Submitted by Елена Александровна Пономарева on Wed, 04/05/2011 - 23:35
Милосердие, подвиг сестер милосердия в Великой Отечественной войне, история служения их в России.
Классный час
для учащихся 8-9 классов
«Сестры милосердия»
Цель: духовно-нравственное воспитание подростков на примере подвига сестер милосердия Великой Отечественной войны. Знакомство с понятием милосердие, историей служения сестер милосердия в России, возрождением института сестер милосердия в наши дни.
Ход мероприятия.
Война – время высшего напряжения всех сил народа. И, прежде всего, его духовных сил. Что помогло выстоять России в той войне? Мужество воинов на поле брани, подвиг народа в тылу, отвага партизан… Подвиг их бессмертен. Но сегодня мы посвящаем классный час тем, про кого В.И. Немирович-Данченко сказал: «Подвиг их незаметен, только солдат унесет воспоминание о нем в свою глухую деревушку – солдат, которого они отвоевали у смерти». Я говорю о сестрах милосердия.
Как вы думаете, почему военных медицинских сестер называют «сестрами милосердия»? Что такое милосердие?
Словарь живого великорусского языка Владимира Даля дает такое определение: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому». Попробуем услышать эти русские слова. Как бы вы объяснили их? «Сердоболие» – когда сердце болит за другого. «Сочувствие» – чувствовать сообща, вместе, понимать и сострадать кому-то. «Любовь на деле». Как часто приходится слышать – в фильмах и в жизни – что тебя любят. Это - слова, это еще не любовь. Любовь настоящая – когда человек готов пожертвовать чем-то для другого: силами, временем, интересами, ценностями, даже жизнью. Это любовь на деле. «Готовность делать добро всякому». Как это трудно! Можно помочь тому, кто тебе близок, симпатичен. Но как жертвовать своими интересами ради каждого? Но именно на такую высоту должен подняться человек, чтобы выполнить заповеди, данные Христом-Спасителем: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф, 5, 44) Видите, не просто делать добро всякому, но даже любить врагов. «Потому что, если вы будете любить только любящих вас, какая вам награда?.. Что особенного делаете?» (Мф, 5, 46)
В следующий раз Господь сказал, что надо возлюбить ближнего своего. Как вы считаете, кто такой ближний?
Отвечая на этот вопрос, Господь рассказывает притчу. «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему:
позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». (Лк, 10; 29-37) Надо учесть еще, что иудеи враждовали с самарянами, не общались с ними, даже предпочитая обойти стороной Самарию в пути. Получается, что ближний – не близкий, не родственник, не друг, а тот человек, кто находится рядом сейчас, кто нуждается в твоей помощи, кому можешь помочь.
Сестра милосердия помогали всем раненым, даже тем, кто был из вражеского стана.
Истоки сестринского служения напрямую связаны со становлением христианской культуры. [1] Священное Писание повествует о том, что еще в начальный период христианства появились люди, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными. Во времена святого равноапостольного императора Константина учреждаются больницы для бесприютных. В России сестринское служение связано с именем вдовы императора Павла I, императрицы Марии Фёдоровны (1759-1828). С течением времени благодаря её стараниям образовалась мощная благотворительная структура. К дежурствам «сердобольных вдов» допускались только обученные и принявшие присягу.
Как вы думаете, для чего женщины принимали присягу? Что было в той присяге?
В 1844 году по иницитиве дочерей Николая I, великих княгинь Марии и Александры, принца П. Г. Ольденбургского и его жены была создана первая в России община сестёр милосердия. Преемницей и последовательницей выступила великая княгиня Елена Павловна. Ею была создана Крестовоздвиженская община сестёр милосердия, сестры которой проходили подготовку к служению в действующей армии. Шла Крымская война.
Из 120 сестер Крестовоздвиженской обители, которые работали в осажденном Севастополе, 68 были награждены медалью "За оборону Севастополя", 17 погибли при исполнении служебных обязанностей, а баронесса Юлия Вревская умерла от тифа в полевом лазарете. [2] Как видите, знатные барышни первыми становились сестрами милосердия. Потому что служение это особое. Были сестрами милосердия, помогая раненым в госпиталях, жена Святого императора Николая IIимператрица Александра и его дочери, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Старшие окончили курсы и делали перевязки, помогали хирургам в операционной, младшие – шили рубашки для солдат. [1]
Как, наверное, трудно было настолько отречься от себя, чтобы не гнушаться даже самой черной работой. А когда сестра вытаскивала раненого с поля боя, огнем врага, рискуя при этом жизнью!
Поистине велик их подвиг в годы Великой Отечественной войны. В рядах Советской Армии дорогами войны прошли 200 тысяч врачей, 300 тысяч медсестер и более 500 тысяч сандружинниц. [3] Так в атеистическом ХХ веке стали называть сестер милосердия.
У поэтессы Юлии Друниной есть стихи о такой любви к ближнему:«Ты должна!»
Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Ты должна.
Хоть вернешься едва ли,
Хоть "Не смей!"
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа
Горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притворяться
Пред собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
"Сестрица!"
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит...
Как вы считаете, должна ли сестра милосердия в этой ситуации идти на помощь раненому?
145 лет назад была создана Международная организация – Общество Красного креста. [4] Как вы объясните, почему красный крест стал символом помощи пострадавшим, символом медицины, скорой помощи? С чем связан символ – крест?
Крест – символ Христианства, символ жертвы, которую принес Христос за человечество. Он отдал в жертву Себя. Крест – символ христианской любви. Сестринские общины и создавались для выполнения заповеди любви. А красный он, наверно, как цвет крови, пролитой не только воинами, но и сестрами милосердия.
Девушки, становившиеся сестрами милосердия, тоже рисковали своей жизнью. Они знали, что война не щадит никого. Но не испугались. Они встали на защиту своей Родины наравне с мужчинами. И в братских могилах на улицах Воронежа похоронены не только солдаты, но и сестрички, спасавшие раненых.
Так братская могила № 16 находится на территории центральной усадьбы учебного хозяйства сельскохозяйственного института. Здесь дважды прокатилась волна боевых действий. [5]
7 июля 1942 года совершила свой последний ратный подвиг любимица роты санинструктор Таисия Сафронова — комсомолка из Горного Алтая. Она погибла, спасая раненого бойца. Красноармейцы не хотели оставлять убитую боевую подругу на поругание врагу и с риском для жизни вынесли ее из огня.
Час спустя осколок снаряда сразил санитарку Марию Юрлову. Ее похоронили рядом с Таей. Так возникла братская могила защитников Воронежа. Сколько всего похоронено в ней солдат, никто не знает. Установлено лишь часть имен.
В 1966 году сюда же были перенесены и останки санинструктора 845-го стрелкового полка 303-й дивизии красноармейца Анны Георгиевны Колофидиной. Ее могилу разыскала в густой лесной чаще А. Г. Жинжилова, приезжавшая специально для этого из Кемерова. Анастасия Григорьевна рассказала:
— Мы были санитарками-носильщиками. Работа опасная и тяжелая. Не так-то просто восемнадцатилетней девчонкой вынести с поля боя раненого бойца с оружием. Но мы выносили. Многим спасли жизни. После недели тяжелых боев нашему отделению дали один день отдыха. Мы ушли в тыл, переправились за реку Воронеж и занялись стиркой на лужайке чуть выше Дома отдыха имени Горького. Это было 24 июля. Развесив на кустах белье для просушки, мы решили отдохнуть. Проснулись от адского грохота. Немцы бомбили дом отдыха, где располагался штаб нашей дивизии. Одна из бомб упала на нашу поляну. Пять девушек были ранены. В самом тяжелом положении оказалась Аня Колофидина. Мы с трудом переправились с ней через реку, добрались до своей санчасти. Тут Аня и умерла. Мы похоронили ее в двадцати метрах от землянки, у высокого пенька. Это место я хорошо запомнила. За два с лишним десятилетия лес разросся, заросли кустарником и высокой травой наши фронтовые тропки-дорожки. И все же я быстро разыскала могилу Ани. И ее солдатскую ложку, которую зарыла еще в то лето под пеньком у изголовья могилы.
Героизм был массовым. Санинструктор комсомолка Генералова в боях за Подгорное вынесла под огнем с поля боя 38 раненых.
В 303-й дивизии геройский подвиг совершила санинструктор 845-го полка комсомолка Антонина Беспалова. В критический момент, когда стрелковый взвод под натиском фашистов оставил свои окопы, красноармеец Беспалова заменила выбывшего из строя командира, повела взвод в контратаку. Тоня погибла, но враг был отброшен, и красноармейцы снова заняли свои окопы. В память о подвиге бесстрашной санитарки её именем названа одна из улиц Воронежа. [6]
Есть ли что-либо более трудное, чем отдать свою жизнь, спасая другого?
Да. Не случайно поется в песне: «Если смерти, то мгновенной, если раны – небольшой». Гораздо труднее выжить, не сломаться, когда жить, кажется, стало не возможно. Когда потерял здоровье, стал инвалидом, прикован к постели, не можешь передвигаться, как обычные люди, зависим от других. И еще быть рядом с человеком, который оказался в таком бедственном положении. Здесь больше, чем милосердие к ближнему. Здесь бесконечная любовь к Богу. Это он даровал нам жизнь. И если не забирает ее у человека увечного, значит так надо. Такое безграничное доверие к промыслу Божию называется в Православии смирением. И слова Спасителя, что «Нет выше той любви, как если кто жизнь свою положит за други своя» (Ин., 15, 13) не означают обязательно умереть за ближнего, но отдать ему свою заботу, время, силы. Быть рядом, несмотря ни на какие трудности.
Я хочу рассказать вам о девушке, имя которой связано со страницами боев за Воронеж. Она сражалась на Задонском шоссе. Зина Туснолобова, санитарка 6-й роты 849-го полка 303 стрелковой дивизии 60 армии Воронежского фронта, за 3 дня вынесла с поля 40 раненых, а всего спасла 128 человек. [7] Как, маленькая и хрупкая, она справлялась с такой тяжелой ношей? Под обстрелом, когда не только приподняться, голову поднять от земли нельзя? За мужество и отвагу ей присвоено звание Героя Советского Союза. Она удостоена также высокой международной награды – медали имени Флоренс Найтингейл, которой до нее обладали только два медработника в нашей стране. И пусть в городе Воронеже нет улицы, названной ее именем (может быть потому, что отважная санитарка, пройдя через все беды, выжила, вернулась к активной деятельности, дожила до 1980 года), ее мужество, ее любовь удивительны.
До войны девушка окончила школу, жила в Кемеровской области, работала лаборантом-химиком. Встретила хорошего парня – Иосифа Марченко. Весною сорок первого сыграли свадьбу...
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России.
А мы такие молодые!
(Давид Самойлов. Сороковые)
Иосиф ушел на фронт в первые дни войны. Зина окончила школу медсестер и тоже была зачислена в действующую армию. За героизм она была награждена орденом Красной Звезды. Последний ее бой был в феврале 1943.
Она спешила на помощь раненому командиру, ползком, по перепаханному взрывами снежному полю. [8] Вокруг рвались вражеские снаряды, свистели пули. Вот он, уже совсем рядом… И все же не успела. Командир был уже мертв. Только в этот момент Зина почувствовала, что сама ранена. На девушку обрушилась страшная слабость, она потеряла сознание и осталась лежать на почерневшем снегу.
В какой-то момент пришла в себя. Приоткрыв глаза, увидела склонившегося над собой гитлеровского солдата. Он заметил, что раненая девушка жива, его лицо исказилось злобой, он ударил ее сапогом в живот, потом - еще... Зина снова потеряла сознание. Ее подобрали разведчики, возвращавшиеся с задания. Она лежала лицом вниз на розовом от крови снегу. Кожа на лице висела рваными клочьями. В кармане гимнастерки были документы на имя гвардии старшего сержанта медицинской службы Зинаиды Михайловны Туснолобовой. Она еще дышала, но руки и ноги ее уже почернели – начиналась гангрена.
Медсанбат, потом - фронтовой госпиталь. Борясь за жизнь девушки, врачи сделали ей восемь сложнейших операций. Зина осталась жива, однако обе ноги и обе руки ей пришлось ампутировать. Для дальнейшего лечения Зину эвакуировали в глубокий тыл, в город Свердловск. Сейчас нам трудно даже предположить, как страдала и о чем думала Зина, лежа на госпитальной койке. Потерять в 23 года руки и ноги, чувствовать себя изуродованной и совершенно беспомощной… Наверное, плакала по ночам? Наверное, думала: «Как дальше жить? Зачем, зачем я осталась жива?..»
