План-конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса.
Выполнил учитель изобразительного искусства
МОУ СОШ № 2
Гордиченко М.А.
2008 г.
Цели урока:
Познакомить детей с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем; формирование навыков составления композиций герба, сочетания цветов.
Обучение работе учащихся на интерактивной доске.
Формирование эстетического отношения к окружающему миру.
Оборудование учащихся: цветная бумага, клей, ножницы, карандаш.
Оборудование учителя: интерактивная доска, набор слайдов.
План урока:
Организационный момент.
Формирование новых знаний.
Физкультминутка.
Выполнение практической работы.
Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент.
Формирование новых знаний.
Сегодня на уроке мы с вами начнем знакомиться с такими понятиями как гербы и эмблемы, и поможет нам в этом интерактивная доска.
В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука – геральдика. Эта наука занималась составлением и расшифровкой гербов.
Герб – это композиция из различных символов, которая отражает степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.
Конечно, гербы имели только знатные семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. На турнире они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах, скрывающих лицо.
На щите рыцаря и флаге (штандарте) изображался его личный герб. На турнирах присутствовали герольды – люди, изучающие гербы. По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.
Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце.
Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник , что повторяло форму щита древних рыцарей.
Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета.
Выбранный цвет имел свое символическое значение.
Сейчас, давайте определим , что обозначают различные цвета:
Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур – изображение человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия и фантастических животных (драконов, единорогов, грифов и т. д.). они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое обозначение.
Вам нужно составить правильную связь между изображениями и обозначениями:
Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную часть герба обычно помещали в центре и называли – щит. По сторонам щит поддерживают фигуры – щитодержатели – люди, звери, птицы. Герб украшает лента с девизом, а венчает корона.
А сейчас давайте посмотрим, правильно ли вы усвоили композиционное расположение элементов герба.
Соберите элементы герба в единую композицию:
Хорошо,правильно.
Но гербы были и у ремесленников. Правда, это были не личные
или фамильные гербы, а гербы ремесленных мастерских, больших объединений, цехов, занимающихся одним видом деятельности: ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и т. д. Они объединялись в цеха и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым легко было узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писали названия, а помещали гербы.
А сейчас давайте распределим, какие гербы были рыцарские, а какие относились к ремесленникам:
Сегодня у вас есть возможность создать свою символику герба.
Но перед этим нам необходимо для улучшения внимания немного размять мышцы и снять напряжение.
Представьте себе, что вы древние рыцари и являетесь членами одной семьи (династии). В каждой семье по 5-6 человек. Вам нужно договориться о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать или выбрать из древней символики негеральдические фигуры и составить композицию.
В ней вы должны учитывать принцип симметрии и закон сочетания цветов. Помните,что контрастные цвета подчеркивают и выделяют друг друга.
Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.
Правила техники безопасности.
Практическая работа.
Коллективно – групповая работа (4 – 5 команд выполняют композицию герба).
Учащиеся распределяются внутри команды: один – вырезает щит, второй – негеральдические фигуры, третьи – щитодержателей, четвертый – корону, пятый – компонует, приклеивает.
По завершению – анализ работ.
Домашнее задание: Каждой команде подготовить сообщение по теме «Герб города ( Новгород, Ярославль, Санкт- Петербург, Москва)».