Проектирование уроков английского языка
в свете стандартов нового поколения.
Иксанова Нина Владимировна,
Лубина Валентина Владимировна,
учителя английского языка
МАОУ «Панковская СОШ»
Новгородского муниципального района
«Если мы будем учить сегодня
так, как мы учили вчера,
мы крадём у наших детей завтра…»
Джон Дьюи
В последнее время широко обсуждаются вопросы, связанные с опытом реализации Федерального государственного стандарта (ФГОС) по начальному общему образованию нового поколения. В отношении предмета «иностранный язык» в них говорится, в частности, следующее: «…Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком».
Какова же роль учителя в проектировании основной образовательной программы общеобразовательного учреждения на ступени начального общего образования? Какова роль учителя в формировании универсальных учебных действий (УУД), в осуществлении духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования? Какие изменения должен внести учитель в проектирование урока в свете стандартов нового поколения?
В качестве ответа на эти вопросы в данной статье хотелось бы представить опыт практической работы учителей английского языка МАОУ «Панковская СОШ» Новгородского муниципального района и своё видение проблем в связи с реализацией ФГОС на ступени начального общего образования.
Общеизвестно, что начальная школа выступает в качестве первой ступени в изучении иностранного языка (ИЯ). Согласно федеральному компоненту государственного стандарта по ИЯ наряду с воспитательными, развивающими и образовательными целями ставится цель сформировать у младших школьников элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей детей этого возраста.
Данные цели возможно реализовать только при условии организации обучения ИЯ в начальной школе в контексте коммуникативно-деятельностного, социокультурного и личностно-ориентированного подходов к развитию школьников. Однако из опыта прошлых лет мы знаем, что у учащихся-второклассников пока ещё не сформирована внутренняя положительная мотивация к изучению ИЯ, следовательно, они не настроены на общение и взаимодействие на ИЯ в целом. Вот почему главной задачей для этого возраста учеников мы видим формирование у них положительной мотивации к изучению английского языка, умения применять технологию языкового самообразования, способов самонаблюдения и самоанализа своего языкового развития.
Исходя из этого, а также заручившись поддержкой администрации школы и родителей будущих второклассников и пятиклассников (в котором родителями же было выбрано углублённое изучение АЯ) в дополнение к УМК Биболетовой М.З., Денисенко О.А., Трубанёвой Н.Н. решено было использовать ещё один УМК – «Английский мир» (“EnglishWorld”, издательство Макмиллан, авторы LizHockingи MaryBowen) –который сочетает лучшие традиции преподавания с инновационными методиками обучения английскому языку как иностранному.
Можно много рассказывать о том, как любят работать ребята и с постерами, и с флэш-картами, с каким удовольствием и азартом выполняют грамматические и лексические упражнения! Давайте просто заглянем на один из уроков английского языка во втором классе. Чего только не происходит на уроке: дети и озвучивают сценку по ролям, и поют, и читают, и раскрашивают, и разыгрывают диалоги с братьями Бодкиными. Самое главное, что ученики раскрепощены, они не боятся говорить на иностранном языке! Кроме того, в пособии соблюдаются основные принципы дидактики: от простого к сложному, принципы повторяемости, наглядности и т.п. За относительно небольшой промежуток времени ребята успели очень многое: выучили алфавит, цифры, цвета, названия многих предметов; научились понимать на слух иностранную речь, давать характеристику разным предметам; выучили английские стихи и песенки; поучаствовали в международном фотоконкурсе с Берти Бодкиным, победили в нём и получили сертификаты и главный приз – фотоаппарат. А пятиклассники приняли участие в Интернет-олимпиаде, научились работать в режиме он-лайн! С какой радостью и удовольствием дети принимают участие в проектах, посвящённых окружающему нас миру: прошло уже несколько выставок для родителей!
В состав УМК входит и роскошный DVD-ROM с интерактивными заданиями, который активно используется не только на уроках учителями, но и в домашних условиях учениками и родителями. Диск содержит:
- материалы для интерактивной доски;
- видеозапись диалогов из Книги для учащегося;
- интерактивный словарь;
- упражнения на формирование фонетических навыков;
- анимированные постеры;
- упражнения на развитие письменных умений и навыков учащихся;
- банк тестовых заданий;
- видеозапись уроков английского учителей из других стран.
Кстати, темы разделов УМК, истории и проектные задания, включенные в него, помогают учащимся осознать важность социальных ценностей и учат их понимать других людей, что совершенно необходимо для жизни в условиях современного поликультурного и многоязычного мира.
Другим важным направлением интенсификации учебного процесса является разработка авторских программ и использование их в качестве дополнения к материалам учебника. Так, в течение прошлого года апробировали, а теперь с успехом применяем на всех ступенях обучения авторский краеведческий курс “WelcometoVelikyNovgorod!” Этот курс способствует более глубокому изучению базового курса английского языка, а также служит для построения индивидуального образовательного пути. Культурологический аспект так же является неотъемлемой частью данной работы, мы используем видео- и аудиоматериалы, а так же Интернет-ресурсы, адаптируя их по мере необходимости, в т.ч. для учащихся начального звена.
Говоря о проектировании уроков английского языка в свете ФГОС НОО, нельзя не упомянуть об активном применении современных образовательных технологий, в частности, ИКТ. Использование ИКТ на уроке не только является наиболее эффективным и экономным во времени, но и расширяет возможности предъявления учебной информации, особенно аутентичной. Наш методический сайт «Английский для тебя», расположенный по адресу http://happy5.home.nov.ru/, предназначен и для учащихся, и для родителей, и для коллег-учителей английского языка. Имеется и опыт проведения Интернет-уроков, например, с использованием материалов областного детского краеведческого сайта. Отличительными особенностями таких уроков является работа по алгоритму в сети Интернет, помощь и консультации экспертов (старшеклассников).
Результативность применения вышеперечисленных приёмов и методов обучения зависит от их систематического использования. По результатам полугодового тестирования учащиеся вторых классов показали следующие результаты обучения:
Предложенная система эффективных приёмов обучения иностранному языку в начальной школе может быть использована учителями города и района для реализации целей стандартов второго поколения не только в начальном звене, но и в основной школе. С опытом практической работы мы делились на августовской конференции учителей Новгородского района (сентябрь, 2010 год), заседании МО учителей иностранных языков Новгородского района (январь, 2011 год), а также на областном семинаре учителей иностранных языков Новгородской области (март, 2011 год)
Литература:
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. – 2008. – № 3.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, 2009.
3. Грязнова В.Н. Апробация УМК нового поколения по английскому языку в начальной школе – http://www.openclass.ru/blogs/119343
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М., 1990.
5. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. – М., 1984.
6. Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. - http://eng.1september.ru/view_article.php?ID=200901909
7. Никитенко З.Н. Языковой портфель в начальной школе // ИЯШ. 2008. № 5.
8. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Просвещение, 2008.
|