-Шли годы. Все больше людей поселялось на территории нашего края. Во многом изменилась жизнь людей. Они многому научились: строить дома из бревен, обрабатывать железо и делать из него лопаты, вилы, топоры, косы, серпы (иллюстрации). Научились обрабатывать землю и собирать урожай.
-Кто же были эти люди, жившие на территории нынешней Карелии почти тысячу лет назад?
-Этих людей называли карелы. Отсюда и название нашего края – Карелия.
-Карелы занимались земледелием, охотой, рыбалкой, различными ремеслами, торговлей.
-У карелов был свой язык – карельский. Он отличается обильным употреблением гласных по сравнению с согласными, что придает языку музыкальность. Например (имена): Пекка - Петя, Пааво – Павел, Ортье – Артем, Юрье – Юрий, Лиза – Лиза.
-Строили карелы особые дома, которые известны во всем мире. Славилась Карелия своими плотниками.
-Карельский дом-это целый комплекс, в котором под одной крышей объединены и жилые и хозяйственные помещения (иллюстрации).Здесь большая печь-кормилица, и кладовки, и большой стол со скамейками, и спальни, и мастерские, и хлев.
-Почему карелы строили такие дома? (ответы детей)
-В суровых северных условиях можно было жить и выполнять хозяйственные работы, не выходя из дома: чинить сани, кормить коров, овец, птицу и т.д.
-Все дома были сделаны из дерева. Почему? (ответы детей) Были очень красиво украшены резными кружевами, росписью по дереву, плетением. (Иллюстрации)
-Сегодня карельские дома можно посмотреть в музее на о. Кижи, а в некоторых домах в деревнях продолжают жить люди.
Карельская подвижная игра «Бинго» (смотри приложение к занятию).
-У карел были и свои особые этнические песни-руны. Финский ученый Элиас Ленрот записал в карельских деревнях большое количество этих песен и соединил их. Получился большой карело-финский эпос «Калевала». (Показ иллюстраций в книге).
-О многом рассказывают руны «Калевалы». Но особое место в них занимает история долгой и упорной борьбы народа солнечной страны Калевала с жителями Похъелы, края мрака и холода. В центре этой истории – борьба за чудесную мельницу Сампо. Калевальцы добрые и честные люди. Их главные герои-старый добрый и мудрый Вяйнемейнен и кузней Илмаринен. Все знает и умеет Вяйнемейнен. Он может и людей вылечить от страшной болезни, и сделать музыкальный инструмент-кантеле (показ), и поле засеять, и лодку смастерить. Его мечта:
Чтоб поляны украшались,
Чтоб леса здесь красовались,
Чтобы взморье богатело
И весь край был полон хлебом.
-Таков и кузнец Илмаринен. Сутра до вечера кует он волшебную мельницу Сампо, которая может сделать людей счастливыми. Выковал Илмаринен мельницу, но злая старуха Лоухи спрятала ее в медной горе за девятью замками.
-Герои Калевалы решают вернуть Сампо людям. Они отправляются в туманную Похъелу, но Лоухи мельницу не отдает.
-Тогда берет Вяйнемейнен свое кантеле, и под дивные звуки инструмента впадают в сон все жители Похъелы и сама Лоухи. Храбрые калевальцы проникают в мрачное подземелье и забирают Сампо.
-Пробудившись ото сна, волшебница Лоухи, посылает вслед калевальцам грозы и молнии, ветры и туманы. Пускается за ними в погоню, и мертвой хваткой вцепляется в Сампо. Но не смогла Лоухи удержать чудесную мельницу, и Сампо падает в пучину моря, разбивается на тысячу осколков.
-Вяйнемейнен собирает осколки со дна моря и засевает ими поле.
-Но Лоухи похищает солнце и месяц, чтобы замерзли и погибли калевальцы от холда.
-Но герои едут в Похъелу и освобождают солнце и месяц.
Здравствуй, месяц серебристый,
Вновь мы видим лик твой ясный!
Здравствуй, солнце золотое,
Снова всходишь ты сияя!
С нынешнего дня вовеки
По утрам вставай ты, солнце,
Каждый день приветствуй счастьем,
Чтоб росло богатство наше,
Чтобы шла добыча в сети,
Чтобы в руки шла удача!
Итоги занятия.
Приложение к занятию:
Карельская игра «Я есть» («Олента»)
Игра проводится на площадке длиной 50-60 м и шириной не более 10 м. Игроки делятся на две равные команды и с помощью жребия определяют, какая из них будет выходить первой. На середине площадки обозначаются 2 линии, с расстоянием 2 – 3 метра, за которыми друг против друга выстраиваются команды в шеренги. Игра начинается с того, что игроки убегающей команды вместе хлопают в ладоши, быстро поворачиваются и устремляются к своему краю площадки. Водящая команда устремляется за ними, стараясь коснуться любого убегающего, прежде чем тот пересечёт свою линию. Тот игрок, которого задели, должен громко произнести: «Олента!» («Я есть!»). После чего он и вся его команда разворачиваются и принимаются ловить игроков водящей команды, стремящихся убежать за черту в конце своей площадки. Игра продолжается до тех пор, пока одной из команд не удастся в полном составе убежать за черту. Затем водит другая команда.
Работа с детьми вне занятия:
-Коллективное конструирование с аппликацией«Мельница Сампо».