Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внеклассное мероприятие "Музыкотерапия"

Фото пользователя Татьяна Васильевна Ишалина
Submitted by Татьяна Васильевна Ишалина on вс, 24/04/2011 - 13:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ишалина Т.В.
Место работы, должность: 

ГОУ РМЭ Политехнический лицей-интернат, учитель химии и биологии

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Естествознание
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
<p> Влияние музыки на здоровье человека и окружающую среду</p>

 

ГОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат»

 

 

Сценарий

внеклассного мероприятия на тему:

Музыкотерапия

 

 

составитель: учитель биологии

Ишалина Т.В.

 

 

 

2011 год

Цель:

формирование потребности в здоровом образе жизни

Задачи:

  1. формирование активной творческой личности;
  2. повышение культурного уровня учащихся;
  3. активизация познавательной активности учащихся;
  4. воспитание чувства прекрасного;
  5. развитие творческого мышления учащихся.

Подготовительный этап работы

  1. Создание творческой группы;
  2. Составление и обсуждение сценария;
  3. Распределение заданий между членами творческой группы:

 

№ п/п

ФИО

Задание

1

 

Подготовить сообщение о влиянии колокольного звона на организм человека

2

 

Декламация стихов о музыке

3

 

Подготовить сообщение на тему: «Механизм влияния музыки на организм человека

4

 

Подготовить сообщение на тему: «Влияние рок-музыки на организм человека»

5

 

Подготовить сообщение на тему: «Влияние абсолютной тишины на человека»

6

 

Провести анкетирование учащихся группы, проанализировать и доложить его результаты

7

 

8

 

Снять и смонтировать видеосюжет на тему «Ваше отношение к музыке» - опрос учителей и учащихся; техническое обеспечение

9

 

10

 

Создание электронных презентаций,

подготовка фотографий

11

 

12

 

Собрать и проанализировать материал о влиянии различных жанров музыки, нот, звуков, музыкальных инструментов на организм человека и создать памятки для учащихся «Музыкальная аптека»

13

 

14

 

15

 

Подготовить сообщение на тему: «Эффект Моцарта»

16

 

Подготовить сообщение на тему «Фиточай»

17

 

Подготовить сообщение на тему «Тонизирующий фиточай с лепестками розы»

18

 

Подготовить сообщение на тему «Влияние музыки на воду»

19

 

Организация чаепития

20

 

21

 

22

 

Исполнить на скрипке….

  1. Проведение заседаний творческой группы;
  2. Оформление кабинета – привлекаются все учащиеся 9в класса

Оформление кабинета:

  • «Кленовые листья» со стихами о музыке;
  • фотографии на тему «Любимый уголок родного края»

 

Техническое оснащение

  • компьютер для демонстрации электронных презентаций и видеофильма;
  • магнитофон для проигрывания  аудиодисков

 

Используемые музыкальные фрагменты:

  •  «Маленькая ночная серенада» Моцарта;
  • «Лунная соната» Бетховена;
  • колокольный звон;
  • рок-музыка;
  • инструментальная музыка

 

Учитель приветствует всех собравшихся

Напомню вам, что, мы проводим целую серию внеклассных мероприятий «Формула здоровья».

Мы поговорим на темы: «Четвероногая аптека» - о лечении с помощью животных, «Друзья и враги среди цветов» - о некоторых аспектах фитотерапии, «Наркотик – путь в никуда» - о профилактике наркомании, о вреде курения «Унесенные дымом» и танцетерапии.

Тема сегодняшней встречи: «Музыкотерапия».

Учитель:

До недавнего времени сведения о лечении музыкой публиковались у нас в разделе курьезов, и подобные факты воспринимались как забавные анекдоты. Однако, обратившись к истории можно утверждать, что воздействие музыкой на человека – один из самых древних методов лечения, возникший одновременно с появлением первобытных целителей.

Музыкотерапия –это медицинское направление, использующее музыку с лечебно-профилактической целью.

Музыка – самое божественное и духовное из всех искусств. Музыка... Такая земная и неземная. Музыка - словно отражение иного пpостpанства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и в шелесте листьев, и в пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце – сама музыка. В час восхода оно поет Земле песню о встрече, а при заходе – мелодию pазлyки. В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать мyзыкy мира, понимая ее единство со всем сyществyющим в пpиpоде.

Музыка – один из наиболее древнейших способов исцеления от болезней.

Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины.

Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство

В колыбелях человеческой цивилизации - Китае и Индии, Египте и Древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали звуки музыки для врачевания

Истории известны случаи, когда музыка творила настоящие чудеса.

Так в 14 веке в Западной Европе с помощью спокойной инструментальной музыки была прекращена эпидемия знаменитой виттовой пляски. Авиценна уже 1000 лет тому назад лечил музыкой нервно-психических больных.

