Каримова Мария Ришатовна - воспитатель МДОУ - детский сад комбинированного вида №5 "Умка" г. Балаково
Исследовательская деятельность вызывает у детей огромный интерес. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов остаётся неразгаданной, а вот все, что получается в результате проведения опытов объяснимо и понятно. Опыты помогают развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), творчество ребенка, активизируют восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями,ведут к осознанию причинно-следственных связей. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Метод экспериментирования позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, установлении взаимосвязей и закономерностей
Особенно важное значение имеет опытническая деятельность в работе с особыми образовательными потребностями в обучении (с нарушением зрения).Работая с этими детьми, я заметила, что из-за нарушения зрения дети имеют недостаточно представлений об объектах и явлениях окружающей действительности.
Там, где дети не имеют возможность получить зрительную информацию, во время экспериментов в процесс обследования они могут включить сохранные анализаторы (слуховые, двигательные, тактильные, осязательные).
Опыты и эксперименты дают такую возможность ребенку. Ребенок не только видит, но и трогает, слушает, пробует на вкус, чтобы сформировать упорядоченное представление о мире.
На подготовительном этапе внедрения опытно-экспериментальной деятельности необходимо создать предметно-развивающую среду, оборудовать и оснастить групповое помещение.
В нашей группе мы создали мини - лабораторию (со всем необходимым оборудованием для проведения опытов и экспериментов: лупами, шарами, трубочками, зеркалами, магнитами мыльными пузырями и др.) и обогатили экологический уголок познавательной литературой. А также там находятся дневники наблюдений, образцы почвы, камней, песок, макеты поверхностей и т.д. Постепенно мини-лаборатория пополняется. Все это делается для поддержания интереса у детей, для возможности воспроизвести опыт самостоятельно.
Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой решение следующих задач:
-формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
-формирование способности к начальным формам обобщений, умозаключений, абстракций;
-расширение перспектив развития поисково-познавательной, интеллектуальной активности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
-развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, алгоритмов, моделей).
Вся работа была построена по трём взаимосвязанным направлениям, каждая из которых включает в себя подразделы:
- живая природа (строение растений, значение растений, функционирование растений, условия жизни растений);
- неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, магнетизм, превращение веществ);
- материал и их свойства (мир тканей, бумаги, пластмассы, металлов).
Перед началом работы был составлен перспективный план работы с детьми на год. Он составлен с учётом возрастных особенностей детей, по принципу от простого к сложному.
Реализацию поставленных перед собой задач я осуществляю при проведении экологических занятий, проведении демонстрационных опытов, проводимых на занятиях по экологии и в свободное время, во время наблюдений за объектами или явлениями природы.
Большое значение имеют для закрепления знаний об окружающем мире имеют лабораторные работы, которые дети самостоятельно делают в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями и так далее).
Я строю свою работу на основе представлений, которые дети получили на основе наблюдений в природе и труда в уголке природы и в цветнике.
Очень много опытов было проведено при изучении веществ. Целью всех этих опытов было расширение и углубление представлений об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твёрдое, газообразное). Это цикл опытов «Волшебница-вода», «Невидимка - воздух».
Я знакомила детей с основными свойствами воды, воздуха, формировала представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое, знакомила со значимостью и ценностью воды и воздуха в жизни человека. Все полученные результаты опытов дети заносили под моим руководством в дневники наблюдений.
Знакомству с почвой способствовал цикл опытов «А что у нас под ногами?» Дети были ознакомлены с тем, из каких слоёв состоит почва, познакомились со свойствами каждого слоя (песка, глины, камней).
Много опытов было проведено во время экскурсий к отвесному склону берега Волги. Дети увидели, из каких слоёв состоит почва, познакомились со значимостью почвы для жизни живых организмов.
При изучении живой природы было проведено много опытов с растениями: Узнали, каковы функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.
Очень интересны и познавательны опыты по знакомству с магнитом, с его скрытыми свойствами, с использованием свойств магнита человеком, с компасом.
Цикл опытов и экспериментов был направлен на знакомство со светом как одной из форм энергии, со свойством светоотражением, с преломлением света и увеличением изображения; со свойством света превращаться в радужный спектр.
Дети с удовольствием участвовали при проведении опытов и экспериментов со звуком (источником звука и его распределением; распространением звука в воздухе, воде и твёрдых телах, отражением звука(эхо),громкостью).
В помощь в воспроизведении опытов я предлагаю детям алгоритмы, которые они совместно составляют при проведении опыта.
Алгоритмы обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Опираясь на алгоритм действий, ребенок самостоятельно воспроизводит необходимые экологические знания. Они помогают перекодировать информацию - преобразовывать её из абстрактных символов в образы. Но необходимо при использовании алгоритмов учитывать такой аспект: сначала надо определить цель деятельности, условия её достижения. Затем вместе с детьми составляют модели этапов деятельности, то есть схематичное изображение алгоритма.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа, проводимая мною на группе привела к большим результатам. Они стали намного внимательными, появился устойчивый интерес к окружающему миру, научились анализировать. делать обобщения, умозаключения .Это- своеобразный «комплекс» для формирования познавательных способностей.
|