« гордиев узел »
Ход игры
[ По- древнегреческому преданию, фригийский царь Гордий основал город Гордион и пожертвовал храму Зевса свою колесницу. К дышлу колесницы Гордий привязал, запутанным узлом, ярмо. Оракул предсказал, что тот, кто развяжет узел, будет владеть всей Азией. Александр Македонский во время стоянки в Гордионе, в ходе своего похода против персов, разрубил Гордиев узел мечом. Отсюда произошло выражение « разрубить Гордиев узел » - значить принять простое, смелое решение запутанного вопроса. ]
В игре участвуют две-четыре команды-«Красные», «Синие», «Желтые» и «Зелёные»- с отличительными знаками. На доске четыре ленты соответствующего цвета с пятью узлами. При правильном выполнении каждого задания судьи развязывают один узел. Побеждает команда, которая « развяжет » больше узлов. Игра начинается с традиционного представления команд - название, девиз, приветствие. После приветствия командам вручается по карточке с заданием, одинаковым для всех команд. Главное – выполнить его быстрее, причем правильно.
Узел 1.
Заполните таблицу, ответив на вопросы, и получите ключевое слово. Цифра над клеткой – номер вопроса, цифра под клеткой – номер буквы в ответе.
Задания для команд( на карточках )
1 2 3 4 5 6 7 8
1 1 5 8 1 1 2 2
- Прибор для измерения силы.
- Масса является мерой ………. тела.
- Кем впервые в русский язык было введено слово « физика »?
- Мельчайшая частица данного вещества.
- Если одно из двух взаимодействующих тел получает большую по
модулю скорость, значить его ….. меньше .
- Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него
других тел называют …….. .
- Отношение s/t называют ……… .
- Буквой « g » обозначают ускорение свободного ……. .
ответы: Динамометр, Инертности, ЛомоНосовым, молекулА, Масса,
Инерцией, сКоростью, пАдения
Задание для болельщиков ( на доске )
1 2 3 4 5 6 7
1 3 3 5 4 1 7
- Единица длины.
- Отношение m/vназывают ……… .
- Для измерения мускульной силы руки при сжатии кисти в кулак
применяют ……. .
- Единица силы.
- Прибор для измерения скорости тела.
- Расстояние между ближайшими штрихами любого измерительного
прибора называют ….. деления.
- м/с , км/ч ,км/с – это ……. скорости.
ответы:
Метр, плОтность,сиЛомер,НьютОн,спиДометр,Ценой,единицЫ
Подводятся итоги конкурса. Команды « развязывают » узлы, болельщики
получают жетоны.
Узел 2
Задания для команд. Укажите название физических величин.
- Сила, равная геометрической сумме всех приложенных к телу сил, называется
……….
- Сила, с которой тело воздействует на опору или подвес, вследствие притяжения к
Земле, называется ………
- В деформированном теле возникает……..
- При равномерном движении не изменяется …….
- Длина участка траектории ………
- Отношение массы тела к его объёму ……..
- Мера взаимодействия тел ……..
- Сила, с которой земля притягивает к себе все тела, называется ...
- Отношение силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой
поверхности ……..
- Произведение времени движения тела к пройденному пути есть……
ответы:
1.…..равнодействующей.
2…..весом тела
3…..сила упругости
4…..скорость
5..…путь
6…..плотность
7…..сила
8…..силой тяжести
9..…давление
10…ошибка…
Задание для болельщиков. На названную букву алфавита (буква называется любой, например «М») запишите:
Ученного…………………….(Менделеев)
Физическое тело……………(мочалка)
Вещество ……………………(медь)
Явление природы…………..(молния)
Прибор ………………………(манометр)
Единицу физ.величины…….(метр)
Физическую величину………(масса)
Подведение итогов конкурса
Рекламная пауза(сценка в исполнении учеников)
-возвращение из школы. Что может быть приятнее и радостнее, чем сознание предстоящего отдыха? Но сегодня ему совсем не радостно. Скоро придут родители , а у него в дневнике двойка по алгебре и истории.
-и тогда, я решил попробовать новый «Тайд». О ,чудо! Порошок не подвел! Двойки исчезли. Удивительно чистый дневник! Чистота – чисто «Тайд»!
Игра на внимание(принимают участие все желающие)
- Приглашаются три человека. Им выдают по газете и просят как можно быстрее сделать шапку. Когда шапка на голове, задают вопрос: «Как называлась газета, из которой вы сделали шапку?»(Победители получают жетон.)
- Приглашаются два человека. Их просят выполнить несколько действий: руки вверх, вниз, присесть, повернуться на право, налево и т.д. Затем ребята выходят за дверь, а ведущий обращается к зрителям: «Во что одет Игорь? Какого цвета глаза у Алёны?»И т.д. (Победители получают жетон.)
Узел 3 «на том же месте»
Задания для команд. Коля и Лена договорились встретиться после уроков в парке в 15-00.
От Колиного дома до парка 1000м, от Лениного дома до парка 0,6 км. Лена рассуждала так: «Я живу ближе, могу выйти позже». Коля рассуждал так, я хожу быстрее, чем Лена, всё равно приду в парк раньше ». Придётся ли кому-то ждать, если они вышли из дома одновременно, но Лена шла со скоростью 60 м/мин, а Коля со скоростью 1,3 м/с?
(ответ :Коля опоздает на 2,8 минуты tколи=1000/1,3=769сек.=12,8мин,tлены=600/1=600=10мин)
Задание для болельщиков. На каждую букву слова «электромагнит»подберите физический термин.
Подведение итогов конкурса
Рекламная пауза
-я теперь всегда улыбаюсь. Встаю утром и улыбаюсь, пью утренний сок и улыбаюсь, потом иду гулять и снова улыбаюсь. Угадайте почему? Да потому, что я сам, без посторонней помощи, сделал домашнюю работу по физике!
-Выполняйте домашнюю работу по физике - и у вас всегда будет хорошее настроение!
Узел 4 «найти ответ» (определить вещество, из которого изготовлено
данное тело)
Задания для команд.
Приборы и материалы:весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), твёрдое тело, плотность которого надо определить, нитка.
Указание к работе:
- Измерьте массу тела на весах
- Измерьте объём тела с помощью мензурки
- Рассчитайте по формуле p= m/vплотность данного тела.
- По таблице плотности определить вещество.
Задание для болельщиков
«Нешкольные задачи по физике»
- Кто из учителей: химик, математик, историк, биолог или физик,
- стоя осенью под яблоней, быстрее догадается, почему его так часто стучат по голове?( конечно, физик! )
2.В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девочка, чтобы не делиться с подругами, спрячет её за пазухой?(в ужасном состоянии, она растает и станет жидкой)
3.Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин паспорт окунуть в подсолнечное масло?(нет, они будут отталкиваться друг от друга, вода отказывается смачивать жирные поверхности)
4.Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объёма? (нет не воздух, т.к. воздух-вещество, а физических тел без формы и объёма не бывает)
5.Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся на первый взгляд, сплошными. Верна ли эта гипотеза? (верна, не только одноклассницы, но и даже их ботинки тоже состоят из очень маленьких частичек)
6.Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?(взаимное притяжение молекул)
Вот закончился урок,
Подвели мы итог
Знания пошли нам впрок.
Я хочу совет вам дать:
Надо физику читать,
Чтоб задачи все решались
И ответы получались!
Узел 5 «получить ответ»( рассмотреть ряд задач и
получить ответ)
|