Размещено чт, 10/11/2011 - 12:52 пользователем Ирина Владимировна Смирнова.
Я считаю, что современное литературное преподавание не может обойтись без ИКТ, потому что такое информационное богатство как сейчас , обязательно и необходимо использовать и применять именно сейчас. Ведьуроки превращаются в целые представления.Я разделяю мнения коллег, что необходимо знать меру в применении ИКТ. Тоже использую видеофрагменты, аудиозаписи, презентации. Но, к сожалению, в нашей сельской школе не у всех в кабинетах есть интераутивные доски. Поэтому ИКТ приходится использовать 2-3 раза в неделю.
Ольга Владимировна! Я тоже работаю в сельской школе, которая имеет слабое техническое оснащение. К Интернету подключен всего 1 компьютер! Приходится ждать, когда он освободится, чтобы найти что-то интересное к уроку.Так что мера в применении ИКТ у нас существует сама собой.Просмотрела тренажер "В гостях у сказки" Л.М.Стефановой. Очень понравился. Интересные вопросы для пятиклассников, можно использовать во внеурочной деятельности. Предлагаю конспект урока по литературе в 5 классе с использованием ЭОР по УМК Беленького.
Комментарий был изменен с момента создания (kutuzova3, пн, 23/01/2012 - 10:58).
Размещено Wed, 09/11/2011 - 08:06 пользователем Елена Владимировна Долгирева.
Уважаемая Надежда Владимировна! Я познакомилась в Вашим материалом к уроку по творчеству А.Ахматовой. Работа яркая, интересная. Очень точно и грамотно прописаны цели. В презентации удачно представлены портреты Ахматовой, отражена ее концепция любви. Анализировать стихотворения нелегко, у Вас хорошо прописаны все этапы этой работы и удачно подобраны стихотворения. Спасибо за работу, я обязательно использую Ваш материал на своем уроке.
Размещено вс, 06/11/2011 - 14:16 пользователем Ольга Владимировна Жарикова.
Уважаемые коллеги! Не могу не согласиться с тем, что без ИКТ сегодняшний урок представить трудно. Конечно, хорошо, когда есть возможность включить в обсуждение литературного произведения и видеоряд (фрагменты фильмов, спектаклей, телепередач и т.д.), и аудиозаписи. Но всё это не должно заменять живого учительского слова и живого общения с детьми. Это, на мой взгляд, по-прежнему остаётся главным. В гимназии, в которой я работаю, мои коллеги тоже используют ИКТ на уроках литературы. Мои ученики, например, каждый год создают диск с презентациями по литературе. У нас накопилась уже неплохая коллекция. Размещаю одну из них.
Уважаемые коллеги!!!! Спасибо вам за интересные идеи и Ваши ценные материалы!!!! Вы молодцы: конец учебного года - горячая пора, НО ВЫ НАШЛИ ВРЕМЯ И ЖЕЛАНИЕ ПОУЧАСТВОВАТЬ В НАШЕМ ВМО!!!!!
Что я могу сказать об использовании ИКТ на уроках литературы? ИКТ должно быть необходимым составляющим уроков литературы, учителя обязательно, если возможность позволяет, должны использовать на уроках ЦОРы. Раньше было гораздо сложнее демонстрировать на уроках литературы иллюстрации к произведениям или показывать фильмы, снятые по мотивам. А сейчас всё необходимое к уроку можно найти в сети, особенно на сайте ОК, можно, конечно же, и самостоятельно создать ЦОР и поместить его в общее пользование, чтобы он не "пылился на полке", т.е. не пропал в забытой папке на компьютере
Полина Эмануиловна, презентация содержательная, может быть использована в учебном процессе, но необходимо (обязательно) добавить один слайд: использованные информационные ресурсы, мы не можем размещать свои материалы в сети Интернет, нарушая авторские права.
Да, Антонина Александровна, Вы, безусловно, правы, я как-то не подумала об этом. Эту презентацию я показывала детям на уроке литературы в 5-м классе, им не особо важны использованные ресурсы.
Уважаемые коллеги! В рамках данного форума вы выкладываете свои методические разработки, уроки.... ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО СМОТРИТЕ МАТЕРИАЛЫ СВОИХ КОЛЛЕГ! Высказывайте своё мнение, замечания! Успехов в работе!
Размещено чт, 19/05/2011 - 18:29 пользователем Анна Михайловна Терашкевич.
Современный урок без ИКТ представить трудно. Соглашусь с коллегами, главное - не переборщить! Часто использую аудио- и видеофрагменты, презентации. Материалы для презентаций беру очень часто по этому адресу:
http: //www.a4format.ru/index.php?lt=207 (Урок в формате А4) Отрывки фильмов - с YouTube.
Размещено Wed, 18/05/2011 - 10:37 пользователем Ольга Владимировна Демидович.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Безусловно, применение ИКТ - важный элемент в любом уроке. Главное, чтобы это применение было оправданным. Считаю, что использование адио- и видео-записей, презентаций, ИД способствует повышению качества обучения, повышает интерес к предмету, если является обдуманным этапом урока, направлено на реализацию его целей. В своей работе использую как собственные презентации, так и презентации коллег, диск "Уроки Кирила и Мефодия", фрагменты уроков литературы на канале Бибигон, при изучении биографии писателей и поэтов работаю с програмой "Мой живой журнал".
Добрый день, Ольга Владимировна!!!! Мне понравился Ваш материал "Слово о полку Игореве" . Но... В плане урока у Вас стоит - "актуализация материала" и "проблемный вопрос". Так вот я их не увидела... Поясните, пожалуйста, а еще лучше - добавьте конспект урока или метод. рекомендации. Каков, все-таки, проблемный вопрос???
С уважением, Марина Викторовна Васильева
Комментарий был изменен с момента создания (Vasileva M, Wed, 18/05/2011 - 12:18).
Размещено Wed, 18/05/2011 - 13:25 пользователем Ольга Владимировна Демидович.
Здравствуйте, Марина Викторовна! Спасибо за Ваш отзыв. Эту презентацию я готовила к уроку в рамках конкурса, который проходил здесь, в ОК, в сетевом сообществе учителей искусства. К нему разработан подробный конспект, он размещен на Doc.me. Правда, после завершения конкурса, когда я познакомилась с другими работами, я увидела недостатки своей работы, в частности, нечёткость финала, поэтому решила его доработать, а потом разместить в ОК. Но руки так и не дошли. Если интересно, могу дать ссылочку, сейчас поищу.
Размещено Tue, 17/05/2011 - 20:16 пользователем Евгения Валерьевна Семёнова.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Использование ИКТ на уроках литературы, на мой взгляд, необходимо: у учителя появляются дополнительные возможности, которые позволяют разнообразить форму и методы подачи материала, а у учеников всегда возникает интерес именно к тем материалам, которые представлены, прежде всего, наглядно. На уроках литературы целесообразнее всего использовать мультимедийный проектор и SMART-доску, поскольку ученикам всегда хочется знать, как выглядел писатель, какие иллюстрации существуют к его произведениям, ознакомиться с кинофильмами, снятыми по мотивам его произведений и т.д. ИКТ позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, активизировать их умственную деятельность, развивать их творческие способности.
Я очень часто применяю ИКТ на своих уроках литературы, сама составляю презентации или при помощи учащихся, также беру материалы из открытого класса, предоставленные коллегами.
Размещено Wed, 18/05/2011 - 00:12 пользователем Анна Алексеевна Богданова.
Конечно, современный урок литературы должен включать в себя ИКТ, тем более, что возможностей сейчас очень много. Урок становится ярче, интереснее, лучше запоминается учащимся, даёт возможность новым формам работы.Но я согласна с коллегами, что необходимо знать меру в применении ИКТ. На своих уроках я использую видеофрагменты, аудиозаписи, презентации. Но, к сожалению, в нашей сельской школе кабинеты не оборудованы мультимедийными устройствами, приходится каждый раз заново всё устанавливать. Поэтому ИКТ применяю не так часто, как хотелось бы.
Так все-таки: Богданова или Киселева????? Определитесь, пожалуйста... Вы пишите, что используетет в своей работе видеофрагменты и аудиозаписи.... Отчего же было не включить их в презентацию???! Тема очень даже позволяет! Вы - "продвинутый пользователь"! Успехов в Вашей работе!!!
Размещено Wed, 18/05/2011 - 20:56 пользователем Анна Алексеевна Богданова.
Марина Викторовна, на данном уроке я как раз использовала аудиофрагменты, это были военные песни, в конспекте всё написано. К сожалению, из-за большого размера они не загружаются.
По документам я уже Богданова, просто в ОК не стала менять.
Такие занятия всегда проходят интересно, динамично, познавательно; помогают заинтересовать каждого ученика; являются неотъемлемой частью подготовки к экзаменам. Особенно ребятам нравится выполнять задания online. Но всего должно быть в меру.
Своих учеников я хочу видеть социально мобильными личностями, поэтому стараюсь использовать ИКТ на своих уроках.
Комментарий был изменен с момента создания (zvereva11, Tue, 17/05/2011 - 16:48).
Размещено чт, 12/05/2011 - 19:57 пользователем Муса Туганович Хашиев.
У нас пока довольно сложно с использованием ИКТ в школе.Поэтому я сам пытаюсь приминять новые технологии7Беру флешку или диск и записываю материалы с различных ресурсов.Это могут быть и стихи и наглядные материалы ваших ЦОРов.Удобно использовать и наглядность в виде произведений,небольшие рассказы или стихотворения,так как в библиотеке не все есть.Когда есть возможность использую проектор для более объемного показа.Очень хорошо использовать аудиодиктанты и тестовые задания.
Уважаемый Муса Туганович! Думаю, что процентов 80 (и более) учителей поступают также - создают самостоятельно материалы, используя различные ресурсы. В этом есть и своя прелесть (я сам создал!), но и своя сложность, одна из них -соблюдение авторских прав третьих лиц. Вы должны об этом помнить! Кстати, теперь создаются неплохие интерактивные приложения к УМК, хорошего качества (т.к. их разрабатывают и выпускают сами издательства). В недалеком будущем учебник не получит гриф, если не будет иметь такое приложение. В том числе и учебник по литературе. Я желаю Вам успехов в выполнении задания!!!!
Добрый вечер, уважаемые коллеги! ИКТ играют особую роль в преподавании вообще, а для литературы особенно. Если раньше не всегда можно было найти иллюстрации к тому или иному произведению (портрет писателя не в каждом кабинете в большой школе есть), то ИКТ помогают не только рассказать, но и показать всё, что пожелает учитель. С появлением мульти-медийной техники в школе уроки стало вести интреснее. Кроме того, зрительное восприятие всегда помогает в обучении. Жаль, что не всегда есть возможность использовать ИКТ на каждом уроке и русского языка, и литературы. Я стараюсь использовать каждую возможность, на данный момент уже создано достаточно презентаций к урокам, особенно презентация помогает при объяснении нового материала (сложного с точки зрения литературоведения), при рассмотрении обзорных тем и т.д. Часто включаются в работу и учащиеся (например, создают презеннтации по биографии писателя). В презентацию для сравнения можно включить и часть фильма по произведению. Всё это делает урок литературы интересным и увлекательным. Преставляю для Вас презентацию к роману Булгакова "Мастер и Маргарита" (об Иване Бездомном). Материал для презентации взят из учебника литературы 11 класс под редакцией Чалмаева В.А.., Зинина С.А.
Комментарий был изменен с момента создания (nikolayuk, Tue, 17/05/2011 - 22:19).
Уважаемая Эмма Федоровна, Ваша позиция "за" и против" понятна - конечно, "ЗА"!
Очень интересная и глубокая идея содержится в Вашем уроке! Образ Ивана Бездомного – ключевая фигура в понимании романа. В этом я с Вами согласна. Теперь о презентации. Мне кажется, что вы выбрали очень агрессивный цвет фона. Полезный материал о педагогически эффективных презентациях, рекомендации по их созданию Вы можете найти в сообществе «XXI век». Наверное, я бы добавила в презентацию какой-либо «зрительный ряд»: иллюстрации, картинки и т.д. В целом можно судить об уроке только по презентации, но без конспекта, все же сложно. Так, например, на мой взгляд выбивается неким образом из общей идеи урока слайд № 16 и выводы, которые даны здесь же, внизу. И еще…. если Вы представляете материал, то в конце желательно указывать источники информации. Спасибо Вам за материал!
Добрый вечер, Марина Викторовна! Спасибо за рекомендации по поводу моей презентации к уроку по образу Ивана Бездомного (обязательно воспользуюсь). Однако хотелось бы отметить, что при просмотре презентации на уроке цвет не кажется таким агрессивным, как на компьютере (он более светлый). "Зрительный ряд" (в данном случае картинки), на мой взгдяд, не должны мешать восприятию литературоведческого материала. Данная презентация представляет собой лекционный материал (с элементами беседы): а в основу содержания положена стьатья из учебника Чалмаева В.А., Зинина С.А. (см. в прикреплённом файле). Презентация способствовала на уроке более доступному восприятию понимания борьбы между добром и злом в романе М.А. Булгакова. Кроме того, на уроке был показан фрагмент из фильма "Мастер и Маргарита".
Размещено пн, 16/05/2011 - 10:49 пользователем Ирина Александровна Орешкина.
Уважаемые коллеги! Думаю, что использовать ИКТ на уроках литературы необходимо: у учителя появляются дополнительные возможности, которые позволяют разнообразить форму и методы подачи материала. Не секрет, что современный ученик читает мало. Свой досуг дети проводят, общаясь в чатах и блогах, поэтому, на мой взгляд, следует учитывать эту увлеченность компьютерными технологиями и направлять деятельность школьников в нужное русло. И тогда ИКТ позволит существенно повысить мотивацию учащихся, активизировать их умственную деятельность, развивать способности каждого. Также считаю. что использование ИКТ на уроках должно быть дозированным, не превращаться в единственную цель. В моем кабинете литературы есть всё необходимое оборудование для применения ИКТ на уроках, в связи с этим меня можно считать счастливым учителем, у которого есть достойные условия для работы. Хочу предложить вашему вниманию несколько примеров использования ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности.
http://planeta.tspu.ru/files/file/1298005883.ppt Это презентация, которая использовалась на внеурочном мероприятии в рамках предметной недели (10 класс)
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&d_no=234864&ext=Attachment.aspx?Id=104879 В старших классах мы систематически делаем лингвистический анализ поэтического текста, данная презентация - отрывок из урока, посвященного обучению такому анализу.
http://www.openclass.ru/node/221538 В последнее время меня увлекла идея создания электронного пособия. Здесь вы сможете познакомиться с опытом создания ЭОП.
Надеюсь, что указанные ресурсы пригодятся вам в работе. С уважением, И. А. Орешкина
Комментарий был изменен с момента создания (irina-or, пн, 16/05/2011 - 10:49).
Размещено чт, 19/05/2011 - 21:52 пользователем Ирина Александровна Орешкина.
Надежда Владимировна! Большое спасибо за добрые слова! Мы первоначально вместе работали в группе литераторов по созданию ЭОП, и, если я не ошибаюсь, у Вас была чудесная презентация. Думаю, что её также можно показать коллегам. С уважением.
Размещено пн, 16/05/2011 - 11:18 пользователем Надежда Владимировна Кучмина.
Спасибо, Марина Викторовна за комментарий, советы и ссылку.
Аудиозаписи на уроках я использую. Как-то чтобы включить фильм с Ютуба о Цветаевой пришлось искать кабинет с нормальной скоростью Инета. И услышала такое: "Ерундой ты занимаешься". Но я так не считаю. Почему мне показалось необходимым включить фрагмент фильма? Ведь самоубийство - страшный грех, а этот фильм может объяснить детям исход жизни поэта, хотя бы понять её.
Надежда Владимировна, есть специальные программы и даже сайты, где можно скачать видеоролик с Юуба и просто использовать его, как видео файл. Это удобнее... Ссылочку я Вам попозже оставлю...
Я согласна с вами, коллеги, без ИКТ сегодня невозможно представить современный урок. Но естественно нужно соблюдать санитарно - гигиенические нормы, учитывать возрастные особенности. Моим пятиклашкам нравится отрабатывать на тренажерах орфографические правила ( спасибо огромное всем коллегам, которые создают и щедро делятся с нами своими материалами!!!). Познакомьтесь, пожалуйста с опытом моей работы здесь
Комментарий был изменен с момента создания (сулейманова, пн, 16/05/2011 - 20:33).
Действительно, сегодня невозможно представить современный урок без использования ИКТ. В течение последних двух лет я работаю над темой самообразования "Использование ИКТ на уроках литературы в условиях стационара". Применение информационно-коммуникационных технологий, на мой взгляд, способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы, повышает учебную мотивацию школьников.
К преимуществам применения ИКТ на уроках литературы я ещё отнесла бы :
· эффективное усвоение учебного материала,
· увеличение объема материала за счет экономии времени,
· осуществление межпредметных связей,
· создание положительного настроя.
Уроки литературы представляют большие возможности для использования ИКТ. Оптимальным и доступным для учителя из средств использования ИКТ на уроках литературы, на мой взгляд, является создание презентаций. Презентации могут содержать портреты писателей, иллюстрации к произведениям, пробуждающие у учащихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя.
Конечно, при использовании ИКТ надо следовать чувству меры. "Перенасыщение" использования технических средств, нарушение санитарно-гигиенических норм, использование анимационных эффектов - всё это отрицательно сказывается на самочувствии учащихся.
Обычно я создаю ресурсы самостоятельно. В течение этого учебного года в "Открытом классе" я участвовала в нескольких мастер-классах и конкурсах. Результатом этой работы стало создание огромного числа образовательных ресурсов.
Лариса Михайловна! Большое спасибо за представленный материал (особенно удивил тренажёр "В гостях у сказки"). Давно не работала с пятиклашками (последние годы работаю со старшеклассниками). А когда познакомилась с Вашими материалами, очень захотелось взять 5 класс. Вас, уверена, очень любят дети. И всегда с радостью идут на урок литературы. Успехов Вам в Вашем тврочестве. С уважением Эмма Николаюк.
Размещено Wed, 18/05/2011 - 14:32 пользователем Надежда Владимировна Кучмина.
Мне тоже очень понравился тест! Очень хороший, добрый, красочный и соответствует уровню обучающихся. А ещё он довольно универсальный: можно использовать и во внеурочной деятельности, и на уроках, и коллективно, и индивидуально, к тому же сказки изучаются, по-моему, по любой программе. Спасибо.
Размещено пн, 16/05/2011 - 01:29 пользователем Надежда Владимировна Кучмина.
Доброе время суток, коллеги!
Безусловно, применение ИКТ на уроках литературы делает уроки более интересными, динамичными. Использование ИКТ стимулирует познавательный интерес к предмету.
На своих уроках я использую как готовые ЭОР, так и созданные самостоятельно. Из готовых продуктов использую «Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия» и «Пушкин в зеркале двух столетий». Это очень качественные ресурсы. К сожалению, других подобных я не встречала. Использую также ресурсы других преподавателей, найденные в Сети. Какие-то приходится «дорабатывать под себя», какие-то подходят под мой урок без доработки, из некоторых только пару слайдов беру.
Использование ИКТ на моих уроках – это и лекция учителя с демонстрацией слайдов, и демонстрация портретов писателей, рисунков, и выступления учащихся с опорой на презентацию, и тестирование, и прослушивание аудиофайлов (песни на стихи поэтов, авторское чтение и др.), и просмотр видеофрагментов.
Но использование ИКТ должно быть дозированным: нужно применять ИКТ тогда, когда считаешь, что это необходимо. Видела очень много презентаций, на слайдах которых содержится почти один текст, вопросы к тексту. Не могу понять, зачем такая презентация. Складывается впечатление, что учитель немой. Ведь вопросы ученикам можно задать самому, а не напрягать лишний раз зрение ребёнка.
Для примера прикрепляю разработку урока по творчеству Ахматовой раннего периода. При подготовке использовала ресурс http://anna.ahmatova.com/
Комментарий был изменен с момента создания (ku4mina, пн, 16/05/2011 - 01:29).
Добрый вечер, Надежда Владимировна! Посмотрела Вашу презентацию, посвящённую раннему периоду творчества А.А. Ахматовой. Удачно представлена основная тема сборников - любовь, показаны учащимся традиции русской классической литературы в творчестве А. Ахматовой, выявлены особенности ранней лирики поэтессы (хотя Ахматова предпочитала слово "поэт"). Но, на мой взгляд, немного нарушена логика подачи материала на уроке: сначала особенности лирики Ахматовой, а потом следовании традициям русской литературы. Это задание было бы великолепно в конце урока при подведении итогов (возможно, и письменный вариант ответа). Спасибо за представленный материал. С уважением Эмма Николаюк.
Добрый день, Надежда Владимировна!!! Спасибо за Ваш комментарий! Я посмотрела Ваши материалы по А.Ахматовой. В самой презентацией видно что-то сбилось технически - некоторые слайды "поехали". Но в целом, материал интересный. Вы даете ссылку на сайт, где есть аудиозаписи исполнения автором своих стихов. Вы их используете в работе? И еще я Вам советую посмотреть материал на YouTube по Ахматовой. http://youtu.be/DMrJ-cJqPVw Можно предложить в начале урока видеоотрывок и спросить у учеников: какой представляется вам эта женщщина, поэтесса? Можно составить портрет, создать синквейн и т.д....
Маса Туганович, спасибо за ваш комментарий, но задание в этой части семинара-тренинга надо все-таки выполнить. Не думаю, что Вам нечем поделиться. Очень ждем! Здесь нужно прикрепить файл. Если будут технические вопросы, пишите, ответим!
Размещено вс, 15/05/2011 - 15:49 пользователем Муса Туганович Хашиев.
Антонина Александровна,для меня главное работать с детьми,чтобы им было интерсно,используя новые технологии в том числе.И сегдоня очень много людей профессиольнально занимающихся методическими разработками в сфере ИКТ. Я буду использовать уже созданные материалы ЦОРов (соблюдая,конечно,авторские права).Они же для этого и создаются.Я думаю,что вряд ли мои разработки будут так интересны.))))))))))))))
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Здравствуйте. Я, как учитель информатики, за использование ИКТ на уроках литературы.
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Уважаемые коллеги! Спасибо за ваши комментарии!
С уважением, Антонина Александровна
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Я считаю, что современное литературное преподавание не может обойтись без ИКТ, потому что такое информационное богатство как сейчас , обязательно и необходимо использовать и применять именно сейчас. Ведьуроки превращаются в целые представления.Я разделяю мнения коллег, что необходимо знать меру в применении ИКТ. Тоже использую видеофрагменты, аудиозаписи, презентации. Но, к сожалению, в нашей сельской школе не у всех в кабинетах есть интераутивные доски. Поэтому ИКТ приходится использовать 2-3 раза в неделю.
