Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья
Размещено: Елена Игоревна Скоробогатова - вс, 17/04/2011 - 16:12
Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья
(выступление в рамках РМО учителей начальных классов).
Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей, особенно младших школьников, имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. При этом ответственность за поддержание психологического здоровья в школе несёт весь педагогический коллектив, администрация школы, родители и школьный психолог.
Всемирная организация здравоохранения выделяет школу как наиболее перспективный участок воздействия на формирование поведенческих установок детей в области здорового образа жизни.
Согласно ВОЗ, здоровье – это комплекс физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
В свою очередь, Всемирная организация здравоохранения наряду с определением понятия «здоровье» предлагает определение понятия «психическое здоровье», подразумевающее отсутствие выраженных психических расстройств и наличие определенного ресурса, позволяющего преодолевать неожиданные стрессы и затруднения.
А сейчас я предлагаю рассмотреть основные“школьные” факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся. Их условно можно разделить на 2 группы – активно и недостаточно обсуждаемы.
Активно обсуждаемые и изучаемые:
перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
несовершенство учебных программ и технологий;
авторитарный стиль преподавания;
неправильное питание учащихся;
недостаточное финансирование школы...
Недостаточно обсуждаемые и изучаемые:
недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
неблагополучное состояние здоровья учителей;
недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).
- Кстати, мы упомянули толерантность. Дайте определение этому понятию.
В продолжение нашего разговора предлагаю выполнить разминку “Волшебный мешок”. Каждый участник вытаскивает из мешочка фигурку и пытается связать ее с толерантностью. Например, у меня мяч. Он ассоциируется у меня с земным шаром. Я считаю, что толерантность должна быть присуща всем жителям Земли и т.д.
Я думаю, что вы слышали известную педагогическую присказку, что для дошкольника главное лицо — мама, для младшего школьника — учитель, для подростка — сверстники. И оттого, как ребенок воспринимает главное лицо, во многом зависит его психологическое здоровье.
Известно, что "слово лечит, слово и калечит". Умело и вовремя сказанными словами можно усиливать познавательную деятельность человека, формировать и корректировать его нравственное развитие, снимать утомление, нервно-эмоциональное напряжение.
Эмоциональное благополучие, чувство успешной деятельности становится решающим условием душевного здоровья школьников, исключает появление тревожности, невротических отклонений, формирует активную жизненную позицию.
При изучении, например, адаптации учащихся первых классов к школе было выяснено, что личность учителя имеет большее значение, чем организация режима дня, чередование уроков, учебная нагрузка и другие психогигиенические факторы. Искусство улыбки, интонация голоса, поощрение взглядом, проявление толерантности – это все слагаемые психотерапевтического воздействия на ученика. Давно доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Стиль педагога с учеником формирует самооценку школьника и его самосознание, что отражается на здоровье.
- А вот требовательный, суровый, резкий учитель воспринимается учащимися как злой и сердитый. Верно выбрать тональность общения с ребенком, правильную тактику индивидуального подхода к нему - задача каждого взрослого.
Чтение и обсуждение стихотворения “Сентиментальная прогулка внутрь” Краснянского С.
Одним из самых травматичных факторов, оказывающих влияние на ухудшение здоровья школьников, является общая стрессогенная система организации образовательного процесса.
Направления деятельности педагога-психолога начальной школы по сохранению психологического здоровья:
1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов.
2. Психологическая консультативно-просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса. Эта работа нацелена на ознакомление со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки и помощи, а также создания в семье и школе благоприятного психологического климата.
3. Психодиагностика образовательного процесса.
4. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая работа).
В целом, деятельность психолога в школе осуществляется через взаимодействие с администрацией школы, родителями, классными руководителями и основана на идее сотрудничества.
На мой взгляд, рецепт сохранения здоровья в современной школе должен выглядеть так:
А* · В** = С***, где
*А – Здоровый учитель + любящий, грамотный, здоровый родитель (именно от взрослых зависит, каким будет ребенок в будущем)
**Б - режим дня, правильное питание, комфортная среда в школе и дома, физическая культура
*** С - здоровый ученик.
Ну, и как я уже отметила, немаловажным в сохранении здоровья каждого ребенка является психологическое здоровье педагогов. И, к сожалению, в последние годы все чаще и чаще говорят о проф.выгорании, т.е. о чувствах эмоциональной опустошенности и усталости, вызванных собственной работой.
Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания, а именно:
- стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности
- беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость
- невнимание к своему здоровью
Я не буду подробно останавливаться на теоретических основах этого вопроса. Хочу лишь напомнить о симптомах выгорания:
Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “посвседневный” психический потенциал человека.
И сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приемами снижения стрессового состояния и улучшения настроения.
1. Упражнение «Высокий забор». Представьте, что вы стоите у высокого деревянного забора, по другую сторону которого находится фруктовый сад. В заборе выломана одна доска, и вам нужно проникнуть в сад через эту узкую щель так, чтобы не занозить себя. Втяните живот как можно сильнее и аккуратно начинайте пролезать через эту щель. Сильнее втягивайте живот и убирайте выступающие части тела. А сейчас вы уже по ту сторону забора, расслабьте мышцы живота максимально, как это возможно. Ваш живот отдыхает и находится в состоянии приятного расслабления… 2-3 раза.
2. Упражнение “Звуковая гимнастика” Сейчас я хочу познакомить вас со звуковой гимнастикой. Но прежде чем приступить к ее выполнению, следует придерживаться правила: спокойное, расслабленное состояние; выполняется стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук 3 раза.
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
3. Упражнение “Лимон” (сидя или стоя)
- Помните, любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, и вырабатывает собственные приемы восстановления. Наверняка, эти приемы есть у вас. Может кто-то хочет поделиться с нами? (обсуждение)