Но соседи по палате удивлялись ее выдержке и спокойствию. Никто в госпитале даже не предполагал, что у этой худенькой, коротко остриженной девушки есть муж, что она постоянно думает о нем. И еще о том – как сообщить ему, любимому, сильному, молодому о том страшном, что с ней произошло… Несколько месяцев Зина ни с кем не делилась своими мыслями. Но однажды обратилась к дежурной сестре с просьбой написать под диктовку небольшое письмо на фронт, мужу:
«Милый мой, дорогой Иосиф! Прости меня за такое письмо, но я не могу больше молчать. Я должна сообщить тебе только правду... Я пострадала на фронте. У меня нет рук и ног. Я не хочу быть для тебя обузой. Забудь меня. Прощай. Твоя Зина».
Больших трудов стоило Зине уговорить сестру отослать это письмо Иосифу Петровичу Марченко. Потянулись тревожные дни ожидания...
Страна продолжала воевать… Шли кровопролитные сражения на Курской дуге. Зину мучило вынужденное бездействие. Ее товарищи сражались, погибали на фронте, а она не могла быть рядом с ними. Там, на фронте, бьется с фашистами ее любимый, ее Иосиф...
Над госпиталем «шефствовали» комсомольцы завода Уралмаш - навещали раненых, писали письма, устраивали шефские концерты, рассказывали о том, какие боевые машины они выпускают для фронта, для Победы. Как-то Зина сказала: «Я хочу побывать в цеху, поговорить с рабочими». И однажды, в обеденный перерыв, молодые ребята, рабочие завода, осторожно принесли ее на носилках в огромный холодный цех. Сотни людей, собравшихся в обеденный перерыв в цехе, замерли. Приподнявшись на носилках, Зина взволнованно обратилась к рабочим:
«Я очень сожалею, что так мало успела сделать для своего народа, для Родины, для Победы… У меня нет теперь ни рук, ни ног. Мне очень трудно, очень больно оставаться в стороне… Товарищи! Я вас очень, очень прошу: если можно - сделайте за меня хотя бы по одной заклепке для танка!»
Рабочие завода решили выпустить сверх плана к концу месяца пять боевых машин, пять танков «Т-34», из сэкономленного металла. На бортах грозных машин было старательно выведено белой краской: «За Зину Туснолобову!» Так Зина продолжала сражаться с фашистами.
А командир роты Иосиф Марченко очень беспокоился о своей жене, Зине. Уже полгода он не получал от нее никаких вестей. Последнее письмо пришло зимой с Воронежского фронта. Писала, что здорова, воюет, скучает о нем. С тех пор много раз писал ей, но ответа пока не дождался. В часы затишья между боями его мучили вопросы: «Где она? Что с ней? Жива ли?..»
Наконец в конце июля он получил долгожданный треугольник, с нетерпением развернул его… Стоявшие рядом боевые товарищи увидели, как он вдруг сильно побледнел. Иосиф протянул им маленький, но очень страшный листок - письмо от Зины, написанное рукой медсестры свердловского госпиталя.
На следующий день Иосиф Марченко отправил жене письмо, которое и поныне бережно хранится в их семье:
«Милая моя малышка! Родная моя страдалица! Никакие несчастья и беды не смогут нас разлучить. Нет такого горя, нет таких мук, какие бы вынудили забыть тебя, моя любимая. И у радости, и у горя - мы всегда будем вместе. Я твой прежний, твой Иосиф. Вот только бы дождаться победы, только бы вернуться домой, до тебя, моя любимая, и заживем мы счастливо. Вчера твоим письмом поинтересовался один из моих друзей. Он сказал, что, судя по моему характеру, я должен с тобой отлично жить и в дальнейшем. Я думаю, он правильно определил. Вот и все. Писать больше некогда. Скоро пойдем в атаку. Желаю быстрейшего выздоровления. Ничего плохого не думай. С нетерпением жду ответ. Целую бесконечно. Крепко люблю тебя, твой Иосиф».
