-Ребята, мы с вами живем в самой замечательной, в самой красивой, в самой большой стране, которая называется…? (Россия). (Рассматриваем карту и глобус).
-Кто является главой России? (президент). Территория России настолько огромная, что президенту нужны помощники, чтобы следить за порядком в каждом уголке нашей страны. Россия делится на разные области, губернии, районы, республики. Наш край называется…? (Республика Карелия). (Можно использовать ребус: назвать первый звук в названии 7 картинок).
-Если начинать рассказ о крае, в котором мы живем с самых-самых давних времен, то, прежде всего надо сказать, что тогда он выглядел совсем иначе, чем теперь. (Иллюстрации нынешней Карелии). Здесь не было не только городов и деревень, не было даже лесов, озер и рек.
Наглядное пособие-игра «Ледник» (смотри приложение к занятию).
- А что же было? Сплошной лед. Он покрывал всю территорию нашей Карелии. Льды, морозы, холодный ветер и снежные вьюги делали наш край необитаемым – древний человек не мог жить в таких условиях. Почему? (ответы детей)
-Прошло очень много лет. Наступило потепление. Что произошло со льдом? (начал таять)
-Огромные горы льда (ледники) начали таять. Когда ледники растаяли, что они оставили после себя?
Загадки:
Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит (река).
(камни).
День и ночь кричит, а голос не устает (водопад).
Не вода и не суша – на лодке не уплывешь, и ногами не пройдешь (болото).
Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке узнаете меня (ручеек).
Почтенный возраст, огромный рост – взметнулись, чуть ли не до звезд (скалы).
Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт, заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем (лес).
Глубже и огромней лужи на земле не обнаружить (озеро).
Чем больше из меня берут, тем больше становлюсь (яма).
Один говорит: «Побежим, побежим».
Второй говорит: «Полежим, полежим».
Третий говорит: «Пошатаемся»(река, камень, трава)
-Ледник оставил после себя скалы, камни, ямы, трещины. Потом эти ямы и трещины заполнились водой, образовались озера и реки. Потом на этих местах поднялись непроходимые места. Прошло еще много лет, и сюда пришли жить люди.
-Древние люди обычно селились у воды, на берегу рек и озер. Почему? (ответы детей)
-Строить дома люди еще не умели. Поэтому жили в землянках и шалашах. Охотились на мелких зверьков, ловили рыбу, собирали ягоду, съедобные растения.
-Люди научились делать из камня ножи, топоры, копья, крючки (иллюстрации).
-Позже люди научились делать лук и стрелы. Древним жителям приходилось очень трудно. Откуда нам все это известно? Кто рассказал обо всем (ответы детей).
-Земля! Она бережно хранит тайны старины. Помогают раскрывать тайны ученые – археологи. Раскапывая остатки древних поселений, где когда-то жили люди, ученые узнают об их жизни и труде. Конечно, сохранилось от древних поселений далеко не все. Ведь прошло столько лет!
Д/и «Археологи» (смотри приложение к занятию).
-Не только с помощью этих древних предметов мы узнаем о жизни древнего человека. Во все времена люди любили рисовать. В те далекие времена еще не было бумаги, красок, карандашей. Но люди научились рисовать на скалах: при помощи острого каменного ножа они выбивали рисунки, которые называются петроглифы (иллюстрации)
-Эти рисунки рассказывают нам о жизни древних людей: на кого они охотились, об их праздниках и о многом другом.
-На территории нашей Карелии сохранилось большое количество наскальных рисунков. Писатель А.М. Линевский создал для детей произведение «Листы каменной книги», в котором рассказывает о приключениях древнего мальчика.
-Давайте с вами попробуем создать свою книгу о древних людях.
Подведение итогов занятия.
.
Приложение к занятию:
-Наглядное пособие-игра «Ледник»: белый лист – модель ледника, все объекты (камни, скалы, реки, озера, болота, ямы, дома, человек) в прорезях; постепенно их снимаем, остается пустой белый лист.
-Игра «Археологи»: под рассыпанными мелкими строительными деталями дети находят карточки с изображением древних предметов (лук, каменный нож, стрела, кости и т.д.). Рассказывают, для чего их можно использовать.
Работа с детьми вне занятия:
«Петроглифы» (рисование гуашью на камнях по образцу).
Создание творческой книги «Карелия в древние времена».
План работы над книгой:
1.Общие вопросы: «Что такое пещера? Что такое охота? Как выглядели древние люди?»
2.Индивидуальные рассказы детей о древних людях Карелии.