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Ольга Владимировна! Я тоже работаю в сельской школе, которая имеет слабое техническое оснащение. К Интернету подключен всего 1 компьютер! Приходится ждать, когда он освободится, чтобы найти что-то интересное к уроку.Так что мера в применении ИКТ у нас существует сама собой.Просмотрела тренажер "В гостях у сказки" Л.М.Стефановой. Очень понравился. Интересные вопросы для пятиклассников, можно использовать во внеурочной деятельности. Предлагаю конспект урока по литературе в 5 классе с использованием ЭОР по УМК Беленького.
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Уважаемая Надежда Владимировна! Я познакомилась в Вашим материалом к уроку по творчеству А.Ахматовой. Работа яркая, интересная. Очень точно и грамотно прописаны цели. В презентации удачно представлены портреты Ахматовой, отражена ее концепция любви. Анализировать стихотворения нелегко, у Вас хорошо прописаны все этапы этой работы и удачно подобраны стихотворения. Спасибо за работу, я обязательно использую Ваш материал на своем уроке.
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Елена Владимировна, спасибо за высокую оценку моей работы. Рада, что у нас теперь есть замечательная возможность делиться своими наработками.
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Уважаемые коллеги! Не могу не согласиться с тем, что без ИКТ сегодняшний урок представить трудно. Конечно, хорошо, когда есть возможность включить в обсуждение литературного произведения и видеоряд (фрагменты фильмов, спектаклей, телепередач и т.д.), и аудиозаписи. Но всё это не должно заменять живого учительского слова и живого общения с детьми. Это, на мой взгляд, по-прежнему остаётся главным. В гимназии, в которой я работаю, мои коллеги тоже используют ИКТ на уроках литературы. Мои ученики, например, каждый год создают диск с презентациями по литературе. У нас накопилась уже неплохая коллекция. Размещаю одну из них.
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Спасибо, Ольга Владимировна, за Ваш комментарий.
С уважением, Антонина Александровна
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Уважаемые коллеги!!!! Спасибо вам за интересные идеи и Ваши ценные материалы!!!! Вы молодцы: конец учебного года - горячая пора, НО ВЫ НАШЛИ ВРЕМЯ И ЖЕЛАНИЕ ПОУЧАСТВОВАТЬ В НАШЕМ ВМО!!!!!
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Что я могу сказать об использовании ИКТ на уроках литературы? ИКТ должно быть необходимым составляющим уроков литературы, учителя обязательно, если возможность позволяет, должны использовать на уроках ЦОРы. Раньше было гораздо сложнее демонстрировать на уроках литературы иллюстрации к произведениям или показывать фильмы, снятые по мотивам. А сейчас всё необходимое к уроку можно найти в сети, особенно на сайте ОК, можно, конечно же, и самостоятельно создать ЦОР и поместить его в общее пользование, чтобы он не "пылился на полке", т.е. не пропал в забытой папке на компьютере
А.С. Пушкин. Презентация о жизни и творчестве
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Полина Эмануиловна, презентация содержательная, может быть использована в учебном процессе, но необходимо (обязательно) добавить один слайд: использованные информационные ресурсы, мы не можем размещать свои материалы в сети Интернет, нарушая авторские права.
С уважением, Антонина Александровна
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Да, Антонина Александровна, Вы, безусловно, правы, я как-то не подумала об этом. Эту презентацию я показывала детям на уроке литературы в 5-м классе, им не особо важны использованные ресурсы.
Вот презентация с ресурсами:
А.С. Пушкин. Презентация о жизни и творчестве*
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Спасибо, Полина Эмануиловна, за оперативность! Замечательно !!!
С уважением, Антонина Александровна
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Уважаемые коллеги! В рамках данного форума вы выкладываете свои методические разработки, уроки.... ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО СМОТРИТЕ МАТЕРИАЛЫ СВОИХ КОЛЛЕГ! Высказывайте своё мнение, замечания! Успехов в работе!
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Александра Павловна, загрузите, пожалуйста, фото (личные настройки) и прикрепите файл со своей работой.
С уважением, Антонина Александровна
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Современный урок без ИКТ представить трудно. Соглашусь с коллегами, главное - не переборщить! Часто использую аудио- и видеофрагменты, презентации. Материалы для презентаций беру очень часто по этому адресу:
http: //www.a4format.ru/index.php?lt=207 (Урок в формате А4) Отрывки фильмов - с YouTube.
Урок.
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Анна Михайловна, соглашусь с вами, что ресурс (Урок в формате А4) замечательный. Я не только сама беру там материал, но и детям часто рекомендую.
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Безусловно, применение ИКТ - важный элемент в любом уроке. Главное, чтобы это применение было оправданным. Считаю, что использование адио- и видео-записей, презентаций, ИД способствует повышению качества обучения, повышает интерес к предмету, если является обдуманным этапом урока, направлено на реализацию его целей. В своей работе использую как собственные презентации, так и презентации коллег, диск "Уроки Кирила и Мефодия", фрагменты уроков литературы на канале Бибигон, при изучении биографии писателей и поэтов работаю с програмой "Мой живой журнал".
9 класс "Слово о полку Игореве"
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Ольга Владимировна, если доработаете материал, буду рекомендовать его разместить в методической копилке сообщества.
С уважением, Марина Викторовна Васильева
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Здесь материалы конкурса.
Здесь мой урок.
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Добрый день, Ольга Владимировна!!!! Мне понравился Ваш материал "Слово о полку Игореве" . Но... В плане урока у Вас стоит - "актуализация материала" и "проблемный вопрос". Так вот я их не увидела... Поясните, пожалуйста, а еще лучше - добавьте конспект урока или метод. рекомендации. Каков, все-таки, проблемный вопрос???
С уважением, Марина Викторовна Васильева
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Здравствуйте, Марина Викторовна! Спасибо за Ваш отзыв. Эту презентацию я готовила к уроку в рамках конкурса, который проходил здесь, в ОК, в сетевом сообществе учителей искусства. К нему разработан подробный конспект, он размещен на Doc.me. Правда, после завершения конкурса, когда я познакомилась с другими работами, я увидела недостатки своей работы, в частности, нечёткость финала, поэтому решила его доработать, а потом разместить в ОК. Но руки так и не дошли. Если интересно, могу дать ссылочку, сейчас поищу.
-
С уважением, Ольга Владимировна
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Использование ИКТ на уроках литературы, на мой взгляд, необходимо: у учителя появляются дополнительные возможности, которые позволяют разнообразить форму и методы подачи материала, а у учеников всегда возникает интерес именно к тем материалам, которые представлены, прежде всего, наглядно. На уроках литературы целесообразнее всего использовать мультимедийный проектор и SMART-доску, поскольку ученикам всегда хочется знать, как выглядел писатель, какие иллюстрации существуют к его произведениям, ознакомиться с кинофильмами, снятыми по мотивам его произведений и т.д. ИКТ позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, активизировать их умственную деятельность, развивать их творческие способности.
Я очень часто применяю ИКТ на своих уроках литературы, сама составляю презентации или при помощи учащихся, также беру материалы из открытого класса, предоставленные коллегами.
Представляю Вашему вниманию несколько моих работ:
Уроки доброты и милосердия по повести В.Г. Распутина "Уроки французского" 6 класс (2ч.)
(Районный конкурс "ИКТ -компетентность современного учителя", диплом III степени в номинации "Современный урок с поддержкой ИКТ")
Урок литературы в 7-м классе. Час мужества. Строки, опалённые войной.
✿РеАл♡ЧиРа✿
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Конечно, современный урок литературы должен включать в себя ИКТ, тем более, что возможностей сейчас очень много. Урок становится ярче, интереснее, лучше запоминается учащимся, даёт возможность новым формам работы.Но я согласна с коллегами, что необходимо знать меру в применении ИКТ. На своих уроках я использую видеофрагменты, аудиозаписи, презентации. Но, к сожалению, в нашей сельской школе кабинеты не оборудованы мультимедийными устройствами, приходится каждый раз заново всё устанавливать. Поэтому ИКТ применяю не так часто, как хотелось бы.
Урок литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
Богданова Анна
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Так все-таки: Богданова или Киселева????? Определитесь, пожалуйста... Вы пишите, что используетет в своей работе видеофрагменты и аудиозаписи.... Отчего же было не включить их в презентацию???! Тема очень даже позволяет! Вы - "продвинутый пользователь"! Успехов в Вашей работе!!!
С уважением, Марина Викторовна Васильева
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Марина Викторовна, на данном уроке я как раз использовала аудиофрагменты, это были военные песни, в конспекте всё написано. К сожалению, из-за большого размера они не загружаются.
По документам я уже Богданова, просто в ОК не стала менять.
Богданова Анна
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Современный урок трудно представить без ИКТ.
Такие занятия всегда проходят интересно, динамично, познавательно; помогают заинтересовать каждого ученика; являются неотъемлемой частью подготовки к экзаменам. Особенно ребятам нравится выполнять задания online. Но всего должно быть в меру.
Своих учеников я хочу видеть социально мобильными личностями, поэтому стараюсь использовать ИКТ на своих уроках.
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Тамара Александровна, спасибо за Ваш материал! Расскажите, пожалуйста, какие задания Вы предлагаете выполнить учащимся online?
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
У нас пока довольно сложно с использованием ИКТ в школе.Поэтому я сам пытаюсь приминять новые технологии7Беру флешку или диск и записываю материалы с различных ресурсов.Это могут быть и стихи и наглядные материалы ваших ЦОРов.Удобно использовать и наглядность в виде произведений,небольшие рассказы или стихотворения,так как в библиотеке не все есть.Когда есть возможность использую проектор для более объемного показа.Очень хорошо использовать аудиодиктанты и тестовые задания.
Хашиев Муса
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Уважаемый Муса Туганович! Думаю, что процентов 80 (и более) учителей поступают также - создают самостоятельно материалы, используя различные ресурсы. В этом есть и своя прелесть (я сам создал!), но и своя сложность, одна из них -соблюдение авторских прав третьих лиц. Вы должны об этом помнить! Кстати, теперь создаются неплохие интерактивные приложения к УМК, хорошего качества (т.к. их разрабатывают и выпускают сами издательства). В недалеком будущем учебник не получит гриф, если не будет иметь такое приложение. В том числе и учебник по литературе. Я желаю Вам успехов в выполнении задания!!!!
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Добрый вечер, уважаемые коллеги! ИКТ играют особую роль в преподавании вообще, а для литературы особенно. Если раньше не всегда можно было найти иллюстрации к тому или иному произведению (портрет писателя не в каждом кабинете в большой школе есть), то ИКТ помогают не только рассказать, но и показать всё, что пожелает учитель. С появлением мульти-медийной техники в школе уроки стало вести интреснее. Кроме того, зрительное восприятие всегда помогает в обучении. Жаль, что не всегда есть возможность использовать ИКТ на каждом уроке и русского языка, и литературы. Я стараюсь использовать каждую возможность, на данный момент уже создано достаточно презентаций к урокам, особенно презентация помогает при объяснении нового материала (сложного с точки зрения литературоведения), при рассмотрении обзорных тем и т.д. Часто включаются в работу и учащиеся (например, создают презеннтации по биографии писателя). В презентацию для сравнения можно включить и часть фильма по произведению. Всё это делает урок литературы интересным и увлекательным. Преставляю для Вас презентацию к роману Булгакова "Мастер и Маргарита" (об Иване Бездомном). Материал для презентации взят из учебника литературы 11 класс под редакцией Чалмаева В.А.., Зинина С.А.
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Уважаемая Эмма Федоровна, Ваша позиция "за" и против" понятна - конечно, "ЗА"!
Очень интересная и глубокая идея содержится в Вашем уроке! Образ Ивана Бездомного – ключевая фигура в понимании романа. В этом я с Вами согласна. Теперь о презентации. Мне кажется, что вы выбрали очень агрессивный цвет фона. Полезный материал о педагогически эффективных презентациях, рекомендации по их созданию Вы можете найти в сообществе «XXI век». Наверное, я бы добавила в презентацию какой-либо «зрительный ряд»: иллюстрации, картинки и т.д. В целом можно судить об уроке только по презентации, но без конспекта, все же сложно. Так, например, на мой взгляд выбивается неким образом из общей идеи урока слайд № 16 и выводы, которые даны здесь же, внизу. И еще…. если Вы представляете материал, то в конце желательно указывать источники информации. Спасибо Вам за материал!
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Добрый вечер, Марина Викторовна! Спасибо за рекомендации по поводу моей презентации к уроку по образу Ивана Бездомного (обязательно воспользуюсь). Однако хотелось бы отметить, что при просмотре презентации на уроке цвет не кажется таким агрессивным, как на компьютере (он более светлый). "Зрительный ряд" (в данном случае картинки), на мой взгдяд, не должны мешать восприятию литературоведческого материала. Данная презентация представляет собой лекционный материал (с элементами беседы): а в основу содержания положена стьатья из учебника Чалмаева В.А., Зинина С.А. (см. в прикреплённом файле). Презентация способствовала на уроке более доступному восприятию понимания борьбы между добром и злом в романе М.А. Булгакова. Кроме того, на уроке был показан фрагмент из фильма "Мастер и Маргарита".
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Уважаемые коллеги! Думаю, что использовать ИКТ на уроках литературы необходимо: у учителя появляются дополнительные возможности, которые позволяют разнообразить форму и методы подачи материала. Не секрет, что современный ученик читает мало. Свой досуг дети проводят, общаясь в чатах и блогах, поэтому, на мой взгляд, следует учитывать эту увлеченность компьютерными технологиями и направлять деятельность школьников в нужное русло. И тогда ИКТ позволит существенно повысить мотивацию учащихся, активизировать их умственную деятельность, развивать способности каждого. Также считаю. что использование ИКТ на уроках должно быть дозированным, не превращаться в единственную цель. В моем кабинете литературы есть всё необходимое оборудование для применения ИКТ на уроках, в связи с этим меня можно считать счастливым учителем, у которого есть достойные условия для работы. Хочу предложить вашему вниманию несколько примеров использования ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности.
http://planeta.tspu.ru/files/file/1298005883.ppt Это презентация, которая использовалась на внеурочном мероприятии в рамках предметной недели (10 класс)
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&d_no=234864&ext=Attachment.aspx?Id=104879 В старших классах мы систематически делаем лингвистический анализ поэтического текста, данная презентация - отрывок из урока, посвященного обучению такому анализу.
http://www.openclass.ru/node/221538 В последнее время меня увлекла идея создания электронного пособия. Здесь вы сможете познакомиться с опытом создания ЭОП.
Надеюсь, что указанные ресурсы пригодятся вам в работе. С уважением, И. А. Орешкина
Орешкина Ирина
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Ирина Александровна, очень понравилось ваше пособие! Вы умница! Столько материала собрали!
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Надежда Владимировна! Большое спасибо за добрые слова! Мы первоначально вместе работали в группе литераторов по созданию ЭОП, и, если я не ошибаюсь, у Вас была чудесная презентация. Думаю, что её также можно показать коллегам. С уважением.
Орешкина Ирина
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Спасибо, Марина Викторовна за комментарий, советы и ссылку.
Аудиозаписи на уроках я использую. Как-то чтобы включить фильм с Ютуба о Цветаевой пришлось искать кабинет с нормальной скоростью Инета. И услышала такое: "Ерундой ты занимаешься". Но я так не считаю. Почему мне показалось необходимым включить фрагмент фильма? Ведь самоубийство - страшный грех, а этот фильм может объяснить детям исход жизни поэта, хотя бы понять её.
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Надежда Владимировна, есть специальные программы и даже сайты, где можно скачать видеоролик с Юуба и просто использовать его, как видео файл. Это удобнее... Ссылочку я Вам попозже оставлю...
С уважением, Марина Викторовна Васильева
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Марина Викторовна, и мне, пожалуйста, ссылочку!
-
С уважением, Ольга Владимировна
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Марина Викторовна, буду благодарна за ссылочку. Не знала, что можно скачивать с помощью какой-либо программы. Спасибо.
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Я согласна с вами, коллеги, без ИКТ сегодня невозможно представить современный урок. Но естественно нужно соблюдать санитарно - гигиенические нормы, учитывать возрастные особенности. Моим пятиклашкам нравится отрабатывать на тренажерах орфографические правила ( спасибо огромное всем коллегам, которые создают и щедро делятся с нами своими материалами!!!). Познакомьтесь, пожалуйста с опытом моей работы здесь
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Уважаемые коллеги!
Действительно, сегодня невозможно представить современный урок без использования ИКТ. В течение последних двух лет я работаю над темой самообразования "Использование ИКТ на уроках литературы в условиях стационара". Применение информационно-коммуникационных технологий, на мой взгляд, способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы, повышает учебную мотивацию школьников.
К преимуществам применения ИКТ на уроках литературы я ещё отнесла бы :
· эффективное усвоение учебного материала,
· увеличение объема материала за счет экономии времени,
· осуществление межпредметных связей,
· создание положительного настроя.
Уроки литературы представляют большие возможности для использования ИКТ. Оптимальным и доступным для учителя из средств использования ИКТ на уроках литературы, на мой взгляд, является создание презентаций. Презентации могут содержать портреты писателей, иллюстрации к произведениям, пробуждающие у учащихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя.
Конечно, при использовании ИКТ надо следовать чувству меры. "Перенасыщение" использования технических средств, нарушение санитарно-гигиенических норм, использование анимационных эффектов - всё это отрицательно сказывается на самочувствии учащихся.
Обычно я создаю ресурсы самостоятельно. В течение этого учебного года в "Открытом классе" я участвовала в нескольких мастер-классах и конкурсах. Результатом этой работы стало создание огромного числа образовательных ресурсов.
Представляю Вашему вниманию некоторые материалы:
тест "Устное народное творчество" (5 класс);
тренажёр "В гостях у сказки" (5 класс);
фотофильм "Любовь - волшебная страна" (10 класс)
С уважением, Лариса Михайловна.
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Лариса Михайловна! Большое спасибо за представленный материал (особенно удивил тренажёр "В гостях у сказки"). Давно не работала с пятиклашками (последние годы работаю со старшеклассниками). А когда познакомилась с Вашими материалами, очень захотелось взять 5 класс. Вас, уверена, очень любят дети. И всегда с радостью идут на урок литературы. Успехов Вам в Вашем тврочестве. С уважением Эмма Николаюк.
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Лариса Михайловна, очень хороший ресиурс "В гостях у сказки"! Сама отгадывала с удовольствием! Вот наглядное применение ИКТ! Спасибо!
Тест по устному народному творчеству у меня не открылся почему-то. А фотофильм Вы сами делали? На каком уроке его можно использовать?
С уважением, Марина Викторовна Васильева
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Мне тоже очень понравился тест! Очень хороший, добрый, красочный и соответствует уровню обучающихся. А ещё он довольно универсальный: можно использовать и во внеурочной деятельности, и на уроках, и коллективно, и индивидуально, к тому же сказки изучаются, по-моему, по любой программе. Спасибо.
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Доброе время суток, коллеги!
Безусловно, применение ИКТ на уроках литературы делает уроки более интересными, динамичными. Использование ИКТ стимулирует познавательный интерес к предмету.
На своих уроках я использую как готовые ЭОР, так и созданные самостоятельно. Из готовых продуктов использую «Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия» и «Пушкин в зеркале двух столетий». Это очень качественные ресурсы. К сожалению, других подобных я не встречала. Использую также ресурсы других преподавателей, найденные в Сети. Какие-то приходится «дорабатывать под себя», какие-то подходят под мой урок без доработки, из некоторых только пару слайдов беру.
Использование ИКТ на моих уроках – это и лекция учителя с демонстрацией слайдов, и демонстрация портретов писателей, рисунков, и выступления учащихся с опорой на презентацию, и тестирование, и прослушивание аудиофайлов (песни на стихи поэтов, авторское чтение и др.), и просмотр видеофрагментов.
Но использование ИКТ должно быть дозированным: нужно применять ИКТ тогда, когда считаешь, что это необходимо. Видела очень много презентаций, на слайдах которых содержится почти один текст, вопросы к тексту. Не могу понять, зачем такая презентация. Складывается впечатление, что учитель немой. Ведь вопросы ученикам можно задать самому, а не напрягать лишний раз зрение ребёнка.
Для примера прикрепляю разработку урока по творчеству Ахматовой раннего периода. При подготовке использовала ресурс http://anna.ahmatova.com/
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Добрый вечер, Надежда Владимировна! Посмотрела Вашу презентацию, посвящённую раннему периоду творчества А.А. Ахматовой. Удачно представлена основная тема сборников - любовь, показаны учащимся традиции русской классической литературы в творчестве А. Ахматовой, выявлены особенности ранней лирики поэтессы (хотя Ахматова предпочитала слово "поэт"). Но, на мой взгляд, немного нарушена логика подачи материала на уроке: сначала особенности лирики Ахматовой, а потом следовании традициям русской литературы. Это задание было бы великолепно в конце урока при подведении итогов (возможно, и письменный вариант ответа). Спасибо за представленный материал. С уважением Эмма Николаюк.
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Добрый день, Надежда Владимировна!!! Спасибо за Ваш комментарий! Я посмотрела Ваши материалы по А.Ахматовой. В самой презентацией видно что-то сбилось технически - некоторые слайды "поехали". Но в целом, материал интересный. Вы даете ссылку на сайт, где есть аудиозаписи исполнения автором своих стихов. Вы их используете в работе? И еще я Вам советую посмотреть материал на YouTube по Ахматовой. http://youtu.be/DMrJ-cJqPVw Можно предложить в начале урока видеоотрывок и спросить у учеников: какой представляется вам эта женщщина, поэтесса? Можно составить портрет, создать синквейн и т.д....
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Маса Туганович, спасибо за ваш комментарий, но задание в этой части семинара-тренинга надо все-таки выполнить. Не думаю, что Вам нечем поделиться. Очень ждем! Здесь нужно прикрепить файл. Если будут технические вопросы, пишите, ответим!
С уважением, Антонина Александровна
На: ИКТ на уроках литературы: за и против
Антонина Александровна,для меня главное работать с детьми,чтобы им было интерсно,используя новые технологии в том числе.И сегдоня очень много людей профессиольнально занимающихся методическими разработками в сфере ИКТ. Я буду использовать уже созданные материалы ЦОРов (соблюдая,конечно,авторские права).Они же для этого и создаются.Я думаю,что вряд ли мои разработки будут так интересны.))))))))))))))
Хашиев Муса