Официальный сайт forexnw 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья

Фото пользователя Елена Игоревна Скоробогатова
Размещено: Елена Игоревна Скоробогатова - вс, 17/04/2011 - 16:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Скоробогатова Е.И.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ р.п. Озинки педагог-психолог
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
Школа... учитель...ученик... здоровье.... Тема многогранна, актуальна и сложна. Предлагаемый материал раскрывает мое видение рецепта сохранения здоровья младших школьников в современной школе.

 

Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья

(выступление в рамках РМО учителей начальных классов).

 

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей, особенно младших школьников, имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. При этом ответственность за поддержание психологического здоровья в школе несёт весь педагогический коллектив, администрация школы, родители и школьный психолог.

Всемирная организация здравоохранения выделяет школу как наиболее перспективный участок воздействия на формирование поведенческих установок детей в области здорового образа жизни.

Согласно ВОЗ, здоровье – это комплекс физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

В свою очередь, Всемирная организация здравоохранения наряду с определением понятия «здоровье» предлагает определение понятия «психическое здоровье», подразумевающее отсутствие выраженных психических расстройств и наличие определенного ресурса, позволяющего преодолевать неожиданные стрессы и затруднения.

А сейчас я предлагаю рассмотреть основные“школьные” факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся. Их условно можно разделить на 2 группы – активно и недостаточно обсуждаемы.

Активно обсуждаемые и изучаемые:

  • перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
  • несовершенство учебных программ и технологий;
  • авторитарный стиль преподавания;
  • неправильное питание учащихся;
  • недостаточное финансирование школы...

Недостаточно обсуждаемые и изучаемые:

  • недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
  • неблагополучное состояние здоровья учителей;
  • недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).         

 - Кстати, мы упомянули толерантность. Дайте определение этому понятию.

В продолжение нашего разговора предлагаю выполнить разминку “Волшебный мешок”. Каждый участник вытаскивает из мешочка фигурку и пытается связать ее с толерантностью. Например, у меня мяч. Он ассоциируется у меня с земным шаром. Я считаю, что толерантность должна быть присуща всем жителям Земли и т.д.
 

Я думаю, что вы слышали известную педагогическую присказку, что для дошкольника главное лицо — мама, для младшего школьника — учитель, для подростка — сверстники. И оттого, как ребенок воспринимает главное лицо, во многом зависит его психологическое здоровье.

 Известно, что "слово лечит, слово и калечит". Умело и вовремя сказанными словами можно усиливать познавательную деятельность человека, формировать и корректировать его нравственное развитие,  снимать утомление, нервно-эмоциональное напряжение.

Эмоциональное благополучие, чувство успешной деятельности становится решающим условием душевного здоровья школьников, исключает появление тревожности, невротических отклонений, формирует активную жизненную позицию.

При изучении, например, адаптации учащихся первых классов к школе было выяснено, что личность учителя имеет большее значение, чем организация режима дня, чередование уроков, учебная нагрузка и другие психогигиенические факторы. Искусство улыбки, интонация голоса, поощрение взглядом, проявление толерантности – это все слагаемые психотерапевтического воздействия на ученика. Давно доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Стиль педагога с учеником формирует самооценку школьника и его самосознание, что отражается на здоровье.

- А вот требовательный, суровый, резкий учитель воспринимается учащимися как злой и сердитый. Верно выбрать тональность общения с ребенком, правильную тактику индивидуального подхода к нему - задача каждого взрослого.

Чтение и обсуждение стихотворения  “Сентиментальная прогулка внутрь” Краснянского С.
 

Одним из самых травматичных факторов, оказывающих влияние на ухудшение здоровья школьников, является общая стрессогенная система организации образовательного процесса.

Направления деятельности педагога-психолога начальной школы по сохранению психологического здоровья:

1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов.

2. Психологическая консультативно-просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса. Эта работа  нацелена на ознакомление  со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки и помощи, а также создания в семье и школе благоприятного психологического климата.                                                     

3. Психодиагностика образовательного процесса.

4. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая работа).

5. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся “группы риска”.

В целом, деятельность психолога в школе осуществляется через взаимодействие с администрацией школы, родителями, классными руководителями и основана на идее сотрудничества.

На мой взгляд, рецепт сохранения здоровья в современной школе должен выглядеть так:

А* · В** = С***, где

*А – Здоровый учитель + любящий, грамотный, здоровый родитель (именно от взрослых зависит, каким будет ребенок в будущем)

**Б - режим дня,  правильное питание, комфортная среда в школе и дома, физическая культура 

*** С - здоровый ученик.

Ну, и как я уже отметила, немаловажным в сохранении  здоровья каждого ребенка является  психологическое здоровье педагогов. И, к сожалению, в последние годы все чаще и чаще говорят о проф.выгорании, т.е. о чувствах эмоциональной опустошенности и усталости, вызванных собственной работой.

Условия работы педагога являются основными причинами возникновения  выгорания, а именно:

- стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности

- беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость

- невнимание к своему здоровью

Я не буду подробно останавливаться на теоретических основах этого вопроса. Хочу лишь напомнить о симптомах выгорания:

- истощение, усталость;

- бессонница;

- негативные установки;

- пренебрежение исполнением своих обязанностей;

- увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

- усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);

- усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия)…

                                       Анкета “Экспресс-оценка выгорания”

Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “посвседневный” психический потенциал человека.

И сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приемами  снижения стрессового состояния и улучшения настроения.

1. Упражнение «Высокий забор».  Представьте, что вы стоите у высокого деревянного забора, по другую сторону которого находится фруктовый сад. В заборе выломана одна доска, и вам нужно проникнуть в сад через эту узкую щель так, чтобы не занозить себя. Втяните живот как можно сильнее и аккуратно начинайте пролезать через эту щель. Сильнее втягивайте живот и убирайте выступающие части тела. А сейчас вы уже по ту сторону забора, расслабьте мышцы живота максимально, как это возможно. Ваш живот отдыхает и находится в состоянии приятного расслабления… 2-3 раза.

2. Упражнение “Звуковая гимнастика” Сейчас я хочу познакомить вас со звуковой гимнастикой. Но прежде чем приступить к ее выполнению, следует придерживаться правила: спокойное, расслабленное состояние; выполняется стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук 3 раза.

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.

3. Упражнение “Лимон” (сидя или стоя)

- Помните,  любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, и вырабатывает собственные  приемы восстановления. Наверняка, эти приемы есть у вас. Может кто-то хочет поделиться с нами? (обсуждение)

4. Упражнение ”Комплимент с +” 

5. Подведение итогов, ответы на вопросы и т.д.

 

 

Прикрепленный файл Размер
презентация.ppt 7.36 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн