Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



урок в 7 классе по теме: "Всемирное тяготение. Сила тяжести".

Submitted by Елена Николаевна Ряховская on Fri, 06/05/2011 - 10:06

Тема: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

Цели урока:

Образовательные:

Сформировать у учащихся понятие о силе, рассмотреть обозначение силы, её графическое изображение  и познакомиться с первой силой - силой тяжести и её проявлениями.

Развивающая:

Развитие умений применять полученные знания при решении  задач. Развитие логического мышления.

Воспитательная:

Развитие коммуникативных умений и навыков при работе в классе. Развитие научного мировоззрения. Воспитание добросовестного отношения к труду.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, тележка,  машинки, поролоновые губки.

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

2.Фронтальный опрос.

  1. Что показывает скорость тела при равномерном движении? (какой путь прошло тело в единицу времени)
  2. Единицы измерения скорости в системе СИ?

3.Почему скорость является векторной физической величиной?

      4.В результате чего может измениться скорость                                                      тела? (в результате действия на него другого тела)                                                                                                                                             .    5. Что называется взаимодействием тел?          

       6.Что такое масса тела?

(физическая величина, которая характеризует его инертность)

7.Единицы измерения массы?

 

3.Актуализация.

 

- Как вы считаете, при каком условии тело будет неподвижным?

(Если на него не действуют другие тела).

-При каком условии тело изменит свою скорость?( При взаимодействии с другими телами).

Давайте попробуем изменить скорость тележки. (Эксперимент.  Машина сталкивается с неподвижной  тележкой и её скорость изменяется).

Действие одного тела на другое мы будем называть силой. Это и будет темой сегодняшнего урока. Открываем тетради и записываем тему урока.(Слайд 2)

 

Однажды М. Фарадей произнес: «Как это удивительно обнаружить, что все явления природы управляются столь небольшим числом сил!» (Слайд 1). Под этим девизом мы будем работать на уроке.

4. Новая тема

  • Что произошло в результате действия силы?
  • изменилась скорость;
  • изменилась форма.

Любое изменение формы и размера тела называется деформацией.

 

(Слайд 4)

Сколько здесь показано видов деформаций?

Все эти деформации можно увидеть на этом приборе.

От чего зависит результат действия силы? (Демонстрация. Тележка сталкивается с разными машинами.)

1)Резулътат  действия силы зависит от ее числового значения (модуля силы)  .Рассмотрим слайды.

Сила- мера взаимодействия тел. (Слайды 5, 6). Как объяснить, то что вы видите?

2)Демонстрация.( Действие на тележку с разных сторон. Результат   разный)      От  направления действия  силы. Хотя  силы действующие на репку
одинаковые, результат — репку вытянут в разные стороны. (Слайд 7)

Сила- векторная величина.  

3)Опыт с дверью. Как объяснить? Одинаковые силы, в одном направлении, но разный результат.

 

От точки приложения силы.

 

4) Видеофрагмент (штатив).

 

От чего же зависит результат действия силы?

 Подведем итог:   (Слайд 8).

Раз сила - физическая величина,  значит  ее можно измерить. (Слайд 9).

Сила причина изменения скорости тела. Поэтому за единицу силы в системе СИ принята сила, которая за 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с. В честь великого английского ученого Исаака Ньютона эта единица названа ньютоном (1 Н).

Кратными и дольными приставками единицы силы являются: 1кН=1000Н  1мН = 0,001 Н  1МН=1000000Н

На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором этой силы. Длина вектора символизирует числовое значение силы, а направление вектора указывает направление действия силы. Рис.60 стр. 56

  1. (Слайд 10) Определите численное значение силы, с которой человек действует на ручку коляски.
  2. (Слайд 11) Определите численное значение силы, с которой человек действует на санки.

Физкультминутка!

Да- руки в стороны, нет - вверх.

  1. Сила - мера взаимодействия тел.
  2. Сила скалярная величина.
  3. Единица измерения силы в системе СИ 1 Ньютон.
  4. Деформация - результат действия силы.
  5. Результат действия силы не зависит от точки приложения.

 

Вспомним ещё одну сказку. Про курочку рябу. Кто помнит когда разбилось золотое яичко? Мышка бежала, хвостиком задела, яичко УПАЛО …и разбилось. Почему оно УПАЛО ? (Со стороны Земли действует сила притяжения)  и поэтому все тела падают на Землю.

(Слайд 12)

Что будет если выпустим предмет из рук? ( упадет на землю),

 бросим мяч? ( будет двигаться по криволинейной  траектории), искусственный спутник движется не по прямой, а вокруг Земли. Почему? - Это происходит потому, что существует земное тяготение - притяжение тел Землей.(рисунки).

