Задают вопросы по предыдущей теме. Слушают ответы.
2. Этап проверки и подготовки к занятию.
10 мин.
Проверка решения варианта 3 домашнего задания, беседа по вопросам к предыдущему занятию.
Рассказывают о своем решении домашнего задания, задают вопросы, отвечают на вопросы.
3. Ориентировочно-мотивационный этап.
3 мин.
Введение в проблемную ситуацию учащихся: нахождение ситуаций, требующих получения новых знаний.
Отвечают на вопросы учителя. Осознание проблемы и ее вербальное выражение в виде учебной задачи.
4. Этап изучения нового материала.
15 мин.
Рассказ учителя.
Слушают, отвечают на вопросы, задают вопросы.
5. Этап первичного закрепления знаний.
15 мин на уроке и самостоятельная работа дома.
Выполнение заданий практикума к уроку 4.
Ответы на вопросы читального зала учебника.
Работают за компьютером. Выполняют задания практикума к уроку 4 в электронном учебнике.
Дома читают учебник и отвечают на вопросы читального зала.
6. Контроль первичного закрепления знаний.
20 мин.
Обсуждение ответов на вопросы читального зала.
Отвечают на вопросы, задают вопросы.
7. Решение учебной задачи в новых условиях.
15 мин.
Решение заданий зачетного класса.
Выполнение заданий зачетного класса.
8. Рефлексивно-оценочный этап.
5 мин.
Беседа.
Ответы на вопросы. Подведение итогов в листе «Результаты работы на уроке».
9. Домашнее задание.
5 мин.
Сообщение д/з.
Запись д/з.
Конспект урока
I. Организационный этап
Приветствие. Выяснить, какие вопросы возникли при подготовке к уроку.
II. Этап проверки подготовки к уроку
В случае затруднения учащихся при решении домашнего задания к уроку 3, объяснить его решение. Для объяснения можно заготовить карточку с двумя таблицами: одна 6 строк по 10 столбцов, другая 20 строк по 40 столбцов. И еще одну карточку с таблицами, соответствующими размеру окон. Предложить ребятам вырезать из второй карточки «окно» и приложить его к таблице в первой карточке в соответствии с условием задачи.
Обсуждение вопросов:
Как записывают текст в многострочном редакторе?
Как исправляют ошибки набора внутри одной строки многострочного редактора?
Расскажите алгоритмы работы клавиш со стрелками в многострочном редакторе.
Расскажите алгоритмы работы клавиш Home и End.
Как добавить к тексту редактора пустую строку и установить курсор в её начало?
III. Ориентировочно-мотивационный этап
Вспоминаем выполнение практикума предыдущего урока. Задаем вопросы: случалось ли нечаянно нажимать клавишу Enter в середине строки? Как исправляли ошибку?
Случалось ли набирать не то слово, что нужно? Какой клавишей пользовались для устранения ошибки?
Объявляем задачу урока: освоить основные приемы редактирования.
IV. Этап изучения нового материала
Составим план решения поставленной учебной задачи:
Разобраться в алгоритме работы клавиши Enter.
Разобраться в алгоритме работы клавиши Delete.
Познакомиться со способами выделения фрагмента текста.
Разбираемся в алгоритме работы клавиши Enter:
Что получается при нажатии клавиши? (Получается новая строка)
Почему получается новая строка? (Следует рассказ учителя о назначении символа конца строки и о том, что когда мы нажимаем клавиши, соответствующие им символы попадают сначала в память редактора, и только потом он отображает их на экране. Но символ конца строки не отображается. Этот символ приказывает редактору начать вывод с новой строчки.)
Что нужно сделать, если в середине строки случайно нажали Enter? (Удалить не отображаемый символ конца строки.)
Как удалить символ конца строки? (Учитель рассказывает о работе клавиш Backspace и Delete.)
Как вставить внутрь текста пустую строку? (Следует рассказ о вставке пустой строки с помощью клавиш Backspace и Delete.)
Как удалить строку? (Рассказ учителя о способах выделения текста с помощью клавиатуры и с помощью мышки.)
V. Этап первичного закрепления знаний
Ребята работают за компьютером, выполняя задания практикума к уроку 4 в электронном учебнике.
На этом заканчивается первая часть занятия. В качестве домашнего задания ребята письменно отвечают на вопросы читального зала.
VI. Контроль первичного закрепления знаний.
Обсуждение ответов на вопросы читального зала
VII. Решение учебной задачи в новых условиях.
Выполнение заданий зачетного класса.
VIII. Рефлексивно-оценочный этап
Обсуждение пройденного занятия, сложностей возникших при решении учебной проблемы. Запись ответов на вопросы в листе «Результаты работы на уроке»:
Какой урок пройден?
Что понравилось больше всего?
С какими трудностями столкнулись?
Что, по вашему мнению, стоило бы усовершенствовать?
Ваши предложения, замечания.
IX. Домашнее задание
Знакомство с домашними заданиями к уроку 4 в учебнике, обсуждение непонятных моментов.