Размещено: Ирина Эдуардовна Васильева - пн, 02/03/2009 - 14:49
Ход урока
I.Организация класса:
Приветствие учащихся.
II.Сообщение темы урока:
- Скажите, какое сегодня число? (Ответы детей). Об этом я спросила неслучайно. (2 слайд). 12 апреля 1961 года совершилось событие, о котором человек мечтал тысячелетиями. Об этом во все времена и на всех континентах люди складывали красивые легенды и сказки. Чем же знаменательна эта дата? (ответы детей)
- Молодцы! 12 апреля 1961 года человек полетел в космос.
И это был не американец, не немец, не англичанин, а наш советский человек Ю.А.Гагарин. (3 слайд), (4 слайд) У нас есть возможность увидеть уникальные кадры старта первого пилотируемого космического корабля. (5 слайд).
- О чем же сегодня пойдет речь? (ответы детей) Давайте подумаем, как будет звучать тема нашего урока. (Ответы детей). Урок у нас с вами будет необычный: за 40 минут мы совершим незабываемый, фантастический полет на другую планету, встретимся с инопланетянами, побываем в открытом космосе. А по окончании путешествия мы будем делать зарисовки увиденного волшебным космическим карандашом (игровой момент: показ детям карандаша, дети демонстрируют свою готовность к уроку), а помогать карандашу работать правильно поможет чудо- резинка (вновь показ)
III. Работа над новым материалом:
- Вы готовы отправиться в путь? (ответ хором)
- Приготовиться к полету. Займите места в ракете. Пристегните ремни.
Отсчет 10, 9,8,….1 Пуск (хором).
- (звучит музыка)
- Космос безграничен. Представьте себе, что космос – это город. Наша планета Земля- это маленький домик в космосе. Мы- жители этого дома. В любом городе несколько домов образуют квартал. Есть такие кварталы и в космосе. Один из них называется Солнечной системой.
- Почему «Солнечной»? ( ответы детей)
- А что означает слово « система» (ответы детей).
- Около Солнца находиться не один космический дом, наша Земля, а несколько. И все они расположены в строгом порядке, то есть образуют некоторую систему. Несколько «космических домиков» около Солнца – это и есть наша «Солнечная система»
-Я думаю, что многие из вас знают и смогут назвать «космические домики», планеты, которые есть в нашей Солнечной системе, подскажу - их 9 и у каждой свое имя. Два из них зашифрованы у меня. Чтобы узнать о каких планетах идет речь решите примеры, а ответы расположите в порядке возрастания (от меньшего к большему). Каждый из вас может выбрать любое задание (задания записаны на доске).
4х6=? 5____ М 5х8=? 9_________Р
25:5=? 9__________А 21:3=? 7_________У
2х6=? 24 _______С 4х3=? 12__________А
27:3=? 12_____ Р 81:9=? 40_________Н
(ответы детей)
- Молодцы! Ответы правильные. Назовите еще 7 планет Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Юпитер, Сатурн, Нептун и Плутон. Давайте посмотрим на них поглядев в иллюминатор нашего космического корабля. (7 слайд).
- Как вы себе представляете космос? (ответы детей)
- Живет в нашей стране знаменитый человек, космонавт А.А.Леонов (8 слайд). Он не только совершил полет в космос, он первым в мире шагнул за борт космического корабля в бездну, в открытый космос. Он уже не в кабине космического корабля, а сам свободно плавает над Землей. Несколько минут он находился в свободном полете и доказал, что выход в открытый космос не является для человека чем- то загадочным. (9 слайд) Давайте посмотрим, как все это было.(10 слайд).
- Скажите, в чем выходят космонавты в открытый космос? (ответы детей)
- Верно, у космонавта есть специальная одежда, которая называется – скафандр. Для выхода в космос он просто необходим, ведь здесь человека поджидают различные опасности. В космосе нет воздуха и нечем дышать. Обжигают ослепительные лучи Солнца, а в тени, наоборот, се замерзает. Поэтому перед выходом из станции космонавт надевает свой особый, космический костюм. На спине скафандра сделан люк. Космонавт входит в люк, нажимает на ручку, и скафандр плотно закрывается дверцей. Повернул другую ручку – скафандр надулся, напружинился. Теперь космонавт дышит воздухом, заключенным в баллонах. По желанию можно менять температуру внутри скафандра. Вот такой костюм! В нем не замерзнешь и не вспотеешь. Но все равно в нем трудно двигаться и трудно работать.
