Проект урока по географии
Составила:учитель географии школы № 97 Юдаш Светлана Геннадьевна
Тема:«Закономерности распространения типов почв»
Класс: 8
Программа: Стандарт образования. Примерная программа. 2007 г.
Место урока в тематическом планировании
Тема: Почва и почвенные ресурсы.
|
4 часа
|
|
25. Факторы почвообразования. Типы почвы России
|
1 час
|
|
26. Закономерности распространения типов почв
|
1 час
|
Пр. работа № 9 Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв и оценка их плодородия
|
27. Почвенные ресурсы
|
1 час
|
|
28. Урок-повторение темы «Почвы и почвенные ресурсы»
|
1 час
|
|
Тип урока:Изучение нового материала.
Содержание:Типы почв:
а) распространение типов почв по территории России;
б) условия почвообразования;
в) взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью.
Планируемые знания:
а) последующее расширение и углубление понятий «почва», «плодородие почв»;
б) фактические данные об основных зональных типах почв;
в) представление об уровне плодородия разных типов почв России, своей местности.
Деятельность учащихся:
самостоятельное получение новых знаний в ходе работы по технологической карте учащегося под контролем учителя.
Задачи урока:
1. Образовательные:
1) пояснить главные особенности зональных типов почв;
2) показать закономерности размещения почвенных зон на территории России;
3) сформировать умение объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью;
4) дать представление об уровне плодородия почв России и своей местности.
2. Развивающие:
1) развивать умения овладевать основными мыслительными операциями — анализ, синтез, сравнение;
2) развивать умение самоконтроля на основе самопроверки теста;
3) продолжить формирование умения работы с географическими картами (способ наложения карт);
4) развивать критическое мышление при анализе карт и оценки плодородия почв;
5) развивать логическое мышление, речь и память учащихся.
3. Воспитательные:
1) осуществлять экологическое воспитание учащихся на примере бережного отношения к природе (к почвам);
2) воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение смотреть на знакомые явления по-новому;
3) воспитывать чувство патриотизма и гордости богатствами природных ресурсов России (чернозем).
Средства обучения. Физическая карта России, почвенная карта России, атласы, контурные карты, технологические карты для учащихся (Приложение 1), технологическая программа для учащихся (Приложение 3), сводная ведомость (Приложение 4).
Методы обучения. В зависимости от целей учебного элемента используются разные методы обучения:
УЭ-2: по источникам знаний — практический, по характеру познавательной деятельности учащихся — частично поисковый;
УЭ-3: по источникам знаний — словесный, практический, по характеру познавательной деятельности учащихся — объяснительно иллюстративный, частично-поисковый;
УЭ-4: по источникам знаний — практический, по характеру познавательной деятельности учащихся — репродуктивный, частично поисковый.
Основные этапы урока:
IОрганизационный этап
1. Дидактическая задача — подготовить учащихся к работе на уроке; определить исходный уровень знаний по теме, т.е. определить готовность к восприятию нового материала, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
2. Содержание этапа — взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания; сообщение интегрированной дидактической цели урока (УЭ-0), выполнение заданий блока УЭ-1 «Вход», направленных на актуализацию и контроль опорных знаний.
IIЭтап усвоения новых знаний
1. Дидактическая задача — дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях рассматриваемого вопроса, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения новых знаний, усвоения способов и путей, которые привели к данному обобщению; установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, установить обнаруженные проблемы.
2. Содержание этапа — организация внимания, выполнение заданий УЭ-2, УЭ-3, обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала; проверка учителем глубины понимания учащимися нового материала, внутренних закономерностей и связей (на протяжении изучения нового материала).
IIIЭтап рефлексивно-оценочный
1. Дидактическая задача — закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу, сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику его выполнения, дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.
2. Содержание этапа — выполнение заданий УЭ-4 «Выходной контроль»; информирование о дифференцированном д/з, инструктаж по его выполнению; рефлексия (самооценка учащихся), указание на положительные и отрицательные стороны урока, выяснение мнения учащихся об уроке, выставление оценок за работу на уроке.
Структура урока по времени. Ориентировочный временной регламент урока приведен в таблице 3.
