Размещено: Ольга Викторовна Белозерова - сб, 07/05/2011 - 17:13
Пояснительная записка к планированию предмета биологиив МОУСОШ№ 4 в 10-11 классах.
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.
Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы) .Изучение курса «Биология» в 10—11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование — эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.
Заявленное в курсе разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.
В основу структурирования курса положена уровневая организация живой природы
Лабораторные работы-3 часа.
Контрольные-4 часа.
Тематический план.
Название темы
Количество часов
Раздел 1 .Биология как наука. Методы научного познания.
Тема 1.1.Краткая история развития биологии. Система биологических наук.
Тема 1.2.сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.
Всего
1
1
3
Раздел 2.Клетка.
Тема 2.1история изучения клетки. Клеточная теория.
Тема 2.2. Химический состав клетки.
Тема 2.3.Строение эукариотической и прокариотической клеток.
Тема 2.4.Реализация наследственной информации в клетке.
Тема 2.5.Вирусы.
Всего
1
4
3
1
1
10
Раздел 3.Организм.
Тема 3.1.Организм -единое целое. Многообразие живых организмов.
Тема 3.2.Обмен веществ и превращение энергии.
Тема3.3.Размножение.
Тема 3.4.Индивидуальное развитие организма.
Тема 3.5.Наследственность и изменчивость.
Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология.
Всего
1
2
4
2
7
2
18
Раздел 4.Вид.
Тема 4.1.История эволюционных идей.
Тема 4.2. Современное эволюционное учение.
Тема 4.3.Происхождение жизни на земле.
Тема 4.4. Происхождение человека.
Всего
4
8
3
4
10
Раздел 5.Экосистемы.
Тема 5.1.Экологические факторы.
Тема 5.2.Структура экосистем.
Тема 5.3.Биосфера – глобальная экосистема.
Тема 5.4.Биосфера и человек.
Всего.
Заключение.
3
4
2
2
11
1
Итого.
62+6 часов резервного времени
Календарно-тематическое планирование по биологии 10-11 классы.
Учебник «Общая биология»базовый уровень.В.И.Сивоглазов, Е.Т.Захарова .Программа для общеобразовательных учреждений.Авторы:В.И.Сивоглазов,И.Б.Агафонова.Дрофа.Москва.2007год.Недельная нагрузка-1 час Общая нагрузка-68часов.
№
№
Название темы
Кол.
Часов.
Дата планир.
Дата
Фактич.
Д/З.
Примечание
Раздел1.Биология как наука. Методы научного познания.
3
1
1
Тема 1.1
Краткая история развития биологии.
1
1.1
2
2
Тема1.2
Сущность жизни и свойства живого.
1
1.2
И.К.Т.
3
3
Уровни организации живой материи.методы биологии.
1
1.3
Раздел2.Клетка.
13
4
1
Тема 2.1
История изучения клетки. Клеточная теория.
1
2.1
5
2
Тема2.2
Химический состав клетки.
4
1
2.2
6
3
Неорганические вещества клетки.
1
2.3
7
4
Органические вещества.Липиды.
1
2.4
8
5
Органические вещества.Углеводы.белки.
1
2.5
9
6
Органические вещества.Нуклеиновые кислоты.
1
2.6
10
7
Тема2.3
Эукариотическая клетка.
1
2.7
И.К.Т.
11
8
Клеточное ядро.хромосомы.
1
2.8
И.К.Т.
12
9
Прокариотическая клетка.
Лабораторная работа №1.Сравнение строения клеток растений и животных, (в форме таблицы)
1
2.9
13
10
Тема 2.4.
Реализация наследственной информации в клетке.
1
1
2.10
14
11
Неклеточные формы жизни.вирусы.
1
2.11
15
12
Обобщающий урок по теме: Клетка. Тестирование.
1
И,К,Т,
16
13
Анализ тестирования..
1
Раздел3.Организм.
17
1
Тема3.1Организм – единое целое.
Многообразие организмов.
Полугодовая контрольная работа.
