Использование возможностей сети Интернет на уроке английского языка
Submitted by Ольга Васильевна Полякова on Wed, 27/04/2011 - 22:36
Содержание
Введение………………………………………………………………..2
1.Дидактические функции сети Интернет……………………………3
2.Использование Интернет-технологий и ресурсов Интернета……4
Заключение……………………………………………………………..8
Список литературы…………………………………………………….9
Введение
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает “международная сеть” (англ. internationalnet). Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей. Возможности использования Интернет – ресурсов огромны. Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Внедрение учебных Интернет-ресурсов в процесс обучения иностранному языку будет способствовать достижению основных целей обучения ИЯ в средней общеобразовательной школе.
1. Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Интернет, мультимедийных средств, также соответственно подготовленных учителем;
- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
- совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;
- пополнять свой активный и пассивный словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, а "горячих" проблем, интересующих всех и каждого.
2. В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К наиболее распространенным формам телекоммуникацииотносятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб-конференции и т.п. Информационные ресурсысети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Однако для того, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информации разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно использовали ее для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет-материалов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет. В отличие от форм телекоммуникации учебные Интернет-материалысозданы исключительно для учебных целей. В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-материалов: хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt), сабджект сэмпла (subject sampler), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook), и вебквест (webquest).
Использование кибернетического пространства в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.
Достоинства Интернета:
- оперативность передачи информации на любые расстояния;
- возможность доступа к отдаленным источникам информации;
При использовании Интернета на уроке идет интересный, захватывающий диалог двух или нескольких культур, а если проекты затрагивают страноведческий аспект, то расширяются общие знания школьников, возрастает заинтересованность не только в изучении английского языка, но и других предметов. Все учащиеся независимо от возраста и уровня обученности могут принять участие в любых видах связанной с использованием Интернет деятельности с истинным азартом, при этом исчезают языковые и культурные барьеры, улучшается успеваемость, школьники становятся уверенными в своих силах. Говоря о конкретных способах использования возможностей Интернет в обучении английскому языку следует выделить следующие, как наиболее эффективные:
Возможности Интернета
Оказываемый эффект
участие в телекоммуникационных международных проектах
повышение уровня владения языком, развитие общего кругозора, получение специальных, необходимых для выполнения конкретного проекта знаний
участие в текстовых и голосовых чатах
формирование способности к эмпатии и интерференции, умения находить общее и отличное в наших традициях и стилях жизни, вести диалог на равных
участие в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании
возможность получить объективную оценку знаний, самоутвердиться, подготовиться к экзаменам, участию в других видах конкурсов и олимпиад
публикация собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере
обобщение личного опыта и представление его на изучаемом языке
выполнение веб-квестов
развитие навыка работы с большим объемом информации страноведческого характера
Кроме того, учащиеся получают доступ к информационным ресурсам: 1) справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy); 2) поисковые системы (AltaVista, HotBob, OpenText, WebCrawler, Excite);
Интернет предлагает неограниченные ресурсы, которые могут быть использованы на уроке английского языка, для самостоятельной исследовательской работы как школьника, так и учителя. Вот лишь некоторые примеры:
- Обсуждение на уроке последних событийиз мира экономики, политики, искусства и науки. Готовые уроки, разработанные на основе публикаций в газете TheGuardianWeekly, можно найти на сайте www.onestopenglish.com. Каждая тема разработана для студентов и школьников с разным уровнем подготовки.
-Выполнение заданий в режиме он-лайн .Школьники могут заполнять регистрационные формы и анкеты, совершенствуя навыки письменной речи. Существуют регистрационные формы с минимальным количеством
личной информации, а также и более сложные формы, которые можно найти на сайте www.monster.co.uk. Этот сайт будет полезен школьникам для создания своих резюме и портфолио.
-Интернет предоставляет неограниченные возможности для подготовки докладов, рефератов и презентаций, для проектной работы учащихся.
-Регистрация на бесплатные электронные уроки. Данные методические разработки, выполненные учителями-практиками и ведущими методистами, не только помогут разнообразить занятия, но и существенно сэкономят время при подготовке к уроку. Электронные уроки можно получать ежедневно или ежемесячно в зависимости от выбранного варианта подписки. Все электронные уроки снабжены ссылками на дополнительные Интернет-
сайты, которые относятся к данной теме.
-Выходит ежемесячный MEDMagazineс множеством статей о новых словах и их использовании в языке. Знакомство с разделом WordoftheWeekдает возможность познакомиться с неологизмами, которые не зарегистрированы в современных толковых словарях английского языка.
-Неограниченными возможностями обладают компьютерные версии словарей МаcmillanEnglishDictionaryиMacmillanEssentialDictionary. Для удобства пользователей также предлагается сетевая версия. Словарь содержит информацию о новых устойчивых словосочетаниях и идиомах современного английского языка. Школьники могут прослушать правильное произношение слова как в британском, так и в американском вариантах английского языка и совершенствовать свои фонетические навыки, используя раздел PronunciationPractice. Использование интерактивного атласа, игр и упражнений не только пополнит словарный запас и расширит знание о предмете, но и превратит обучение в увлекательную игру.
-Очень интересный материал для ознакомительного чтения можно найти на сайте http://www.alberts.com. Здесь предлагаются оригинальные тексты выдающихся деятелей Великобритании, США. Это политические высказывания, речи выдающихся представителей культуры, стихи. Это документы истории, свидетельствующие о конкретных событиях и дающие яркое представление об их авторах.
Заключение
Возможности использования Интернет-технологий не ограничены.Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока. Также следует помнить, что материалы, полученные из Интернета, надо предварительно подвергать тщательному анализу, поскольку в них могут быть и ошибки, и заведомо ложные стереотипы, которые кто-то пытается навязать через электронную сеть не очень разборчивым пользователям.
Список литературы
1.Сысоев П.В.,Евстигнеев М.К. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm
2.Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2001. – Вып. 2 – с. 14–19.
3. Осипова С. Ю. Использование новых информационных технологий и средств мультимедиа для формирования социокультурной компетенции учащихся на занятиях по иностранному языку. Интернет- http://www.rybso.ru/info/teacheryear/2007
4.Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку.// Иностранные языки в школе. – 2005. – Вып. 8 – с. 102–103.
5.Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2001. – Вып. 3 – с. 5–12.
6.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.:АСТ:Астрель,2009. – 238с.