Таблица 3
Структура урока по времени
Этап урока
|
Продолжительность этапа
|
I Организационный этап
|
8 мин.
|
II Этап усвоения новых знаний с проверкой понимания учащимися нового материала
|
20 мин.
|
III Этап рефлексивно-оценочный
|
12 мин.
|
Содержание урока. Содержание урока «Закономерности распределения типов почв» по этапам и психолого-педагогическое обоснование его элементов приведены в таблице 4.
Таблица 4
Содержание урока
Алгоритм урока
(этапы)
|
Содержание урока и его психолого-педагогическое обоснование
|
Ожидаемые действия
со стороны учащихся
|
I Организационный этап
|
1. Приветствие. Проверка подготовленности учащихся к уроку
|
Невербальное приветствие — улыбка — необходима для мобилизации учащихся на положительный настрой для работы на уроке.
Наличие необходимых учебных принадлежностей — залог выполнения заданий по усвоению нового материала. Технологическая карта для учащихся — подробный план действия учащихся на уроке
|
Настраиваются на серьезную работу, сосредотачиваются.
Дежурные проверяют наличие у учащихся учебных принадлежностей, раздают технологические карты учащихся
|
2. Мотивация и целеполагание
|
Урок «Закономерности распределения типов почв» (М-2) — второй в теме «Почва и почвенные ресурсы России», и интегрирующая дидактическая цель (ИДЦ) связана с предыдущим уроком в данной теме.
Учитель сообщает ИДЦ урока:
1. Выяснить главные особенности зональных типов почв;
2. Изучить закономерности размещения почвенных зон на территории России;
3. Научиться работать с почвенной картой;
4. Научиться объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью.
Поставить перед учащимися учебные цели — это значит ввести их в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее разрешения во всех возможных частных вариантах.
ИДЦ урока представлена в УЭ-0 для того, чтобы учащиеся поняли смысл всей их работы на уроке, и актуализирует знания учащихся по данной теме.
|
Учащиеся знакомятся с целями урока
|
3. Определение исходного уровня знаний учащихся по этой теме — актуализация знаний
|
Выполняется задание УЭ-1, т.н. «Входной контроль», которое позволяет оценить уровень знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию о степени готовности учащихся к восприятию нового материала.
УЭ-1
1. Какие из факторов, влияющих на формирование почв, подчиняются широтной зональности?
2. Почему В. В. Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта»?
3. Почему почвы России разнообразны?
В технологической карте учащихся приводится количество баллов за выполненное задание в УЭ-1, что дает возможность учащимся учиться избегать недооценки или переоценки уровня своих знаний.
|
Учащиеся знакомятся с частной дидактической целью (ЧДЦ) УЭ-1, выясняют, что им известно о закономерностях распространения почв из предыдущих курсов географии, выполняют задание, соответствующее УЭ-1 и оценивают свои ответы согласно установленным в технологической карте баллам, а затем сверяют их с контрольной картой (на доске) *.
Предполагаемые ответы учащихся:
1 — Климат, растительный и животный мир.
2. — Тип почвы соответствует типу растительности, который определяет ландшафт.
3. — На образование почв влияет множество природных компонентов (ГП, растительность, животный мир, климат, рельеф, уровень грунтовых вод, вечная мерзлота, время). Они на территории России разные. Сочетание разных компонентов приводит к разнообразию почв.
|
II Этап усвоения новых знаний
|
1. Выполнение заданий УЭ-2
|
Цель выполнения данного УЭ — научиться работать с почвенной картой.
Происходит дальнейшее формирование умения работать с картой, применяется поисковый метод.
Выполнить по почвенной карте задания.
Рассмотрите и охарактеризуйте почвенную карту:
1. Что означают условные знаки карты?
2. Определите, какова общая закономерность распространения типов почв по территории России.
3. Где нарушается широтная зональность почв?
В процессе выполнения задания развивается такая мыслительная операция, как анализ.
|
Учащиеся с учителем знакомятся с почвенной картой в атласе, рассматривая условные знаки. Затем они самостоятельно отвечают на вопросы, поставленные в УЭ-2.
По итогам работы они сверяют ответы с контрольной картой (на доске) * и выставляют соответствующее количество баллов.
Предполагаемые ответы учащихся:
2. Почвы подчиняются закону широтной зональности, т.к. мы двигались по равнине с севера на юг.
3. В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности, от подножья к вершине, также нарушают закон широтной зональности аллювиальные, в поймах рек, почвы болот, вулканические.
|
2. Выполнение заданий УЭ-3
|
Цель выполнения данного УЭ — научиться объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью.