 

Английский ученый И.Ньютон сделал величайшее открытие. Он первым понял, что и притяжение различных тел к поверхности Земли, и движение звезд и планет подчиняется единому закону — закону всемирного

тяготения.   Притяжение   всех   тел   Вселенной   друг   к   другу   называется всемирным тяготением.  Французский писатель Вольтер рассказывал, что Ньютон догадался о существовании закона всемирного тяготения , когда взглянул на падающее яблоко. Сам Ньютон никогда об этом яблоке не упоминал. Вероятно это просто красивая легенда.

 

Яблоко Ньютона.

 

Ньютон под яблоней сидел

Вот – вот должна придти идея

А плод над ним уже созрел

К Земле всей массой тяготея.

Умолкли птицы, тишина.

Зажглись далёкие светила.

И спелым яблоком Луна

Повисла в небе и светила.

Он мыслил, а Луна, кружась,

С Землёю Солнце огибала.

Вещей невидимая связь

В ту ночь яснее проступала.

Ньютон взглянул на небосвод…

Но ветка дрогнула – и вот

На землю яблоко упало.

 

И был открыт великий закон –

Всемирный закон тяготенья

Вращенье планет объясняет нам он

И яблок румяных паденье!

 

По закону всемирного тяготения все тела во Вселенной притягиваются друг к другу. Как зависят силы притяжения от масс этих тел? От расстояния между ними?Подумайте.

         (Слайд 13)

Если массы тел невелики, то невелика и сила их взаимного притяжения. Например, два человека, стоящие на расстоянии 2 м друг от друга взаимно притягиваются с ничтожно малой силой. С такой же силой гирька массой 0,00001 г действует на чашку весов. (Слайд 14)

Если же массы тел значительны, то и силы притяжения начинают себя проявлять. Солнце притягивает планеты, образуя Солнечную систему. Если бы не Солнце, то планеты умчались бы далеко в космос. Земля притягивает  Луну, удерживая ее на своей орбите. Но и Луна тоже притягивает Землю.  Что происходит на Земле из- за притяжения Луны?(приливы) Что вы о них знаете? (Приливы происходят из-за притяжения гидросферы Земли к Луне). (Слайд 15)

Для всех живущих на Земле особенно важное  значение  имеет сила притяжения тел к Земле. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Обозначается буквой F, с индексом  Fтяж. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз, к центру Земли.

Видеофрагмент (Земля).

Вопрос:  Где на тело  действует большая сила тяжести на полюсе Земли или на экваторе?

Ответ: На полюсе, так как тело находится ближе к центру Земли и следовательно на тело действует большая сила тяжести.

А как сила тяжести зависит от массы? Подумайте?

Тяжелее - тела с большей массой, легче- тела с меньшей массой.

Во сколько раз масса одного тела больше массы другого тела во столько раз сила тяжести, действующая на первое тело больше, чем силы тяжести действующей на второе.

 Задачи: (Слайд 16)

  1. Кто из животных легче всех, кто тяжелее?
  2. На слона или носорога действует большая сила тяжести?

3.   Притягивается ли заяц к волку?

  1. Во сколько раз сила  тяжести действующая на медведя меньше чем сила тяжести, действующая на слона?
  2. Будет ли равна сила тяжести, действующая на носорога, живущего на северном полюсе, равна силе тяжести, действующей на носорога, живущего в Африке?

А сейчас посмотрим видеофрагмент .(Опыт  Жюлио).

Как  объяснить  результаты  эксперимента ?

А сейчас проверим ваши знания.  Компьютеры вас ждут.

4. Закрепление.

Тест "Закрепление" (Слайд 17)

1.Может ли тело без действия на него других тел изменить свою скорость...

а)может.

б)могут только человек и животное

в)не может

г)может, но не каждое тело

2.Какая сила вызывает движение капель дождя к Земле?

а)вес капель.

б)сила тяжести

в)сила ветра

г)масса капель

3.В каких случаях изменяется скорость тела?

а)если тела действуют друг на друга.

б)если тела не действуют друг на друга.

в)если тело обладает маленькой плотностью.

г)если масса тела равна 1 кг.

4.Что такое сила?

а)мера взаимодействия тел.

б)мера гравитации

в)физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему

г)явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других
тел.

5.Единицей силы является...

а)метр

б)ньютон
в)секунда
г) километр

 

Итог урока

Что нового узнали на уроке? Что понравилось?

 

6.Домашнее задание

§ 23, 24, стр.174 Сила тяжести на других планетах(прочитать).*Творческое задание. Какой была бы жизнь на Земле если бы она была размером с Луну.

 

Резерв.

Сегодня мы познакомились с одной силой. Давайте посмотрим  какие силы мы будем изучать с вами в этом году.

Видиофрагмент. (Силы)

  


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн