-2010 учебном году началась апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Акция «Подари улыбку детям» - одна из форм работы по духовно – нравственному воспитанию учащихся в рамках данного курса. Кукольный театр «Пасхальный колобок» - внеклассное мероприятие по теме «Пасха». Толкачева Т.А. и ее ученики – четвероклассники подготовили данное мероприятие для воспитанников детского сада. Но дошкольники - не пассивные зрители, а активные участники мероприятия.
Одно из направлений работы Центра духовно – нравственного образования школьников – сохранение традиций православных праздников. Общешкольное мероприятие «Радость святая прольется в наш дом», подготовленное учителем музыки Гончаровой Г.А., посвящено главному празднику всего православного мира – Пасхе. Этот праздник дает нам возможность задуматься о бренности мира, о духовном возвышении, о том, что стоит за гранью человеческого понимания. Сколько бы ни проходило лет, столетий, смен цивилизаций, форм жизни, как бы ни изменялось лицо Земли, неистребимыми остаются духовные ценности, данные на Земле только человеку. Эти стремления возвышают человека, приобщают его к ни с чем не сравнимым радостям! В мероприятии принимали участие воспитанники группы предшкольной подготовки, школьники, родители, участники самодеятельности сельского дома культуры.
Итоги работы Семинара позволили сделать вывод о том, что МОУ Терская СОШ сохраняет лучшие традиции духовного воспитания, ведет активный поиск его нового содержания, форм и средств работы с детьми. Школа по праву стала Центром духовно – нравственного воспитания на селе.
Участники Семинара констатировали необходимость дальнейшего усиления роли сельской школы в педагогизации пространства сельского социума; просветительской деятельности сельского учителя; максимальном использовании в воспитании школьников «естественных» воспитателей — природы, памятников истории, культуры народа.
На Семинаре было отмечено, что успешность воспитания в МОУ Терской СОШ обеспечивают:
- многомерность и полифункциональность воспитательного пространства в школе;
- создание ситуации успеха для каждого школьника;
- активизация всех видов деятельности школьника;
- профессиональное мастерство учителя;
- преемственность между дошкольным и начальным образованием в использовании форм, методов и средств воспитательного воздействия на ребенка;
- привлечение родителей к сотрудничеству в воспитании детей;
- научно-обоснованное управление развитием воспитания и образования.
Система воспитания в МОУ Терской СОШ направлена на:
- сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры;
- формирование духовно нравственных качеств личности;
- воспитание патриотов родной земли;
- разностороннее развитие детей; формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности;
- формирование сознательного отношения к семейной жизни;
- формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебной и внеучебной деятельности
Вместе с тем участники обратили внимание на то, что испытывают трудности, связанные с недостаточным материально-техническим, финансовым обеспечением работы Центра духовно – нравственного воспитания школьников.
Участниками Семинара были даны рекомендации по дальнейшему развитию системы духовно – нравственного воспитания на муниципальном уровне:
- разработать систему самообразования педагогов сельской школы через дистанционное образование усиление взаимодействия школ района и области для расширения воспитательного пространства школьников;
- всемерное развитие системы дополнительного образования детей;
- изучение, обобщение и распространение лучшего опыта по организации воспитания в сельской школе;
- совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для осуществления ими воспитательной деятельности в школе;
- внедрение в школы системы родительского всеобуча с учетом требований современной жизни;
- широкое взаимодействие всех социальных институтов воспитания в целях совместного решения проблем воспитания, адаптации, социализации, творческого развития школьников;
- привлечение попечительских совета образовательных учреждений к решению проблем воспитания в школе
О.С. Попова,
заместитель директора по УВР
МОУ Терской СОШ
Мичуринского района
|