Для этого выполняется практическая работа «Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв».
Учащиеся в ходе работы заполняют таблицу (см. технологическую карту второго урока УЭ-3) и указывают районы размещения самых плодородных почв нашей страны на контурной карте.
При выполнении практической работы с помощью карт атласа у учащихся продолжают развиваться умения по работе с географическими картами (метод наложения карт) и заполнению контурных карт. При формулировании выводов после заполнения таблицы у учащихся развивается аналитико-синтетические мыслительные операции.
|
Учащиеся знакомятся с целью УЭ-3, выполняют практическую работу, заполняя таблицу * и работая с контурной картой *. Работа выполняется частично самостоятельно (с объяснением учителя). Выполняя работу, учащиеся пользуются двумя картами атласа — климатической и почвенной России.
|
III Этап рефлексивно-оценочный
|
1. Закрепление нового материала
|
Цель: выяснить, достигнута ли ИДЦ урока (выходной контроль).
Выполнение тестовых заданий (Приложение 1. Модуль М-2. УЭ-4 «Выходной контроль»).
Заполнение сводной ведомости (суммирование баллов, полученных за разные УЭ урока, и занесение их в соответствующую колонку ведомости).
Выполнение заданий выходного контроля показывает уровень усвоения темы модуля. Если учащийся не выполнил то или иное требование блока «Выход», то он возвращается к тому элементу модуля, в котором допустил ошибку. Самопроверка позволяет учащимся вместе с учителем осуществить управление обучением, а работая на доверии, учащийся объективной оценивает свою работу.
|
Учащиеся выполняют тестовые задания *, затем проверяют их правильность по контрольной карте *, подсчитывают количество баллов, суммируют их с полученными за задание УЭ-2 и заносят их в сводную ведомость (Приложение).
|
2. Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
|
Для полного закрепления систематизированных и обобщенных знаний дается разноуровневое домашнее задание (запись на доске):
— набравшим 14-13 баллов — составить тестовое задание (5 вопросов).
— набравшим 12-9 баллов — повторить записи в тетради, выполнить задание № 2 стр. 97 письменно.
— набравшим 8-6 баллов — § 16 и записи в тетради.
Такой вид д/з предполагает дифференцированный подход к учащимся, являясь доступным и посильным для каждого учащегося, в полной мере решая свою задачу — обеспечение долговременного закрепления материала и отрабатывания умений, полученных на уроке.
|
Домашнее задание выбирается учащимися исходя из количества баллов, набранных за выполнение заданий урока. Д/з записывается учащимися в дневник.
|
3. Подведение итогов урока
|
Цель этапа — подведение итогов всех УЭ урока.
Выставляются оценки за урок, оценка является неотъемлемой частью контроля знаний учащихся. Она играет воспитательную роль, т.к. способствует формированию устойчивой самооценки.
Учитель выражает благодарность за работу на уроке и интересуется впечатлениями учащихся об уроке, это создает положительный эмоциональный настрой после напряженной работы, повышает интерес к предмету и стимулирует в дальнейшем к серьезной работе.
|
Учащиеся полученную сумму баллов заносят в ведомость, по предложенной схеме переводят баллы в оценку, выставляют оценку за урок и сообщают ее учителю.
14-13 баллов — оценка «5»;
12-9 баллов — оценка «4»;
8-6 баллов — оценка «3».
Учащиеся высказывают свое мнение об уроке.
|
* — Приложения к проекту урока даны в Приложении.
Литература, использованная для подготовки проекта урока:
1.Баринова, И.И. География России. Природа. 8 класс — М.: Дрофа, 2005. — 288 с.
2. Баринова, И.И. Дронов В.П. География России. 8—9 кл.: Метод. пособие. — М.: Дрофа, 2003. — 192 с.
3.Баринова, И.И. Современный урок географии. Часть 1. Методические разработки уроков. — М.: Школьная Пресса, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ к проекту урока
Контрольная карта к УЭ-1
№
вопроса
|
Правильные ответы
|
Кол. баллов
|
1
|
Климат, растительный и животный мир.
|
3
|
2
|
Тип почвы соответствует типу растительности, который определяет ландшафт.
|
1
|
3
|
На образование почв влияет множество природных компонентов (ГП, растительность, животный мир, климат, рельеф, уровень грунтовых вод, вечная мерзлота, время). Они на территории России разные. Сочетание разных компонентов приводит к разнообразию почв.
|
5
|
Контрольная карта к УЭ-2
№
вопроса
|
Правильные ответы
|
Кол. баллов
|
2
|
Почвы подчиняются закону широтной зональности, т.к. мы двигались по равнине с севера на юг.
|
1
|
3
|
В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности, от подножья к вершине, также нарушают закон широтной зональности аллювиальные, в поймах рек, почвы болот, вулканические.
|
3
|
Практическая работа УЭ-3
«Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв».
Тип
почвы
|
Прир. зона
|
Условия
почвообразования
|
Кол.
гумуса
|
Свойства почвы
|
Оценка плодородия
|
t,°С
|
осадки, мм
|
испаряемость, мм
|
Тундрово-глеевые
|
Тундра
|
8
|
500
|
125
|
Мало
|
Маломощные, имеют глеевый слой
|
Неплодородные
|
Мерзлотно-таежные, подзолистые
|
Тайга, смешанные леса
|
16
|
450
|
750
|
Мало (1-2%)
|
Промывные, кислые
|
Малоплодородные
|
Серые лесные
|
Широколиственные леса
|
19
|
660
|
570
|
4-5%
|
Больше растительных остатков
|
Более плодородные
|
Черноземы
|
Степи
|
22
|
550
|
750
|
10-12%
|
Зернистая структура
|
Самые плодородные
|
Бурые, пустынные, солонцы
|
Полупустыни
|
25
|
350
|
1100
|
Гумуса меньше
|
Засоление
|
Малоплодородные
|
Контурная карта России
Тестовое задание к УЭ-4
1. Чернозем — самая плодородная почва, т.к.:
а) в ней содержится больше гумуса; б) почва хорошо увлажнена; в) она дает высокие урожаи.
2. Почвенная карта дает информацию:
а) о распространении типов почв; б) о механическом составе почв; в) об увлажнении почв.
3. Найдите соответствия типа почв природной зоне:
1. Тундра
|
а) подзолистые
|
2. Тайга
|
б) черноземы
|
3. Степь
|
в) тундрово-глеевые
|
4. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?
а) Россия имеет равнинный рельеф;
б) на территории преобладает горный рельеф;
в) Россия вытянута с севера на юг.
5. Какие почвы формируются под лесами?
а) черноземы; б) подзолистые, серые лесные; в) солонцы.
6. В какой природной зоне происходит накопление солей в почве?
а) в степях; б) в лесной; в) в полупустынях.
7. В какой природной зоне происходит наибольшее накопление гумуса в почве?
а) в степях; б) в тундре; в) в лесной.
8. Карликовость почвенного профиля характерна для почв:
а) дерново-подзолистой; б) тундрово-глеевой; в) чернозема.
9. Главное свойство почвы:
а) засоленность; б) плодородие; в) переувлажненность.
10. Закону широтной зональности не подчиняются почвы:
а) черноземы; б) аллювиальные; в) дерново-подзолистые.
Контрольная карта к УЭ-4
Ключ к тесту
1 — а; 2 — а; 3 — 1в, 2а, 3б; 4 — в; 5 — б;
6 — в; 7 — а; 8 — б; 9 — б; 10 — б.
Сводная ведомость оценок
ученика(цы) 8А класса _____________________ по результатам изучения темы «Почва и почвенные ресурсы России»
№
модуля
|
Тема урока
|
Кол. баллов
|
Оценка за урок
|
М-1
|
Факторы почвообразования. Типы почв России.
|
|
|
М-2
|
Закономерности распространения типов почв
|
|
|
М-3
|
Почвенные ресурсы России
|
|
|
М-4
|
Обобщение темы «Почвы и почвенные ресурсы»
|
|
|
План урока географии в 8 классе
Тема «Факторы почвообразования. Типы почв России».
[Модуль М-1 (Урок № 1) в теме «Почва и почвенные ресурсы России]
УЭ
|
Учебный материал
|
Руководство по усвоению
|
УЭ-0
|
Цели урока:
1. Сформировать понятие «почва», раскрыть значение почв в природе и жизни людей.
2. Изучить вклад В. В. Докучаева в создание почвоведения.
3. Познакомиться с особенностями почвообразовательного процесса.
4. Научиться объяснять роль почвообразующих факторов.
5. Изучить структуру почвенного профиля и классификацию почв по структуре и составу.
6. Развивать навыки самостоятельного анализа предложенных источников информации.
|
|
УЭ-1
|
Цель: проверить, что вы знаете о почвах.
1. Что такое почва?
2. Из каких частей она состоит?
3. По каким признакам различаются плодородные и неплодородные почвы?
4. Из курса географии материков вспомните, какие почвы умеренного пояса относятся к плодородным, а какие к неплодородным?
|
Работаем вместе.
|
УЭ-2
|
Цель: раскрыть условия почвообразования и изучить научный подвиг и значение работ В. В. Докучаева.
1. Сообщение о В. В. Докучаеве. Прослушать сообщение и ответить на вопрос, какую роль сыграл русский ученый Докучаев в изучении почв.
2. Изучить схемы стр. 90 учебника и текст стр. 90-91 1-2-й абзацы.
Заполнить таблицу «Выявление условий почвообразования».
Условия
почвообразования
|
Примеры их воздействия на формирование почв
|
|
|
|
Сообщение о Докучаеве заранее подготовленного ученика.
Работаем вместе.
|
УЭ-3
|
Цель: изучить классификацию почв по составу и структуре.
1. Прочитать стр. 92, изучить рис. 41 стр. 92.
2. Ответить на вопросы: назвать критерии, по которым определяется механический состав почвы; от чего зависит состав почвы.
3. Составить схему «Почвы по составу».
4. Демонстрация опыта.
Цель опыта: определить механический состав почвы.
Оборудование: небольшое количество сухой почвы и вода.
Ход опыта.Взять на листок картона немного почвы, растереть ее, увлажнить до получения «теста». Попытаться скатать из него шнур и свернуть в кольцо.
Результат опыта: Если шнур не получится, почва песчаная, если шнур получился, но кольцо распалось, почва суглинистая; если получились и шнур, и кольцо — почва глинистая.
|
Работа в группе с образцами разных типов почвы
|
УЭ-4
|
Цель: усвоить понятие «почвенный профиль» и научиться анализировать структуру почвенного профиля.
1. Выписать определение почвенного профиля в тетрадь.
2. Изучить рис. 42, зарисовать структуру почвенного профиля и подписать горизонты: А0, А1, А2, В, С.
|
Индивидуальная работа
|
УЭ-5
|
Выходной контроль.
Цель: подвести итоги урока.
I Выполните задание теста:
1. Почва отличается от горной породы:
а) плодородием; б) увлажнением; в) твердостью.
2. Горизонт вымывания имеют почвы:
а) черноземы; б) подзолистые; в) тундрово-глеевые.
3. Материнская порода — это горизонт:
а) А1; б) А2; в) В; г) С.
4. Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат:
а) растения; б) насекомые; в) млекопитающие.
5. Плодородие почвы зависит от наличия в ней:
а) влаги; б) минеральных солей; в) воздуха; г) гумуса.
6. Лучшей структурой почвы является:
а) комковатая; б) зернистая; в) пылеватая.
7. Какой механ. состав имеют почвы, которые содержат 58% песка:
а) супесь; б) песок; в) суглинок; г) глина.
8. Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле:
а) личинок насекомых; б) червей; в) бактерий; г) грибков.
9. В умеренно континентальном климате при достаточном увлажнении под широколиственными лесами формируются почвы:
а) подзолистые; б) дерново-подзолистые; в) серые лесные.
II Проверьте правильность ваших ответов по контрольной карте.
III Оцените вашу работу.
Критерии оценок:
8-9 правильных ответов — вы успешно справились с работой, 5 баллов;
6-7 правильных ответов — вы неплохо усвоили материал — 4 балла;
4-5 правильных ответов — вы не слишком внимательны — 3 балла;
менее 4 правильных ответов — к сожалению, вы плохо усвоили материал — 2 балла.
IV Результаты занесите в сводную ведомость.
|
Индивидуальная работа.
|
УЭ-6
|
Выберите домашнее задание:
8-9 правильных ответов
|
6-7 правильных ответов
|
4-5 правильных ответов
|
Составить кроссворд по § 15.
|
Повторить записи в тетради, составить вопросы к § 15.
|
Повторить тему § 15.
|
|
|
План урока географии в 8 классе
Тема: «Почвенные ресурсы России»
[Модуль М-3 (Урок № 3) в теме «Почва и почвенные ресурсы России]
УЭ
|
Учебный материал
|
Руководство
по усвоению
|
УЭ-0
|
Цели урока:
1. Сформировать понятия «почвенные ресурсы» и «мелиорация».
