«___» ______________ 2010 года «___» __________________ 2010 года
Рабочая программа
По предмету: Немецкий язык, как второй иностранный язык
Класс: 10в (первый год обучения)
Учитель: Ипатова Ольга Алексеевна
Количество часов в неделю \в год: 2часа\ 68 часов
Планирование составлено на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык.5 – 9 классы. / И.Л. Бим, М.: Просвещение – 2007.
Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык. 10-11 классы. /Г.И. Ворониа, М.: Просвещение – 2008
Пояснительная записка
Возрастающая потребность общества в многосторонних культурных, экономических и иных связях с представителями зарубежных стран вызывает необходимость знания нескольких иностранных языков. Более 100 миллионов человек в Европе являются носителями немецкого языка. Выбор немецкого языка для изучения старшеклассниками в школе объясняется не только интенсификацией экономического сотрудничества между Россией и Германией, но и увеличением личной мобильности, что приводит к расширению контактов с немецкой культурой. Введение в учебные планы второго иностранного языка стало доброй приметой времени. Можно утверждать, что это стало реальным шагом на пути к поликультурному образованию, к формированию многоязычной личности. Обучение второму иностранному языку предоставляет учащимся шанс использовать знания грамматических конструкций, обще учебные умения и навыки, полученные при изучении первого иностранного языка.
Немецкий и английский языки, относясь к одной группе языков, германской, имеют много общего: в области словаря и словоупотребления (например, наличие определенного и неопределенного артикля), в образовании глагольных форм (трех основных форм глагола и т.д.). Все это может служить опорой при овладении немецким как вторым иностранным, особенно в самом начале обучения. Можно отменить следующие факторы, способствующие интенсификации изучения немецкого языка на базе английского;
учащиеся уже владеют латинским шрифтом;
достаточно большой потенциальный словарный запас (слова английского языка, имеющие сходство с немецкими словами, прямые заимствования из английского языка, интернационализмы);
наличие запаса грамматических знаний по английскому языку.
В нашей гимназии на базе класса лингвистического направления немецкий язык введён как второй иностранный язык. Класс разделён на две группы. В качестве учебного пособия здесь используется УМК Бим И.Л. „Schritte 1“. Пересмотрев и адаптировав именно для этого курса материал учебника Бим И.Л. «Schritte 1», программы общеобразовательных учреждений «Немецкий язык 5 – 9 классы» автора И.Л. Бим, программы общеобразовательных учреждений «Немецкий язык 10-11 классы» автора Г.И. Ворониной, убеждена, что составленная мною программа вполне доступно позволяет сопоставлять языки на системном уровне с учетом национальной специфики стран изучаемых языков. За годы преподавания немецкого языка, мною разработаны задания по лексике и грамматике немецкого языка. Они могут быть использованы как для индивидуальной, так и для парной, групповой работы, где английский язык выступает как вспомогательное средство обучения. В основе учебного курса - авторская концепция обучения второму иностранному языку . Методика обучения немецкому языку основана на использовании уже имеющихся у учащихся знаний английского языка, что позволяет им быстро и эффективно изучить еще один иностранный язык. Основной принцип курса - сравнение и сопоставление, анализ и выявление общего в языках и в особенностях национальных культур народов - носителей этих языков. Современная система тестирования дает учащимся возможность самим контролировать и оценивать качество и степень получаемых знаний, а учителям - вовремя обнаружить пробелы в знаниях учащихся и устранить их. Методическое содержание курса позволяет мне работать с наивысшим результатом. Существует довольно много вариантов программ преподавания немецкого языка как второго иностранного, но они предполагают изучение языка в рамках большего количества часов, чем предусмотрено учебным планом нашей гимназии. Программа рассчитана на изучение предмета 2 часа в неделю или 68 часов в год.
Основной целью обучения немецкому языку как второму иностранному языку является овладение учащимися дополнительным средством речевой коммуникации. Основная цель обучения второму иностранному направлена на формирование у старшеклассников основ иноязычной коммуникативной компетенции, составляющими которой являются:
а) лингвистическая компетенция, т.е. знание лексики и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;
б) социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения;
в) стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения, вербальной и невербальной в целях компенсации незнакомого языкового материала;
г) дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать связные высказывания в коммуникативном общении;
д) социокультурная компетенция, т.е. знания о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка, культуре речевого поведения;
е) социальная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая способность поставить себя на место другого, а также знание социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.
В области говорения к завершению обучения учащиеся должны:
уметь общаться в простых типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых тем и видов деятельности,
поддерживать краткий разговор на бытовые темы,
рассказывать о своей семье и других людях, условиях жизни, учебе, работе, используя простые фразы и предложения.
В области обучения аудированию учащиеся должны понимать отдельные фразы и наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся важных для них тем (например, основную информацию о себе и своей семье, о покупках, о месте, где живут, о работе или учебе). Учащиеся должны понимать, о чем идет речь в простых, четко произнесенных и небольших по объему сообщениях и объявлениях.
В области обучения чтению учащиеся должны понимать короткие простые тексты, найти конкретную информацию в простых текстах повседневного общения: в рекламах, проспектах, меню, расписаниях; понимать простые письма личного характера; выразительно читать вслух небольшие аутентичные тексты.
Учащиеся должны уметь писать простые короткие записки и сообщения (например, поздравление с праздником), заполнять формуляры, вносить свою фамилию, национальность, адрес в регистрационный листок в гостинице, написать несложное письмо личного характера (например, выразить кому-либо благодарность за что-либо).
Обучение аспектам языка
1. Обучение произношению.
Обучение произношению происходит на основе имитации. Образцом для подражания является произношение учителя и речь диктора звуковых приложений к учебникам.
2. Обучение грамматике.
Морфология. Спряжение слабых и сильных глаголов, а также возвратных глаголов в Präsens,Präteritum, Perfekt, Futurum1. Образование пассивного залога. Образование повелительного наклонения. Род имен существительных. Склонение имен существительных. Употребление артикля. Склонение личных местоимений. Употребление и склонение указательных местоимений. Употребление отрицательного местоимения kein. Атрибутивное и предикативное употребление прилагательных. Количественные и порядковые числительные. Предлоги. Наречия места, времени, образа действия.
Синтаксис. Простое нераспространенное предложение. Порядок слов в нераспространенном предложении. Простое распространенное предложение. Прямой и обратный порядок слов. Порядок слов в вопросительном предложении. Способы выражения отрицания nicht и kein. Порядок слов в побудительном предложении. Безличное предложение с es. Неопределенно-личное предложение с man. Сложно-сочиненное предложение с союзами: denn, und, aber, oder, dann. Сложно-подчиненное предложение с придаточным дополнительным предложением с союзами dass, ob и союзными словами was, wo, wie, warum и другими; с придаточным причины (da, weil); с придаточным определительным; придаточным времени. Инфинитивные обороты.
3. Обучение орфографии.
Написание заглавных и прописных букв немецкого алфавита. Правописание дифтонгов: ei, ai, au, eu, au. Написание f, z, ck, s, ss, ß . Умение грамотного списывания лексических единиц.
Коммуникативное содержание дисциплины
Thema 1.Давайте познакомимся! (9 часов).
Ситуация «Знакомство».
Как выяснить, кто это?
Что мы можем уже сообщить о себе?
.
Wie alt sind Sie? Woher kommst du? Ichkommeaus...
Прямой и обратный порядок слов в предложении.
Thema 2. Как охарактеризовать кого-либо или что-либо? (9часов).
Nicht wahr? Wirklich?Verkehrsmittel
. Orientierung in einer Stadt.
Einen Weg beschreiben. Nach dem Weg fragen.
Числительные.
Определённые и неопределённые артикли.
Thema 3. Meine Familie.(6 часов).
Das ist/sind mein (e), dein (e), unser(e), Inas
Noch einige Familienfotos.
Спряжениеглаголаsein. Личные местоимения.
Thema 4.Wasmachenwir? (10 часов)
Wir lernen Deutsch.
Was machen wir aber jetzt nicht?
Das ist Jan. Ist das Jan? Nein, das ist nicht Jan. Weristdas?
Личные окончания глаголов. Präsens.
Thema 5.„Eine alte deutsehe Stadt. Wasisthier?“ . (2 часа).
Описание старого немецкого города, типичных для него сооружений. Погода.
Модальныеглаголы.
Thema 6. „In der Stadt. Wer wohnt hier?“. (2 часа).
Жители города: люди и животные. Профессии. Отношение к городу: мнение, эмоции.
Указательныеместоимения.
Thema 7. „Die Straßen der Stadt. Wiesindsie?“ . (2 часа).
Описание городских улиц. уличное движение, пешеходы, транспорт.
Склонение имён сущ-ых.
Thema 8. „Wo und wie wohnen hier die Menschen“(3 часа).
Дома в Германии, их типы, особенности. Адреса городских объектов. экологические проблемы города: поддержание чистоты.
Dativ.
Thema 9.„Wer arbeitet wo? Und wie steht´s mit der Freizeit?“ (3 часа).
Профессии, социальные роли чем занимается ученик в школе? досуг: любимые занятия детей и взрослых в свободное время. Желанияивозможности
Thema 10. „In der Stadt ist nun Winter“ (3 часа).
Календарь. Времена года. Зима. Зимняя погода. Город зимой. Зимние развлечения и спорт. зимние праздники. Рождество. Подарки и поздравления.
Thema 11.„Wirmalen,bauen,basteln“(2 часа).
Подарки к праздникам: рисунки, поделки, открытки. Как их изготовить? Что можно увидеть на стройке?Мы осуществляем наш проект. Зимнее настроение.
Порядковые числительные.
Thema 12.„WirbauenunsereStadt“ (2 часа).
Что за город мы строим, каким мы хотим его видеть, что в нем будет. Покупки, деньги.
Akkusativ.
Thema 13.„Wessen Stadt ist fertig? Und wie ist eine richtige deutsehe Stadt?“(2 часа).
Подведение итогов работы над проектом, кто что сделал, «построил город».Немецкий город: каков он в действительности. достопримечательности Кельна.
Спряжение глагола haben. Образование PartizipII.
Thema 14. „Gäste kommen in unsere Stadt“ (3 часа).
Почему люди путешествуют? туристы и другие гости города: куда их можно повести, что показать? Экскурсии по городу, достопримечательности. Весна в городе. Весенняя погода.
Инфинитивный оборот um …..zu + Infinitiv
Thema 15.„Bei unseren Freunden zu Hause“ (3 часа).
Дома у наших немецких друзей. Обстановка. Чистота и порядок.
Perfekt.
Thema 16.„Wir feiern Geburtstag“ (3 часа).
День рождения. Приглашение гостей. Поздравления и подарки. Праздничный стол. Разговоры за столом.
Повторение (4 часа).
Требования к знаниям, коммуникативным умениям и речевым навыкам учащихся
В результате изучения данного курса немецкого языка как второго иностранного, учащийся должен знать:
лексические и фразеологические единицы языка и правильное их написание;
грамматические средства выражения мыслей на уровне словосочетания и предложения;
фонетические особенности немецкого языка;
интонацию немецкого предложения;
различные оценочные реплики-клише речевого этикета;
страны изучаемого языка (местоположение, нравы, обычаи, традиции, праздники).
Учащийся должен умет:
Монологическая речь:
используя простые фразы и предложения, рассказать о месте, где живет, о людях, которых знает, о семье, условиях жизни, учебе, работе, увлечениях;
описать квартиру (времена года, картинку, фотографию);
кратко или полно пересказать текст;
высказать собственную точку зрения по проблеме.
Диалогическая речь:
установить контакт с собеседником (обратиться, представиться, поприветствовать, выразить удовлетворение, попрощаться);
уметь общаться в простых типичных ситуациях (попросить, предложить, пригласить, уточнить);
поддерживать краткий разговор на бытовые темы.
Аудирование:
понимать речь учителя и одноклассников;
понимать основное содержание несложных текстов (высказываний);
понимать четко произнесенные и небольшие по объемусообщения и объявления.
Чтение:
читать и понимать короткие простые тексты;
найти конкретную, легко предсказуемую информацию в простых текстах повседневного общения: в рекламах, проспектах, меню, расписаниях;
понимать простые письма личного характера.
Письменная речь:
владеть графической и орфографической стороной письма;
правильно оформлять поздравительные открытки и письма;
написать несложное письмо личного характера;
заполнить анкету для выезда за рубеж в соответствии с принятыми правилами оформления документов в стране изучаемого языка;
заполнять формуляры;
Виды контроля
Текущий контроль (опрос, проверочные работы по всем видам речевой деятельности, творческие работы)
Итоговый контроль (тесты в конце каждого полугодия)
Список литературы:
Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык.5 – 9 классы. / И.Л. Бим, М.: Просвещение – 2007.
Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык. 10-11 классы. /Г.И. Ворониа, М.: Просвещение – 2008.
Учебник немецкого языка для 5 класса общеобразовательных учреждений «SchritteI»/ Бим И.Л.,М.: Просвещение – 2006.
AllesGute Аудиокурс по немецкому языку../ Р.А. Бальтцер, М.:«Март» -1997.
UbungmachtdenMeister. Сборник грамматические упражнений/ И.Л. Бим , М.: Просвещение – 2001.
Контрольные и проверочные работы по немецкому языку. 5-6 класс. / Е.В. Дьячкова
М.:Дрофа- 2001.
Журналы “ Juma”, “ Schrumdirum”.
Художественная литература на немецком языке, видеокассеты.
На: Рабочая программа Немецкий язык, как второй иностранный язы
Будьте добры: Опубликуйте лексический минимум!