Как Зина ждет этого письма! Она держится мужественно, утешает других раненых и для этого просит переносить себя из палаты в палату. Да и сама она начинает постепенно добиваться кое-каких успехов. Например, учится писать самостоятельно. Ее правая рука ампутирована выше локтя, но на остаток руки надевается резиновая манжетка с прикрепленной к ней авторучкой. Теперь Зина по многу часов тренируется, тщательно выводя буквы на листе бумаги… Однако Николаю Васильевичу Соколову, ведущему хирургу госпиталя № 3861, никак не удается уговорить ее еще на несколько нужных, но сложных и болезненных операций. Зину и так мучают нестерпимые боли. Бывают дни, когда она буквально «живет» на обезболивающих… Что даст ей мужество для операций?
В середине осени (письма на фронте доходили до адресата очень медленно) наконец пришел такой долгожданный и все же такой неожиданный конверт с фронта - письмо от мужа! Как ждала и как боялась она этого момента. В конверте находилась ее судьба. О чем думает Иосиф? Зина зубами открыла конверт и начала читать...
Потом было еще много писем, которые они написали друг другу. Но именно это письмо стало главным, решающим в Зининой жизни. Зина стала ждать встречи с любимым, готовиться к их общей, семейной жизни.
Николай Васильевич сделал девушке несколько искусных операций - разделил кости ее левой руки и обшил мышцами. Зина перенесла операции мужественно, без единого стона. Образовавшимися двумя «пальцами» она стала учиться брать вещи, причесываться, умываться, перелистывать книжные страницы, самостоятельно держать ложку и стакан. В начале 1944 года Николай Васильевич отвез Зину в Москву, в протезный институт. Зине изготовили протезы, и она начала второй раз в жизни учиться ходить.
Она продолжала сражаться доступными ей способами. Обратилась через газету к воинам Советской Армии, рассказала свою историю, попросила отомстить за всех пострадавших от фашистских злодеяний. На ее адрес приходило множество писем. Зина старалась ответить всем своим боевым товарищам. Она рассылала фронтовые треугольники, отвечала бойцам через газеты, выступала по радио. Так человек непоколебимой стойкости и огромного мужества, Зинаида Туснолобова, снова встала в строй на переднем крае борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.
Отгремела война. Вернулись домой фронтовики. Демобилизовался и гвардии старший лейтенант Иосиф Петрович Марченко. Они с Зиной поселились в Зинином родном городе Полоцке. Зинаида Михайловна научилась самостоятельно вести домашнее хозяйство, стала работать диктором на радио, вела большую общественную работу. Всю жизнь муж был ее надежной опорой, другом и помощником. Она дожила до 60 лет. Не смотря ни на что. Как высоко это от современных разговоров от эвтаназии! Сегодня общество готово цинично сказать, что человек без рук, без ног – не человек вовсе. А они доказали обратное. Зина научилась ходить на протезах, действовать руками. Смогла бы она это сделать без любви и безграничной поддержки мужа? Не знаю.
Знаете ли вы, что у нас в городе есть учебное заведение, готовящее сестер милосердия? Для министерства обороны, министерства чрезвычайных ситуаций, хосписов, реанимации. Как вы считаете, чем должно отличаться образование сестры милосердия от просто медицинской сестры?
Специальность сестры милосердия – совместный проект мединститута и духовной семинарии.
Смогли бы вы стать сестрами милосердия?
Что вы вынесли для себя из этого классного часа?
Список использованных источников
Материалы газеты "Славянский рубеж" №5, 2006 г. с православного сайта
http://bg-znanie.ru/article.php?nid=24096
Н. Стародымов. Движению сестер милосердия – 150 лет. Сайт Благотворительного фонда «Вдохновение». http://www.vdohnovenie.org/blago/history/sestri.php
Горелова Л.Е. Высокие идеалы врачебной профессии. - Российский медицинский журнал. Независимое издание для практикующих врачей. http://www.rmj.ru/articles_166.htm
Материалы сайта Российского Красного Креста. «РоКК» -Электронная версия журнала о тех, кто приходит на помощь. http://www.rokk.ru/index.php?cat=34
А. Гринько. Линия ратной славы. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во. -1989. – 210 с.
А. Гринько. В боях за Воронеж. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во. -1985. – 223 с.