Официальный сайт osinform 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



создание условий для опытно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Выберите действие:

Каримова Мария Ришатовна -  воспитатель МДОУ - детский сад комбинированного вида №5 "Умка" г. Балаково

Исследовательская деятельность вызывает у детей огромный интерес. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов остаётся неразгаданной, а вот все, что получается в результате проведения опытов объяснимо и понятно. Опыты помогают развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), творчество ребенка, активизируют восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями,ведут к осознанию причинно-следственных связей. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Метод экспериментирования позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, установлении взаимосвязей и закономерностей

Особенно важное значение имеет опытническая деятельность в работе с особыми образовательными потребностями в обучении (с нарушением зрения).Работая с этими детьми, я заметила, что из-за нарушения зрения дети имеют недостаточно представлений об объектах и явлениях окружающей действительности.

Там, где дети не имеют возможность получить зрительную информацию, во время экспериментов в процесс обследования они могут включить сохранные анализаторы (слуховые, двигательные, тактильные, осязательные).

Опыты и  эксперименты дают такую возможность ребенку. Ребенок не только видит, но и трогает, слушает, пробует на вкус, чтобы сформировать упорядоченное представление о мире.

На подготовительном этапе внедрения опытно-экспериментальной деятельности необходимо создать предметно-развивающую среду, оборудовать и оснастить групповое  помещение.

 В нашей группе мы создали мини - лабораторию (со всем необходимым оборудованием для проведения опытов и экспериментов: лупами, шарами, трубочками, зеркалами, магнитами мыльными пузырями и др.) и обогатили экологический уголок познавательной литературой. А также там  находятся дневники наблюдений, образцы почвы, камней, песок, макеты поверхностей и т.д. Постепенно мини-лаборатория пополняется. Все это делается для поддержания интереса у детей, для возможности воспроизвести опыт самостоятельно.

Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой решение следующих задач:

-формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

-формирование способности к начальным формам обобщений, умозаключений, абстракций;

-расширение перспектив развития поисково-познавательной, интеллектуальной активности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

-развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, алгоритмов, моделей).

Вся работа была построена по трём взаимосвязанным направлениям, каждая из которых включает в себя подразделы:

  1. живая природа (строение растений, значение растений, функционирование растений, условия жизни растений);
  2. неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, магнетизм, превращение веществ);
  3. материал и их свойства (мир тканей, бумаги, пластмассы, металлов).

Перед началом работы был составлен перспективный план работы с детьми на год. Он составлен с учётом возрастных особенностей детей, по принципу от простого к сложному.

Реализацию поставленных перед собой задач я осуществляю при проведении экологических занятий, проведении демонстрационных опытов, проводимых на занятиях по экологии и в свободное время, во время наблюдений за объектами или явлениями природы.

Большое значение имеют для закрепления знаний об окружающем мире имеют лабораторные работы, которые дети самостоятельно делают в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями и так далее).

Я строю свою работу на основе представлений, которые дети получили на основе наблюдений в природе и труда в уголке природы и в цветнике.

Очень много опытов было проведено при изучении веществ. Целью всех этих опытов было расширение и углубление представлений об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твёрдое, газообразное). Это цикл опытов «Волшебница-вода», «Невидимка - воздух».

Я знакомила детей с основными свойствами воды, воздуха, формировала представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое, знакомила со значимостью и ценностью воды и воздуха в жизни человека. Все полученные результаты опытов дети заносили под моим руководством в дневники наблюдений. 

Знакомству с почвой способствовал цикл опытов «А что у нас под ногами?» Дети были ознакомлены с тем, из каких слоёв состоит почва, познакомились со свойствами каждого слоя (песка, глины, камней).

Много опытов было проведено во время экскурсий к отвесному склону берега Волги. Дети увидели, из каких слоёв состоит почва, познакомились со значимостью почвы для жизни живых организмов.

При изучении живой природы было проведено много опытов с растениями: Узнали,  каковы функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.

Очень интересны и познавательны опыты по знакомству с магнитом, с его скрытыми свойствами, с использованием свойств магнита человеком, с компасом. 

Цикл опытов и экспериментов был направлен на знакомство со светом как одной из форм энергии, со свойством светоотражением, с преломлением света и увеличением изображения; со свойством света превращаться в радужный спектр.

Дети с удовольствием участвовали при проведении опытов и экспериментов со звуком (источником звука и его распределением; распространением звука в воздухе, воде и твёрдых телах, отражением звука(эхо),громкостью).

В помощь в воспроизведении опытов я предлагаю детям алгоритмы, которые они совместно составляют при проведении опыта.

Алгоритмы обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Опираясь на алгоритм действий, ребенок самостоятельно воспроизводит необходимые экологические знания. Они помогают перекодировать информацию - преобразовывать её из абстрактных символов в образы. Но необходимо при использовании алгоритмов учитывать такой аспект: сначала надо определить цель деятельности, условия её достижения. Затем вместе с детьми составляют модели этапов деятельности, то есть схематичное изображение алгоритма. 

Таким образом, опытно-экспериментальная работа, проводимая мною на группе привела к большим результатам. Они стали намного внимательными, появился устойчивый интерес к окружающему миру, научились анализировать. делать обобщения, умозаключения .Это- своеобразный «комплекс» для формирования познавательных способностей. 

 

Прикрепленный файл Размер
Изображение 135.jpg 49.42 Кбайт
Изображение 136.jpg 42.39 Кбайт
Изображение 137.jpg 32.84 Кбайт
Изображение 138.jpg 32.72 Кбайт
Изображение 139.jpg 36.48 Кбайт
Изображение 140.jpg 49.81 Кбайт
Изображение 141.jpg 38.69 Кбайт
Изображение 142.jpg 36.49 Кбайт
Изображение 143.jpg 43.04 Кбайт
Изображение 144.jpg 32.91 Кбайт
Изображение 145.jpg 33.6 Кбайт
Изображение 146.jpg 35.2 Кбайт
Изображение 147.jpg 34.6 Кбайт
Изображение 148.jpg 32.86 Кбайт
Изображение 149.jpg 35.87 Кбайт

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн