Сегодня уже очевидно, что образование должно перестать выполнять только свои основные задачи - давать подросткам знания. Необходимо, чтобы в учреждениях социально-культурной сферы формировалась у подростков потребность в здоровом образе жизни. В связи с этим в структуре обеспечения жизнедеятельности особое значение приобретает педагогический компонент, сущность которого состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста». Просвещение неразрывно связано с социально-культурной сферой, системой политико-воспитательных мероприятий, проводимой в нашей стране с целью формирования навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения.
К основным факторам, способствующим совершенствованию системы информационного обеспечения, можно отнести социально-культурные, социально-экономические и технические, которые в полной мере обеспечивают процесс информации. Сегодня особое внимание должно уделяться информационно-просветительной функции учреждений социально-культурной сферы, на которые и возлагается задача информирования, пропаганды здорового образа жизни.
Можно выделить три основных аспекта информационно-просветительной деятельности:
- научный, где информационно-просветительские технологии выступают как часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание, методы воспитания и проектирующей педагогические процессы в пропаганде здорового образа жизни;
- процессуально-описательный, базирующийся на описании (алгоритме) процесса, включающий совокупность целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых результатов в пропаганде здорового образа жизни;
- процессуально-действенный, где происходит осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств.
Таким образом, информационно-просветительские технологии понимаются, во-первых, как проектная часть педагогического процесса, во-вторых, как совокупность последовательных алгоритмов, направленных на достижение планируемых результатов, и, в-третьих, как процесс функционирования личностных, инструментальных и методологических средств. Информационно-просветительские технологии вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.
Анализ отечественных и зарубежных исследований позволяет выделить ряд качественных критериев информационно-просветительских технологий, среди которых:
- воспроизводство и гарантированность результатов, которые характеризуются позитивными изменениями в пропаганде здорового образа жизни у подростков в связи с применением информационно-просветительских технологий;
- целенаправленность технологической системы, указывающая на то, что полученный результат не случаен, а проектировался, и для его достижения была создана конкретная программа или проект;
- системность, указывающая на то, что информационно-просветительские технологии – это определенная система действий, средств и методов, соединенных определенной целесообразной логикой их использования в конкретных условиях, которая позволяет добиваться достижения запланированных результатов в пропаганде здорового образа жизни у подростков;
- новизна, раскрывающая возможности информационно-просветительских технологий как передового опыта;
- актуальность, проявляющаяся в пропаганде здорового образа жизни подростков при решении конкретных воспитательных проблем и затруднений, которые удается преодолеть в практике, используя данные технологии.
Личность подростка является многофакторной системой, и на нее оказывают влияние не только социально-культурные институты, но и социально-экономическая ситуация в стране, семья, друзья, среда, образование и др. Эффект значимости того или иного влияния заранее предсказать часто бывает невозможно. Однако информационно-просветительские технологии социально-культурной деятельности позволяют вносить существенный вклад в развитие личности подростка, объединяя в единстве социально значимые и личностные цели в пропаганде здорового образа жизни.
Представляя собой сложную систему педагогического влияния на личность подростка, информационно-просветительские технологии соединяют в себе целостность и логику педагогического процесса, взаимно связывают все его части, объединяя их в конкретном проекте или программе по пропаганде здорового образа жизни.
|