В настоящее время МТ используется как оригинальный, самостоятельный вид терапии, так и в сочетании с другими формами терапии и психотерапии. Созданы центры и институты музыкотерапии.

Музыка воздействует на организм человека через 3 основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Музыка влияет на такие физиологические параметры, как артериальное давление, частоту сердечных сокращений, дыхание, увеличивает активность коры головного мозга; воздействует на иммунную и эндокринную системы; уменьшает уровень стрессогенных гормонов. Музыкотерапия это лекарство, которое слушают. Специально подобранные мелодии снимают гнев, психическое напряжение, улучшают настроение.

Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей.

Каков же механизм действия музыки на организм?

Об этом нам расскажет Сушенцова Инна.

Сушенцова Инна:

Большинство музыкальных ритмов согласуется с естественными ритмами организма – дыханием, сердцебиением и биотоками мозга. Звуки улавливаются ухом и через рецепторы передаются в мозг, который реагирует на это возбуждение.

На кафедре акустики МГУ провели исследования некоторых композиций рок - и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем вычислял, как такая музыка влияет на человека.

Выяснилось, что люди, предрасположенные к нервным расстройствам, после двух-трех прослушиваний отдельных композиций впадали в состояние близкое к психическому срыву. У них начинали дрожать руки, терялась острота не только слуха, но и зрения, в крови повышалось содержание адреналина, подскакивало давление, начинало болеть сердце.

Для гипертоников и сердечников подобная музыка может оказаться смертельной. Но и у практически здоровых людей определенная музыка вызывает потерю реакции и ухудшение работоспособности.

Звуки питают мозг энергией. Ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, - ухо предназначено для того, чтобы питать энергией разум и тело.

Учитель:

Спасибо, Инна. Инна затронула тему влияния рок-музыки на организм человека – сообщение на эту тему приготовила Липатникова Вера.

Липатникова Вера:

Рок-музыка влияет на состояние человека негативно – приведу лишь некоторые факты:

  • рок-музыка воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но их  воспринимают наши органы, и это может действовать разрушающе на мозг по принципу “25-го кадра”;
  • если слушать рок-музыку несколько часов подряд -  в желудке начинается выделение избыточной соляной кислоты, что может привести к обострению язвенной болезни;
  • низкочастотные колебания бас-гитаpы негативно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости;
  • pазpyшительное воздействие на человеческий организм оказывают свеpхгpомкие звуки - подобною мyзыкy специалисты называют "мyзыкой-yбийцей", "звуковым ядом". Она способствует развитию глухоты, от которой в настоящий момент страдает больше 20% молодых людей;
  • ритмы тяжелого рока вызывают в мозгу синтез сложных органических веществ, действие которых аналогично действию «внешних» наркотиков;
  • рок-музыка способна подтолкнуть психику человека к саморазрушению. До сих пор не выяснены истинные мотивы самоубийства  солиста группы “Лесоповал”, гитаристов групп “Черный кофе” и “Алиса”. Психолог Азаров “прогнал” через компьютер все сочинения этих коллективов и обнаружил, что в их музыке часто повторялось одно роковое сочетание нот, ведущее к самоуничтожению. Психолог считает, что это и есть тот “звуковой яд”, который способен довести человека до сумасшествия.

Звучит рок-музыка

Учитель:

Да – сильное впечатление. В Древней Греции за нарушение музыкальных канонов приговаривали к смертной казни композиторов и исполнителей. Неизвестно какой была бы судьба этой группы в Древней Греции.

А на Руси много веков в горе и радости, в будни и праздники звенят колокола

Звучит колокольный звон – праздничный звон

 

 

Учитель:

На Руси издавна целительным считается колокольный звон. С чем это связано?

Об эффекте колокольного звона нам расскажут Кузьмин Андрей и Боякова Ксения.

Кузьмин Андрей:

Звуки колоколов способны влиять на работу кровеносной и лимфатической системы, колокольный звон убивает микробы и бактерии – этот эффект связан с ультразвуком.В рамках проводившегося в Ростовской области исследования брали пробу воздуха после звона колоколов, и в   результате «атмосфера оказалась такой стерильной, какая бывает в больничной операционной». На Руси в стародавние времена было принято беспрестанно звонить в колокола во время эпидемий.

Елена Задубовская в книге «Лечение колокольным звоном» отмечает: «Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно   исцеляются колокольным звоном. Сделанные выводы были просто потрясающими. Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых буйных душевнобольных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон». Звуковые колебания, производимые колоколами, благотворно воздействуют на психику человека. Многие онкологические больные засыпают под воздействием звона, при том,  что до его применения боль не давала им уснуть.

Учитель:

Есть люди, которые предпочитают музыке тишину. Хорошо ли это? Может быть, для человека действительно более приемлема тишина? Ответ на этот вопрос  попыталась найти Ильина Вероника.

