Межпредметные связи в образовательной области "Обществознание"
Submitted by Елена Игоревна Дьяченко on Tue, 12/04/2011 - 18:58
Дьяченко Е.И. - учитель истории и обществознания
лицей №35
г. Челябинск
Межпредметные связи в рамках образовательной области «Обществознание»
Современная система образования требует от учителя развития собственных компетенций, ориентации на практическое применение знаний, использование разнообразных подходов. Одно из наиболее важных направлений в образовательной области «Обществознание» - установление межпредметных связей. Учителю важно осознавать и понимать, какие существуют подходы к решению этой задачи.
Межпредметные связи– это связи между учебными предметами, которые устанавливает учитель или ученик в процессе познавательной деятельности с целью наиболее глубокого осознания той или иной проблемы, а так же с целью наиболее эффективного применения знаний на практике.
Межкурсовые связи– это связи между курсами в рамках одного предмета с целью наиболее эффективного применения знаний на практике.
Учебный предмет– это дидактически обработанные знания по основам какой-либо науки, искусства. Деятельности для достижения образовательных целей.
Место межпредметных связей в современной педагогической науке.
Понятие «межпредметные связи» тесно связано с понятием «содержание образования». Закон РФ «Об образовании» гласит, что содержание образования – один из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
развитие общества;
укрепление и совершенствование правового государства.
Еще И.Я. Лернер и М.Н. Сластенин в своей книге «Дидактика средней школы» определили принципы содержания образования:
включение основ всех наук
включение всего, что имеет общеобразовательное значение
доступность изложения
практическое применение теоретических знаний
включение методологических знаний
включение нерешенных социальных и научных проблем
установление межпредметных связей.
Таким образом, межпредметные связи – это один из наиболее важных принципов построения содержания образования. Именно поэтому в учебных программах такой раздел необходим.
На современном этапе вопрос о межпредметных связях считается важной проблемой дидактики. Считается, что предметная система образования не дает учащимся цельной картины мира, не стимулирует их к системному анализу и видению действительности. Для решения этой проблемы дидактика рекомендует учителю устанавливать межпредметные связи:
видеть общие темы;
видеть сквозные проблемы;
видеть фундаментальные проблемы;
строить обучение с опорой на комплекс предметов
создавать интегрированные курсы (учебные дисциплины, соединяющие знания из разных научных областей).
открытый доступ к учебной и методической литературе
запас времени (резерв)
продуманное обоснованное планирование межпредметных связей после каждой темы
желание эффективно подготовить учащихся к ЕГЭ
Остановимся подробнее на последнем факторе. Он последний в списке, но не последний по значимости. ЕГЭ заставляет нас обратиться к этой дидактической проблеме – установление межпредметных связей. Все типы заданий на ЕГЭ по обществознанию могут содержать информацию об историческом развитии человечества, и учащийся должен уметь перейти от примера к обобщению и обратно. Практика ЕГЭ показывает, что выпускники испытывают наибольшие затруднения, когда выполняют задания с открытыми ответами части 3 (С). Основными причинами этого является то, что нет готовых вариантов ответов, а формулировать собственные утверждения всегда труднее, чем выбирать из предложенного. Кроме того, содержательное пространство, из которого черпаются примеры, очень большое и разнородное. Но если у учащегося есть навык устанавливать межпредметные связи, ему будет легче ориентироваться на экзамене.
Другим аспектом применения навыка устанавливать межпредметные связи является написание эссе (творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук). Учащийся должен изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а так же фактам, почерпнутым из социального и личного опыта. Успешно написать эссе может лишь тот ученик, знания, умения и навыки которого полностью соответствуют требованиям. Он способен применить обществоведческие знания в новой незнакомой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно и аргументировано ее излагать и отстаивать, высказывать собственные оценки, формулировать целостные, внутренне непротиворечивые высказывания.
Размещено Wed, 20/06/2012 - 07:23 пользователем Ирина Дягилева.
Уважаемая Елена Игревна, тема "Межпредметных связей" рассматривается в новом ФГОС для начальной и средней школы. В них дается совершенно новый подход решения этой важнейшей задачи образования. Дягилева И.В.
На: Межпредметные связи в образовательной области "Обществознани
Уважаемая Елена Игревна, тема "Межпредметных связей" рассматривается в новом ФГОС для начальной и средней школы. В них дается совершенно новый подход решения этой важнейшей задачи образования. Дягилева И.В.