1
1
3.1
18
2
Тема3.2Обмен веществ.
Анализ проверочной работы.Энергетический обмен.
2
1
3.2
19
3
Пластический обмен. Фотосинтез.
1
3.3
20
4
Тема3.3размножение
Деление клетки. Митоз.
4
1
3.4
21
5
Размножение: Бесполое и половое.
1
3.5
22
6
Образование половых клеток.Мейоз.
1
3.6
23
7
Оплодотворение.
1
3.7
24
8
Тема3.4
Индивидуальное развитие организма.
2
1
3.8
25
9
Онтогенез человека.репродуктивное здоровье.
1
3.9
И.К.Т.
26
10
Тема 3.5наследственность и изменчивость.
Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Лабораторная работа №2.Составление простейших схемскрещивания.
1
3.15
32
16
Изменчивость – наследственная и ненаследственная.
1
3.16
33
17
Генетика и здоровье человека.
Х.К.К.генетический центр города Хабаровска, его роль в профилактике наследственных патологий
1
3.17
Тема3.6.Основы селекции.Биотехнология.
2
34
1
Годовая контрольная работа.
1
35
2
Основы селекции.Биотехнология.
Х.К.К.Селекционные работы в крае.Технология получения новых сортов растений .Ученые селекционеры края и их достижения.
11 класс.
1
3.18
Раздел4 вид.
Тема4.1.история эволюционных идей.
4
36
1
Развитие биологии в додарвинский период.
1
4.1
37
2
Эволюционная теория Ж.Б.ламарка.
1
4.2
38
3
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.
1
4.3
39
4
Эволюционная теория Дарвина.
1
4.4
Тема4.2.Современное эволюционное учение.
9
40
1
Вид: Критерии и структура.
1
4.5
41
2
Популяция как структурная единица вида.
1
4.6
42
3
Популяция как единица эволюции.
1
4.7
44
4
Факторы эволюции.
1
4.8
45
5
Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.
Х.К.К.Отбор на территории Николаевского района.
Лабораторная работа №3.Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
1
4.9
46
6
Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.
1
4.10
47
7
Видообразование как результат эволюции.
1
4.11
48
8
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Х.К.К.Многообразие видов Хабаровского края.
1
4.12
49
9
Доказательства эволюции органического мира.
1
4.13
Тема4.3.Происхождение жизни на Земле.
3
50
1
Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.
1
4.14
51
2
Современные представления о возникновении жизни.
1
4.15
52
3
Развитие жизни на Земле.
1
4.16
Тема 4.4.Происхождение человека.
4
53
1
Гипотезы происхождения человека.
1
4.17
54
2
Положение человека в системе животного мира.
1
4.18
55
3
Эволюция человека.
1
4.19
56
4
Человеческие расы.
1
4.20
Тема5.1.Экологические факторы.
3
57
1
Организм и среда. экологические факторы.
1
5.1
58
2
Абиотические факторы среды.
1
5.2
59
3
Биотические факторы среды.
1
5.3
6.0
1
Тема 5.2
Структура экосистем.
4
1
54
61
2
Пищевые связи.
1
5.5
62
3
Причины устойчивости и смены экосистем.
Влияние человека на экосистемы.
1
5.6
64
4
Лабораторная работа №3.Составление схем передачи веществ и энергии в экосистеме.
1
5.4-5.6
Тема5.3.Биосфера – глобальная экосистема.
3
65
1
Биосфера-глобальная экосистема.
Роль животных в биосфере.
1
5.8
5.9
66
2
Биосфера и человек.
1
5.10
И.К.Т.
67
3
Основные экологические проблемы современности.
Х.К.К.Изменение среды обитания организмов на территории края под воздействием антропогенного фактора. Годовая контрольная работа.
1
5.11
И.К.т.
68
1
Анализ работы. Обсуждение экологических проблем. Исследовательская работа.
1
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять', роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий
в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы,
родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать
элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схе
мы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать
биологические объекты (тела ж и вой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать
различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать
изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить
информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).