Ильина Вероника:

По восприятию музыки люди делятся на зависимых и чувствительных. Для первых мелодический фон — акустический наркотик, повышающий адреналин. Для второго типа людей музыка неприятна — им предпочтительнее тишина.

Но абсолютная тишина для человека еще более разрушительна, чем рок-музыка. Если человека искусственно “погрузить” в “звуковой вакуум”, то он больше 40 часов не выдержит. В шумоизоляции теряется чувство реальности, уменьшается пульс, начинается депрессия. Недаром в средние века в монастырях громким пением и игрой на музыкальных инструментах спасались от искушений дьявола.

Учитель:

Музыка обращена скорее к сердцу, чувствительности. Музыка создает атмосферу. Она немедленно рождает чувства.

Классическая музыка формирует у людей углубленное и целостное представление об окружающей действительности и гармонично развивает их эмоциональную сферу.

У каждого человека есть любимая музыка.

Анжелика и Юля проанализировали результаты анкет, которые заполнили учащиеся лицея.

Кудряшова Анжелика:

Как мы выяснили, большинство из нас предпочитает  слушать популярную музыку – 53 %, на втором месте  - хип-хоп - 10 % и на третьем рок – 7 %. Классическую музыку слушают лишь 3 человека.

 

Среди причин, по которым нам нравиться та или иная музыка чаще всего встречались следующие:

  • музыка улучшает настроение – 45 %
  • музыка снимает психологическое напряжение -  40 %
  • музыка дает выход энергетике человека – 10 %

Юрьева Юля:

90 % считают, что музыка оказывает влияние на психологическое состояние и лишь 15 % считают, что музыка оказывает влияние и на физическое состояние. Большинство из нас (83 %) не знают о влиянии различных жанров музыки на организм человека и  хотели бы узнать об этом  92 %.

Учитель:

Спасибо за такие интересные данные – ещё одно исследование проводили Данис и Настя – они сняли небольшой видеосюжет.

Бадрутдинов Данис:

Мы решили узнать какую музыку любят слушать наши учащиеся и учителя – всем им мы задавали один и тот же вопрос «Какую музыку вы любите и почему?». Сейчас вы увидите наш видеосюжет.

Демонстрируется видеофильм

Учитель:

Этот видеосюжет,  ещё раз доказывает, что все мы разные и поэтому нам нравиться разная музыка. Разные жанры музыки оказывают на человека различное действие.

Музыка — язык, который понимают все. Он гораздо выразительнее, чем любой другой, поскольку воздействует на подсознание и обращается к душе человека. Музыка — лучшее из средств  для очищения души и тела.

Звучит музыка – «Маленькая ночная серенада» Моцарта – на её фоне читаются стихи М.Ю. Лермонтова

Александрова Мария:

Что за звуки! Неподвижен внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

Всемогущий! что за звуки! жадно

Сердце ловит их,

Как в пустыне путник безотрадной

Каплю вод живых!

И в душе опять они рождают

Сны веселых лет

И в одежду жизни одевают

Всё, чего уж нет.

Учитель:

По мнению специалистов именно музыка Моцарта самая необыкновенная: не быстрая и не медленная,  плавная, но не занудная — этот музыкальный феномен так и назвали — “эффект  Моцарта”. Об эффекте Моцарта приготовила сообщение Николаева Катя.

Николаева Катя:

Популярный актер Жерар Депардье испытал «эффект Моцарта» в полной мере. Дело в том, что юный амбициозный Жерар, приехавший покорять Париж, плохо владел французским, и  сильно заикался. Известный врач Альфред Томатис  посоветовал Жерару каждый день по два часа слушать Моцарта. Через несколько месяцев Депардье говорил, как пел.

Слушание музыки Моцарта усиливает нашу мозговую активность. При этом музыка Моцарта повышает умственные способности y всех - как y тех, кто любит Моцарта, так и y тех, кому она не нравится.

Произведения Моцарта снижают риск наступления приступов при эпилепсии,  улучшают зрение и уменьшают боли в суставах.

 

Учитель:

Как я уже говорила - в настоящее время музыкотерапия применяется очень широко. Был специально разработан пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.

Так, например, для уменьшения раздражительности можно прослушать «Лунную сонату» Бетховена.  Я предлагаю вам провести сейчас  небольшое упражнение – оно называется «Прогулка» - и представляет собой сочетание двух методов – музыкотерапии и релаксации. Наша прогулка будет проходить под «Лунную сонату» у Бетховена.

Звучит отрывок из «Лунной сонаты» Бетховена, используются аромолампы с хвойным маслом.

Обратите внимание на экран – «Представьте, что идете по берегу озера. Над вами ярко- голубое небо с пушистыми облаками. Тихо плещется вода о камни, невдалеке видны стройные сосны. Вы ощущаете на своем лице легкий приятный ветерок, песок приятно греет босые ноги, вы ощущаете запах хвои. Дышится легко, воздух проникает при вдохе в самую глубину легких. Побродите по этому берегу, осматривая окрестности, наслаждаясь отдыхом, постепенно обретая внутреннее равновесие.

Музыка передает жизнь окружающего мира, мысли человека, красоту природы. И неброскую красоту природы нашего края  

«Где нужно всмотреться,

Где вслушаться нужно»

попробовали разглядеть наши студенты, и их фотографии мы видим на экране и на нашей импровизированной выставке.

 

Под музыку демонстрируется видеоряд фотографий

Учитель:

Мы рекомендуем каждому человеку держать "под рукой" домашнюю аптечку с музыкально-терапевтическим набором аудиокассет или музыкальных дисков. Её  желательно чаще применять в профилактических целях!

Специально для вас подготовили памятки об использовании музыки в лечебно-профилактических целях. Сейчас Владик Чупшев представит нам памятки.

Владик Чупшев:

Эти памятки мы назвали «Музыкальная аптека». Чувствовать себя лучше человеку помогают не только определенные мелодии, но и определённые инструменты, ноты, звуки. Подробную информацию об этом вы найдете в наших памятках. В них также приведены музыкальные рецепты для взрослых и детей и пакет классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния людей.

Во время этих слов всем учащимся раздаются памятки «Музыкальная аптека» и кленовые  листья со стихами о музыке

Учитель:

Мы сняли раздражение, а теперь поднимем наш жизненный тонус, улучшим самочувствие, активность, настроение. Для этого мы используем сочетание двух методов: музыкотерапии и фитотерапии.

 

Учащиеся вносят Фиточай, звучит инструментальная музыка

 

Учитель:

Я предоставляю слово Семушкиной Ане, Ивановой Наташе

Семушкина Аня:

Мы предлагаем вам выпить чай и не просто чай, а целебный травяной напиток – фиточай.

Травяной чай — это дар лета. Яркие цветы, вкусные и полезные ягоды, сочные травы отдают нам свою целебную силу, наполняют бодростью, омолаживают, возвращают стройность…  

Одним словом, каждая чашка ароматного фиточая заряжает красотой и здоровьем

Не зря на Руси были так популярны отвары, которые готовили из листьев и ягод смородины, малины, вишни, черники, зверобоя, клевера, сухих лесных и садовых ягод, кореньев. А рецепты лечебных снадобий наши предки собирали в травники, бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

 

Иванова Наташа:

Для поднятия жизненного тонуса рекомендуется, например, фиточай с лепестками розы. Лепестки розы повышают сопротивляемость организма болезням, тонкий аромат розы успокаивает нервную систему и в то же время поднимает тонус и улучшает настроение. Зеленый чай снижает аппетит, черный чай активизирует ферментативную активность систем пищеварения. Календула обладает антибактериальным действием.

Семушкина Аня:

И это ещё не все – вода, которую мы будем использовать для приготовления чая – не простая – на неё в течение 1 часа действовали с помощью музыки Шопена. Вода хранит информацию, которую ей передают с помощью звуковых вибраций. Структура воды изменяется под воздействием музыки и приобретает лечебные свойства. В Японии были проведены исследования изменения структуры воды под влиянием музыки. Вот так выглядит структура воды из озера Фудживара –  темная, аморфная, без выраженной кристаллической решетки. А на другой фотографии вы видите ту же воду, после того как над ней читал молитвы священник – образовался кристалл гармоничной формы. Опыты проводились и над чистой дистиллированной водой – она образует аморфные структуры, но не кристаллы. А под воздействием музыки Шопена строит утонченные симметричные формы. Под влиянием же музыки «тяжелый металл» вода не образует кристаллы, а лишь хаотичные фрагментарные структуры.

Учитель:

 Человеческое тело, как вы знаете, на 70% процентов состоит из воды, поэтому  организм человека даже на физиологическом уровне реагирует на то, что мы думаем, ощущаем, что мы говорим и что слышим вокруг себя.

Сегодня мы много говорили  о музыке, но ничто не раскроет нам тайны музыки так, как это сделает живая музыка – пусть музыка говорит сама за себя.

Исполняется музыкальный фрагмент на скрипке– исполнитель Веткина Настя

Учитель:

Я хотела бы поблагодарить всех вас за внимание и выразить благодарность всем участникам нашей встречи. Я предлагаю всем пройти в соседнюю аудиторию, где вас ждет тонизирующий фиточай.

Все учащиеся проходят для чаепития в соседнюю аудитории подинструментальную музыку.

Примечание: мероприятие сопровождается электронной презентацией и музыкой.

Прикрепленный файл Size
музыкотерапия 2.ppt 296.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн