Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Основные метрические задачи по стереометрии

Submitted by Светлана Викторовна Егорова on пн, 11/04/2011 - 18:10

Ерганджиева Лариса Николаевна, к. пед. наук, доцент, учитель математики лицея № 1533, вместе с учащимися составила алгоритмы решения  основных метрических задач по стереометрии, владение которыми позволит легко справиться с заданием С-2 из ЕГЭ. Лариса Николаевна поделилась своими наработками на десятом московском педагогическом марафоне учебных программ, и которые, с ее разрешения, предлагаются вашему вниманию.

Задача 1. Расстояние между двумя точками

Расстояние между двумя точками – длина отрезка, соединяющего эти точки.

Его длина (в общем случае) находится по теореме косинусов из треугольника, в котором этот отрезок является стороной. При этом должны быть известны две другие стороны и угол.

Задача 2. Расстояние от точки до прямой.

Расстояние от точки до прямой – длина перпендикуляра, опущенного из точки на прямую. Расстояние от точки А до прямой ВС – высота АН треугольника АВС. Для ее вычисления нужно:

  1. Найти все стороны  треугольника АВС
  2. Если треугольник равнобедренный, по теореме Пифагора найти его высоту ВК, проведенную к основанию АС, а затем по свойству площади записать АС∙ВК=ВС∙АН, откуда найти искомую величину АН.
  3. Если треугольник общего вида, то по теореме косинусов найти косинус угла В, затем, пользуясь основным тригонометрическим тождеством, найти синус угла В, после чего вычислить АН=ВА∙ sinB.

Задача 3. Угол между скрещивающимися прямыми

Угол между скрещивающимися прямыми равен углу между пересекающимися прямыми, параллельными данным скрещивающимся.

Для  его вычисления необходимо:

  1. Выбрать одну из данных прямых и определить, в какой плоскости она находится.
  2. Найти точку пересечения второй прямой с плоскостью, содержащей первую прямую.
  3. В этой плоскости через точку, найденную на предыдущем шаге, провести прямую параллельную первой прямой.
  4. Построенный угол найти по теореме косинусов из треугольника, содержащего этот угол.

Вспомогательное построение 1: построение плоскости, перпендикулярной данной прямой

По признаку, прямая перпендикулярна плоскости, если она перпендикулярна двум пересекающимся прямым плоскости.

Поэтому нужно найти (построить) две пересекающиеся прямые, каждая из которых перпендикулярна данной прямой. Через эти прямые проводится искомая плоскость.

Вспомогательное построение 2: построение плоскости, перпендикулярной данной плоскости

По признаку, две плоскости перпендикулярны, если в одной из этих плоскостей существует прямая, перпендикулярная другой плоскости. Поэтому необходимо:

  1. Выбрать в данной плоскости прямую, к которой легко построить перпендикуляры.
  2. Провести две пересекающиеся прямые, перпендикулярные выбранной на первом шаге прямой.
  3. Построить вспомогательную плоскость, проходящую через эти две прямые. Это искомая плоскость

Задача 4. Расстояние от точки до плоскости.

Расстояние от точки до плоскости – длина перпендикуляра, опущенного из точки на плоскость.

При построении используется свойство перпендикулярных плоскостей: если прямая, лежащая в одной из перпендикулярных плоскостей, перпендикулярна линии пересечения плоскостей, то она перпендикулярна и второй плоскости.

  1. Выбрать в данной плоскости прямую, к которой легко построить перпендикуляры.
  2. Провести две пересекающиеся прямые, перпендикулярные выбранной на первом шаге прямой.
  3. Построить вспомогательную плоскость, проходящую через эти две прямые.
  4. Найти линию пересечения плоскостей.
  5. Если данная точка лежит в построенной вспомогательной плоскости, то достаточно провести из данной точки перпендикуляр к линии пересечения плоскостей.
  6. Если данная точка не лежит в построенной плоскости, нужно через данную точку провести прямую, параллельную данной плоскости, найти точку пересечения этой прямой с вспомогательной плоскостью, а затем уже опустить перпендикуляр их этой точки к линии пересечения плоскостей.

Задача 5. Угол между плоскостями.

 При пересечении двух плоскостей образуется 4 двугранных угла. Угол между плоскостями равен меньшему из образовавшихся углов. Мерой двугранного угла является мера его линейного угла.

Построение линейного угла данного двугранного угла.

Первый способ (по определению)

  1. Найти ребро двугранного угла (линию пересечения плоскостей)
  2. Построить вспомогательную плоскость, перпендикулярную ребру двугранного угла
  3. Найти прямые пересечения вспомогательной плоскости и граней двугранного угла
  4. Искомый угол – угол между этими прямыми

Второй способ (с помощью теоремы о трех перпендикулярах)

  1. Выбрать точку на одной из данных плоскостей
  2. Из выбранной точки опустить перпендикуляр на вторую плоскость
  3. Из основания перпендикуляра опустить перпендикуляр на линию пересечения плоскостей (проекцию наклонной).
  4. Соединить точку, полученную на линии пересечения плоскостей, с выбранной на первом шаге точкой. Получили наклонную, перпендикулярную линии пересечения плоскостей.
  5. Искомый угол – это угол между наклонной (шаг 4) и ее проекцией (шаг 3).

Задача 6. Угол между наклонной и плоскостью

Угол между наклонной и плоскостью равен углу между наклонной и ее проекцией на плоскость

  1. Найти точку пересечения данной прямой и плоскости (эта точка – основание наклонной)
  2. Из какой-нибудь точки данной прямой опустить перпендикуляр на плоскость.
  3. Соединить основание наклонной и основание перпендикуляра – получить проекцию наклонной на плоскость
  4. Искомый угол – угол между наклонной и ее проекцией – найти как угол прямоугольного треугольника.

Задача 7. Расстояние между скрещивающимися прямыми

Расстояние между скрещивающимися прямыми – это длина их общего перпендикуляра.

Способ 1 (с помощью параллельной плоскости)

Пусть а и b - данные скрещивающиеся прямые.

  1. На прямой b выбрать точку и через нее провести прямую а1, параллельную прямой а.
  2. Через пересекающиеся прямые а1 и b построить плоскость (эта плоскость параллельна прямой а по признаку)
  3. Из произвольной точки прямой а опустить перпендикуляр на построенную плоскость. Длина этого перпендикуляра равна искомому расстоянию между прямыми а и b.

Способ 2 (с помощью перпендикулярной плоскости)

Пусть а и b  - данные скрещивающиеся прямые.

  1. Построить плоскость, перпендикулярную прямой а.
  2. Отметить точку пересечения прямой а и этой плоскости.
  3. Найти точку пересечения второй прямой b с этой плоскостью (основание наклонной).
  4. Из произвольной точки М второй прямой провести прямую, параллельную прямой а (эта прямая перпендикулярна построенной плоскости и дает при пересечении с плоскостью проекцию точки М, т.е. основание перпендикуляра).
  5. Соединить основание наклонной и основание перпендикуляра (получатся проекция второй прямой на плоскость)
  6. Из точки пересечения первой прямой с плоскостью (шаг 2) опустить перпендикуляр на проекцию второй прямой (шаг 5).
  7. Длина построенного отрезка равна искомой длине общего перпендикуляра.

Задача 1.ABCDA1B1C1D1– прямоугольный параллелепипед, ребра которого равны:  AD=2, BC=AA1=4.  Найти:

  1. ρ(D1,C);
  2. ρ(D,AC).
  3. (C1D^AC);
  4. ρ(C, (BC1D);
  5. ((BC1D)^(ABC))
  6.  (C1D^(AC1C));
  7. ρ(C1D,AC);

Задача 2 ABCDA1B1C1D1– прямоугольный параллелепипед, ребра которого равны:  AB=a, BC=b,AA1=c.  Найти:

  1. ρ(B1,D);
  2. ρ(B1,AC).
  3. (B1D^AC);
  4. ρ(B, (AB1C);
  5. ((AB1C)^(ABC));
  6.  (B1D^(ABC));
  7.  ρ(B1D,AC);

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Галина Николаевна Грушенкова

На: Основные метрические задачи по стереометрии


Спасибо, Светлана Викторовна, за этот интересный и нужный материал, который Вы разместили. Я уже им воспользовалась.

Благодарю за внимание. С уважением Г.Н.Грушенкова



Фото пользователя Валентина Михайловна Онишкова

На: Основные метрические задачи по стереометрии


Спасибо, Лариса Николаевна, спасибо Светлана Викторовна! Это замечательная памятка для учеников, краткий простой алгоритм решения типичных задач.

Но, как водится, хорошего много не бывает. Как хочется хоть небольшого числа графических иллюстраций! Впрочем, все жаждующие таковых пусть построят их сами. Я так и сделаю. Или у вас есть уже готовые? Не планируется ли оформить весь материал в виде ЦОР и разместить на сайте?

Комментарий был изменен с момента создания (onishkova, чт, 14/04/2011 - 16:18).

С уважением, Онишкова В.М.



Сообщество учителей математики

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн