Submitted by Ирина Феофиловна Иванкова on пн, 18/04/2011 - 17:27
Кейс-метод обучения - это метод активного обучения на основе реальных или модельных готовыхситуаций.
Применение кейс - технологий позволяет развивать навыки решения проблем.
Цели, реализуемые в кейс-технологии.
Интеллектуальное развитие обучаемых
Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций
Развитие коммуникативных навыков
Приобретение опыта поиска и выработке альтернативных решений
Основой кейс-технологииявляется готовый кейс (ситуация), как соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных фактов и явлений
Структура кейса
Введение
Основная часть. Описание сути проблемы, выявление проблемной ситуации
Задания, вытекающие из кейса
Организация деятельности учащихся-командная форма работы (групповая)
Критерии разработки кейса
Соответствие проблематики кейса содержанию и дидактическим целям предмета
Определение учебных тем, на которые опирается данный кейс
Достаточный уровень знаний учащихся в предметной области кейса
Кейсы используются в конце изучения больших тем, чаще всего бывают межпредметные.
Ограничения на использование кейс-технологии
Не эффективно в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, не имеющей альтернативных путей решения.
Не следует использовать вначале учебного процесса, когда у учащихся нет начальных знаний. Кейс- технология требует опоры на уже имеющиеся предметные знания.
Разновидности кейс технологии
Поиск решения. Предложено много выходов из ситуации и выбрать оптимальное.
Нахождение проблемы. Суть проблемы не очевидна, основное время и внимание уделяется вычленению проблемы. Решение может быть известно.
Почтовая корзина(что? Где? Когда?0 Решение проблемы в условиях ограниченного времени, вырабатывает умение быстро принимать решение
Оценка решения. Проанализировать ситуацию и критически оценить предложенное решение, может быть, предложить свое более оптимальное
Поиск информации. Ситуация описана не полностью, нехватающие данные необходимо выявить и найти
Этапы проведения кейс-технологии
Подготовительный этап
Учитель составляет кейс, т.е. обдумывает тему и собирает информацию
Учитель определяет вид кейса: печатное, видео, аудио, мультимедиа
Основное требование к кейсу:
Ситуация должна быть актуальна
Не иметь очевидного решения
Соответствовать тематике учебного материала
Отсутствие авторской оценки проблемы
Представленная информация кейса должна быть противоречива
Основной этап. Проведение занятия с кейсом. Результаты могут быть оформлены в виде мини-проекта
Заключительный этап. Подведение итогов по следующим критериям:
Количество правильных ответов на поставленные вопросы
Самостоятельность решения
Нетрадиционность решения
Высокий уровень практического обоснования и подтверждение выдвинутых гипотез.
Примеры кейсов, используемых в моей работе на уроках химии.
Кейс « Шпионские штучки»
Из романа А. Конан Дойла «Собака Баскервилей»: « Чудовище, лежащее пред нами, поистине могло, кого угодно испугать своими размерами и мощью. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. «Фосфор», - сказал я.»
Задание.
Есть ли в этом тексте химическая ошибка. Если есть указать, и объяснить.
Подберите информацию об использовании химических веществ в преступных целях (например, шпионских). Какими источниками информации вы пользуетесь? Почему?
Проведите дома небольшой эксперимент: напишите тайное письмо другу молоком на бумаге. Хорошенько просушите бумагу и попросите его прочесть. Что он для этого должен сделать?
На основании собранной информации постройте классификацию использования химических веществ в тайных целях. Отчет представить в виде компьютерной презентации.
Кейс «Платье для металла»
В начале XXвека из Нью-Йоркского порта вышли в открытый океан красавица-яхта. Её владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы удивить свет. Корпус был сделан из очень дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными заклепками. Это было красиво-сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться, и яхта пошла быстро ко дну.
Задания.
Что же случилось с яхтой. Предложите свой способ спасения яхты.
Исследуйте свою квартиру, дом и установите, где использованы антикоррозионные покрытия. Постройте классификацию антикоррозионных покрытий на основании области их применений.
Найдите дополнительную информацию о коррозии и способах борьбы с ней.
Отчет о проделанной работе предоставить в произвольной форме.