- А.А.Леонов не только космонавт, но и – художник! Он изображает на своих картинах космос, каким его видел сам и каким представляет себе (11-14 слайд)
- Рассматривая картины, обратите внимание на их композиционное построение и цветовое решение (беседа с детьми).
- Наш полет закончился. Возвращаемся на Землю. (звучит музыка)
Физкульминутка:
Мы немного полетали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Дружно пальчики сожмем;
Сядем, рисовать начнем.
- Мы вернулись на Землю, но чудеса продолжаются: с помощью волшебных слов мы с вами превращаемся в художников. («1,2,3 – мы с тобой художники»)
- Теперь мы с вами не простые ребята, а настоящие художники! Мы будем рисовать то, что видели в космосе. Расскажите о своих впечатлениях от полета и о том, что бы вам хотелось нарисовать.
- Молодцы вы многое увидели: огромное воздушное пространство, где живут планеты, звезды, инопланетяне. Вы увидели космонавтов в открытом космосе… Мысленно еще раз совершите полет на одну из планет и нарисуйте то, что бы вы могли там увидеть.
Обсуждение композиций рисунков.
В зависимости от замысла рисунка лист бумаги расположите вертикально или горизонтально. Определите размеры изображения, расположите его в плоскости листа.
Передать космическое пространство можно, нарисовав много звезд и удаленных планет.
Сюжеты у каждого из вас разные: кто-то нарисует старт космической ракеты, кто-то- другую планету и ее хозяев, инопланетян…
- Я нарисую огромное космическое пространство: Солнце, звезды, метеориты, каметы… Нарисую дом космонавтов и одного из них, который совершает плавание в открытом космосе.
IV. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает образцы.
- Сегодня мы с вами выполним линейную прорисовку композиции, а на следующем уроке будем работать красками.
1. Лист бумаги располагаю по горизонтали. Определяю на нем размещение деталей композиции. В нижнем правом углу намечаю космический дом, а в верхней части расположу планету.
2. Определяю месторасположение и размеры космонавта. Намечу у него голову, руки, ноги в виде овалов, схематично.
3.Размечаю детали дома. Прорисовываю контуры космонавта. Выполняю голову, руки, ноги, туловище космонавта так, чтобы было понятно, что он
находится в космическом пространстве в горизонтальном положении. Руки отведены в стороны, как будто человек плывет. Голова наклонена вперед
4. Прорисовываю до конца детали космического дома, скафандр космонавта. Намечаю вдалеке маленькие звездочки. Рисунок закончен.
V. Самостоятельная работа учащихся.
-Еще раз продумайте композицию, не задерживайтесь на деталях. Выполняйте рисунок в том же порядке, как делала я. Надеюсь, что у вас получатся очень интересные работы. (Дети рисуют, звучит спокойная музыка)
VI. Итог урока.
1.Выставка работ учащихся.
Учитель вместе с детьми анализирует увиденное.
- Посмотрите как хорошо передано космическое пространство в этой композиции…Что понравилось вам?…
-Молодцы, все справились с заданием. Посмотрев на ваши работы я могу сделать вывод, что все вы очень творческие натуры, у вас хорошо развито воображение и фантазия.
2. Обобщение изученного.
- Работы у вас получились великолепные, а вот что вы запомнили во время нашего полета на другую планету мы сейчас проверим. Возьмите в руки сигналы, и попробуйте ответить на вопрос, проверив себя ,сигнализируйте мне о правильности ответа(Зеленый кружок- правильный ответ, красный-ошибка). Будьте внимательными и честными.(16-21слайд)
- Молодцы!
3. Домашнее задание.
- На этом мы не прощаемся с космосом. В вашем распоряжении целая неделя для выполнения домашнего задания. Задания на выбор.
1. Узнать о космосе что-то новое и рассказать нам об этом на следующем уроке;
2. найти и принести марки, значки, открытки о космосе;
3.составить «космический кроссворд».
-Урок подошел к концу. До свидания.(звучит музыка, дети выходят из класса)