2. Познакомиться с причинами развития эрозии почв и методами борьбы с ней.
3. Рассмотреть роль мелиорации в повышении плодородия почв.
4. Научиться прогнозировать изменения почвенного плодородия в результате хозяйственной деятельности человека и убедиться в необходимости бережного использования почвенных ресурсов, проведении мероприятий по охране почв и восстановлению их плодородия.
|
|
УЭ-1
|
Цель: Проверить, что мы знаем об охране почв и мерах по улучшению их плодородия.
1. Как почвы используются человеком?
2. От чего следует защищать почву?
3. Приведите примеры простейших способов защиты почвы.
|
Работаем вместе
|
УЭ-2
|
Цель: Сформировать понятия: «почвенные ресурсы» и «почвенная эрозия» и познакомиться с причинами развития эрозии почв и методами борьбы с ней.
1. Записать в тетрадь определения понятий «почвенные ресурсы» и «почвенная эрозия».
|
Работаем вместе. Слушаем объяснения учителя.
|
2. Познакомиться с причинами развития эрозии почв (пункты 1, 2 на стр. 98 учебника)
3. Выполните письменно следующее задание:
Выбери правильный ответ:
1) В какой части России больше земельных ресурсов:
а) в европейской; б) в азиатской.
Дополните предложения:
2) Почвы тундры и полупустынь используются как …
3) Почвы степи используются как …
4) Разрушение почвенного слоя называется …
5) Почвенная эрозия бывает ветровая и …
6) Вырубка лесов и ………….. приводят к развитию эрозии почв.
7) Противоэрозионные мероприятия: соблюдение агротехники, гидротехнические сооружения, ...
4. Проверьте правильность выполнения заданий по ответам, демонстрируемым учителем.
5. Переходите к следующему УЭ, если вы допустили не более 3 ошибок.
6. Вернитесь к ранее изученному материалу, если допустили более 3 ошибок.
7. Оцените свою работу:
нет ошибок — 5 баллов;
1-2 ошибки — 4 балла;
3-4 ошибки — 3 балла;
более 4 ошибок — 2 балла.
Поставьте себе оценку.
|
Индивидуальная работа
|
УЭ-3
|
Цель: Сформировать понятие «мелиорация». Рассмотреть роль мелиорации в повышении плодородия почвы.
1. Выписать в тетрадь определение понятия «мелиорация» из учебника (стр. 99, 1-й абзац).
2. Прочитать по учебнику про виды мелиорации (стр. 99).
3. Изучить карту «Почва и почвенные ресурсы» (стр. 100 учебника). Выписать в тетрадь преобладающие виды мелиорации: орошение, осушение, противоэрозионные мероприятия, мероприятия против овражной эрозии, оросительные каналы.
|
Индивидуальная работа
|
УЭ-4
|
Цель: Научиться прогнозировать изменение почвенного плодородия в результате хозяйственной деятельности человека.
1. В каком государственном документе законодательно закреплены меры по охране почв?
2. Приведите примеры необдуманной мелиорации (стр. 99 учебника).
|
|
УЭ-5
|
Выходной контроль.
Цель: подвести итоги урока.
I Ответьте на вопросы:
1. Определите, какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины, на севере Русской равнины.
2. В какой природной зоне необходимо известкование почв?
3. Почему орошение почв может привести к их засолению?
4. Чем отличается мелиорация почв в тайге от мелиорации почв в степях?
|
Индивидуальная работа
|
II Подведем итоги:
1. Какие понятия, темы мы повторили на уроке?
2. Какие новые понятия мы усвоили на уроке?
3. Какие умения мы отработали по карте?
|
Работаем вместе
|
III С какими результатами вы дошли до конца урока?
Правильные ответы на 1 и 2 вопросы — по 1 баллу.
Правильные ответы на 3 и 4 вопросы — по 2 балла.
Максимальное количество баллов — 6.
6 баллов — оценка «5».
5-4 баллов — оценка «4».
3 балла — оценка «3».
Менее 3 баллов — оценка «2».
IV С учетом оценки в УЭ-2 поставьте итоговую оценку, выбрав высшую из двух полученных.
Домашнее задание: Повторить §§ 15, 16, 17.
|
Индивидуальная работа
|
|