Официальный сайт aktuell 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Организация мониторинга личностных достижений воспитанника

Фото пользователя Елена Владимировна Ефимова
Submitted by Елена Владимировна Ефимова on чт, 05/05/2011 - 15:18

Организация мониторинга личностных достижений воспитанника

Характерной чертой современного этапа обновления образовательной среды изучаемых учреждений является ориентация на создание индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников. Данный аспект деятельности выдвигает необходимость организации системной работы по отслеживанию личностного развития детей на всех этапах взаимодействия со средой.

К числу эффективных технологий управления качеством образования относится мониторинг качества образования . Благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности мониторинг идет дальше традиционной диагностики.

За последнее время накоплен некоторый опыт оценки эффективности учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Мониторинг качества образовательной деятельности УДОД является механизмом отслеживания эффективности этой деятельности. Если образовательная деятельность УДОД – это реализация процесса обучения, воспитания и развития личности ребенка через создание благоприятных условий, то мониторинг этой деятельности должен быть направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития.

Цель данного мониторинга – выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в учреждении дополнительного образования детей, способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию ключевых компетенций; обнаружить и решить наиболее острые проблемы его организации с тем, чтобы анализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности педагогов.

Выделяют следующие функции мониторинга качества образовательной деятельности УДОД: методическая, научная, проектировочная, консультативная, организационная, экспертная, информационная.

Полученная в процессе педагогического взаимодействия информация оценивается его участниками для определения эффективности взаимодействия и прогнозирова нии развития взаимодействия на будущее. Это служит базой постановки новых целей и задач, определения дальнейших планов деятельности, механизмов их реализации.

Непрерывное изучение педагогического процесса строится на следующих основ ных принципах: экологичности, сотрудничества, конструктивности, конфеденциальности, компетентности .

В мониторинговом слежении и прогнозировании нет необходимости стремиться к сбору максимально возможного количества информации, поэтому оценка осуществляется на базе некоторого ограниченного набора показателей, в своей совокупности дающих картину в целом.

Важно отметить, что в научной литературе недостаточно дифференцированы такие понятия, как «педагогический мониторинг», «мониторинг качества образования», «психолого-педагогический мониторинг» и др. При этом соответственно можно выделить еще один тип мониторингового исследования – «мониторинг личностных достижений воспитанника», который позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, а также анализировать изменения в личностном развитии, формировании соответствующих компетенций.

Анализ теории и практики деятельности учреждений дополнительного образования позволяет выделить основные требования к проведению мониторинга личностных достижений: четкая определенность объектов и предметов мониторинга; участие в мониторинге каждого субъекта образовательного процесса; наличие единых параметров, критериев слежения и оценки образовательных результатов; гласность, открытость, управляемость и гибкость мониторингового процесса; научно-методическое и психологическое обоснование мониторинга.

Наличие единых параметров и критериев оценки образовательных результатов выступает показателем договоренности педагогического коллектива об общем понимании образовательных результатов в учреждении дополнительного образования, является содержательной основой, системообразующим фактором проектирования мониторинговой системы учреждения (подразделения).

Методы, используемые в мониторинге личностных достижений: педагогические наблюдения, анализ и изучение педагогической документации, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, социологические опросники, анкеты, психологические тесты и методики, методы математической статистики.

В процессе мониторинга учреждения дополнительного образования выясняются следующие вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравне нию с результатами предыдущих диагностических исследований и др.

Как видим, анализ качества учебно-воспитательного процесса, развития личности ребенка, профессионального роста педагога дополнительного образования являются исходными пунктами для создания системы мониторинга в учреждении дополнительного образования.


4. Формы фиксации личностных достижений учащихся в УДОД

Результаты мониторинга качества образования обуславливают разработку формы фиксации личностных достижений детей. В настоящее время существуют следующие формы фиксации: карта-профиль личностных достижений; «Тетрадь успешности»; «Портфолио достижений воспитанника», «Кейс-стади» и др. Данные формы относятся к разряду "аутентичных" (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной смысл – "показать все, на что ты способен".

Как правило, в них фиксируется: уровень освоения образовательной программы по виду деятельности, которым занимается ребенок; особенности развития познавательных процессов, входящих в структуру специальных способностей; некоторые личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка); результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах, олимпиадах и т.п.

Так, например, в «тетради успешности» отражаются успехи учащегося, полезные дела, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих людей. Использование данной тетради позволяет повысить качество и результативность работы педагогов дополнительного образования (рис.1).  


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн