Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ на тему: "СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА"

Фото пользователя Инга Викторовна Гордина
Submitted by Инга Викторовна Гордина on вс, 10/04/2011 - 18:47

 

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ по ОСЦ. ТЕМА: Социальная сфера.

ЧАСТЬ А

  1. Правило «Не приходи в чужой монастырь со своим уставом» относится к нормам

А)этическим,  Б)эстетическим,  В)правовым,  Г)техническим.

  1. Правовые нормы, в отличие от иных видов социальных норм,

А)регулируют поведение людей в обществе. Б)обеспечиваются силой государственного принуждения.  В)основаны на вере в сверхъестественные силы. Г)закрепляют представление о прекрасном и безобразном.

  1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы вырабатываются обществом для поддержания его целостности и стабильного развития.

Б. Социальные нормы не только фиксируются в письменной форме, но и сохраняются в виде неписанных традиций, обычаев, поведенческих ритуалов.

1)верно только А.   2)верно только Б.    3)верны оба суждения.   4)оба суждения неверны.

  1. Один из учеников класса рассказал директору школы о том, что класс решил сорвать урок по физкультуре. Узнав об этом, класс решил объявить ему бойкот. Это пример применения со стороны класса санкций

А)формальных негативных. Б)неформальных негативных. В)формальных позитивных. Г)неформальных позитивных

  1. Отклоняющееся поведение – это поведение

А)не соответствующее принятым в обществе нормам. Б)всегда нарушающее нормам права. В)не имеющее осознанных мотивов. Г)обязательно ведущее к негативным последствиям

  1. Проявлением отклоняющегося поведения является

А)участие в выборах.  Б)занятия спортом.  В)употребление наркотиков.  Г)учеба в высшем учебном заведении.

  1. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Один из способов организации социального контроля – принуждение.

Б.Социальный контроль бывает как внешний, со стороны общества, так и внутренний, со стороны самой личности.

1)верно только А.   2)верно только Б.    3)верны оба суждения.   4)оба суждения неверны.

  1. Группа отличается постоянством состава и небольшим числом участников, осуществляющих регулярное взаимодействие друг с другом. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что эта малая группа – семья?

А)общность политических убеждений.  Б)совместное владение пакетом акций предприятия.  В)совместное ведение домашнего хозяйства.  Г)совместная трудовая деятельность.

  1. Общность языка, культуры, быта, традиции, обычаев, самоидентификации – характерные признака      

А)партии.    Б)Этноса.     В)Класса.  Г)сословия

  1. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений государственной национальной политики РФ?

А)в органах государственной власти республик государственный язык употребляется наряду с государственным языком РФ.    Б)вопрос о сохранении родного языка решается только на уровне государственных органов  данного национального образования.   В)РФ гарантирует права  только тех коренных народов, численность которых превышает 100 тыс.чел.   Г)вопрос о защите прав национальных меньшинств находится в ведении органов местного самоуправления данного национального образования.

  1. Высказывание В. Д. Стасова «Русский народ – один из самых музыкальных. Он славится этим с глубокой древности» содержит характеристику группы

А)демографической.  Б)Этнической.   В)Конфессиональной.   Г)Профессиональной.

  1. Какая социальная роль может равно исполняться подростком и взрослым?

А)судебный пристав .    Б)машинист электропоезда.     В)депутат парламента.   Г)театральный зритель.

  1. Высказывание О.Шпенглера  «Народ – это объединение людей, которые чувствуют себя единым целым» содержит характеристики групп.

А)демографических.  Б)этнических.  В)конфессиональных.  Г)профессиональных.

  1. Какая социальная роль может равно исполняться ребенком и взрослым?

А)военнослужащий.   Б)водитель.  В)избиратель.   Г)наследник.

  1. На основании пола и возраста в обществе определяются группы    

 

А)этнические   Б)демографические  В)профессиональные  Г)конфессиональные

  1. Влиятельной  социальной  силой  в  современном  обществе  является «средний класс». Важной характеристикой его статуса служит

А)экономическая независимость, обладание собственностью.  Б)принадлежность к доминирующей этнической группе.  В)проживание в крупных промышленных центрах.  Г)наличие состоятельных и наделенных привилегиями пред­ков.

  1. Примером вертикальной социальной мобильности служит              

А)перевод участкового врача-терапевта с одного участка на другой.  Б)устройство учителя по совместительству в другую школу.   В)назначение партийного функционера на должность руково­дителя регионального отделения.  Г)переезд офицера вместе с семьей в другой гарнизон.

  1. Верны ли следующие суждения о социальных группах?     

А. Малой социальной группой является семья, школьный кол­лектив, компания друзей.

Б. Социальные группы, чья деятельность определяется посред­ством нормативных документов, называются формальными.

1)верно только А.   2)верно только Б.    3)верны оба суждения.  4)оба суждения неверны.

  1. Предписанный социальный статус

А)преподаватель    Б)глава совета директоров   В)представитель королевской династии   Г)продавец магазина.

  1. Оценка обществом положения, занимаемого конкретным ли­цом, отражена в понятии

А)статуса   Б)престижа  В)мобильности  Г)авторитета

  1. Укажите пример позитивного отклоняющегося поведения:

А)коллекционирование дверных ручек   Б)посещение интернет-кафе   В)отъезд на отдых на море с семьейГ)посещение концерта классической музыки

  1. Император Николай II в переписном листе во время перепи­си населения в 1897 году указал, что является православным. Таким образом, император определил свою принадлежность к общности

А)поселенческой.  Б)профессиональной   В)этнической.  Г)конфессиональной

  1. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья является малой группой, основанной на совместном ведении домашнего хозяйства, общности быта.         Б. Важнейшей функцией семьи являются рождение и воспи­тание детей.

1)верно только А.   2)верно только Б.    3)верны оба суждения.  4)оба суждения неверны.

  1. Переход человека из одной социальной группы в другую назы­вается

А)социальной мобильностью.  Б)отклоняющимся поведением.  В)общественной коммуникацией

В)социальной деятельностью

  1. Социальная роль, характерная и для подростка, и для взрос­лого

А)военнослужащий срочной службы.  Б)потребитель услуг мобильной связи.   В)депутат городской Думы.  Г)учащийся средней общеобразовательной школы

  1. Для семьи партнерского типа характерно

А)равное распределение прав и обязанностей.   Б)главенство мужа в семье.  В)занятость жены преимущественно домашним хозяйством.  Г)четкое разделение функций членов семьи

  1. Какие социальные нормы предписывают человеку уступать ме­сто в транспорте пожилым людям?    А)права. Б)морали.  В)религии.  Г)политики

  2. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. В закрытом и строго организованном традиционном обще­стве в качестве «социального лифта» выступали церковь и армия.

Б. С переходом общества от традиционного к индустриальному социальная мобильность существенно возросла.

1)верно только А.   2)верно только Б.    3)верны оба суждения.  4)оба суждения неверны.

  1. Для молодежи, как особой социальной группы, характерно

А)отрицательное отношение к новациям.  Б)наличие большого жизненного опыта.  В)стремление к изменению своего статуса.  Г)отсутствие социального оптимизма.

  1. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Понимание сторонами конфликта необходимости взаимных уступок — важное условие конструктивных переговоров.

Б. Конфликты в обществе играют разрушительную, деструк­тивную роль и не способны содействовать поступательному развитию.

1)верно только А.   2)верно только Б.    3)верны оба суждения.  4)оба суждения неверны.

  1. Рассмотрите диаграмму «Жизненные устремления людей», со­ставленную на основании проведенного социологической служ­бой опроса среди респондентов трех возрастных групп: молодежи от 20 до 30 лет, людей среднего возраста от 30 до 40 л и людей зрелого возраста от 40 до 50 лет.

 

 

 

 

  • готовность к поиску новой работы.

  • - стремление к сохранению достигнутого статуса.

  • стремление к получению второго образования.

20-30 лет                            30-40 лет                                40—50 ле

 

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграмм:

А)люди среднего возраста в наименьшей степени заинтересованы в получении второго образования.

Б)молодежь относится к категории людей, в большей степени заинтересованной в стабильности.

В)стремление к инновациям, прежде всего, характерно для людей пожилого возраста.

Г)молодые люди, по сравнению с другими социальными группами, в большей степени готовы к поиску нового места работы.

32. Демократическим принципом развития межнационального взаимодействия является (отметьте лишнее)

А)признание равенства всех людей в правах.  Б)развитие образования на родном языке.  В)изоляция представителей одних народов от других.  Г)недопущение национальной дискриминации.

ЧАСТЬ В.

В1.Запишите слово, пропущенное в схеме.

                                          Социальная   ?

 

 

критерии

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

уровень дохода

 

уровень

образования

и квалификации

 

пол и возраст

 

этническая принадлежность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В2. Установите соответствие между способами поведения в конфликтной ситуации и характером разрешения конфликта: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ

ХАРАКТЕР РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

1)

ссора

А)

конструктивный (цивилизованный)

2)

соглашение

Б)

неконструктивный (разрушительный)

3)

дискуссия

 

 

4)

диалог

 

 

5)

драка

 

 

6)

переговоры

 

 

В3.Соотнесите примеры и типы групп:

ПРИМЕРЫ           ТИПЫ ГРУПП

1)преподавателиА) поселенческие

2)провинциалы                 Б) профессиональные

3)католики                         В) конфессиональные

4)программисты.

В4. Укажите черты, отличающие нормы права от норм морали.

А)закреплены в формальных актах.  Б)обеспечены государственным принуждением.  В)соответствуют представлениям о добре и зле.   Г)носят общеобязательный характер.  Д)обеспечиваются общественным мнением.

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Современное     общество     отличается      высоким     уровнем        (1), в нем каждый имеет множество возможностей переменить свое положение: можно переселить­ся из города в деревню, из маленького городка — в огромный мегаполис, сменить место работы или профессию. Важнейшую роль в достижении   (2) имеет уровень об­разования, профессионализма. Без глубоких знаний невозмож­но  найти  стабильную,   хорошо оплачиваемую  работу,   занять   (3), стать незаменимым для коллег. В процессе рыночных преобразований, происходящих в на­шей стране в последние годы, российское общество очень резко разделилось по  (4). Пролегла пропасть меж­ду небольшим количеством сверхбогатых людей, «новых рус­ских», активно скупающих недвижимость за рубежом, возводя­щих особняки, и значительной массой населения страны, живущей чуть выше или на уровне (5). А вот   «        (6)», который составляет основу обще­ства в развитых странах, у нас еще не сформировался, он на­ходится только на стадии становления.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А)стратификация.  Б)образование.  В)черта бедности.  Г)социальная мобильность.   Д)учреждение Е)социальный статус.  Ж)престижная должность.  3)уровень доходов.  И)средний класс.

ЧАСТЬ С.

№1. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента... Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента – необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать конфликт, искать его причину. И тогда, угаснувший было конфликт, вспыхивает вновь.

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации считается устранение причины конфликта. Действительно, при рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению. Однако, в случае высокой эмоциональной напряженности устранение причины конфликта обычно никак не влияет на действия его участников или влияет, но очень слабо. Поэтому для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга. Эмоциональный конфликт полностью разрешается только тогда, когда противники перестают видеть друг в друге врага.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменений требований одной из сторон. Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

(С.С.Фролов)

С1.Считает ли автор, что разрешением конфликта является прекращение конфликтного взаимодействия? Обоснуйте ответ, опираясь на авторский текст.

С2.Что, по мнению автора, является наиболее эффективным условием разрешения конфликта? Считает ли автор это условие универсальным? Приведите обоснования авторской позиции.

СЗ. Автор рассматривает возможность разрешения социального конфликта путем изменения требований одной из сторон. Приведите пример этого способа. Привлекая знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, назовите любые два способа разрешения конфликта, не упомянутые в этом фрагменте.

С4. Автор подчеркивает, что «социологи не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества». Сформулируйте по два возможных аргумента сторонников каждой точки зрения.

№2. Мобильность может быть групповой и индивидуальной. Как правило, индивид не связывает изменения в своей «социальной судьбе» со своей групповой принадлежностью, он стремится действовать самостоятельно. При этом при спокойном, «нормальном» состоянии общества индивидом признается вся социальная иерархия, вся система социальных страт, вся система ценностей в целом. Неудовлетворенным ему представляется лишь собственное положение в социальной иерархии.

Однако процесс изменения своего социального статуса крайне сложен. Перемещение индивида с одного этажа социального здания на другой осуществляется с помощью своеобразного социального лифта.

Социальный лифт – это те социальные институты (регулируемые, устойчивые, самовозобнавляющиеся взаимодействия), которые упорядочивают систему социальной стратификации. Более надежный социальный лифт – институт образования.

Спускаться вниз по социальной лестнице легче, чем подниматься. Утрата состояния, личная трагедия, политический крах, потеря надежды на наследство - все эти события быстро доставят человека на нижние этажи. Но войти в новую страту, усвоить роль, подобающую более низкому социальному статусу, также нелегко. Два человека по прихоти богатого дядюшки в один и тот же день должны были изменить свой социальный статус: один, как падший Люцифер, низвергался в бездонную пропасть, другой извлекался из темной жизненной трясины, и оба были не готовы к этому, оба не могли преодолеть социальные фильтры, не впускающие их в новую для них страту (О.Генри. «Прихоти фортуны»)                                                                                                    

С1. Приведите две оценки индивидом социальной структуры и своего положения в ней в «нормальном» состоянии общества.

С2. Какой вид индивидуальной социальной мобильности описан в тексте? Свой ответ поясните с помощью двух цитат из текста.

СЗ. Авторы считают образование более надежным социальным лифтом по сравнению с остальными лифтами. Поясните данную точку зрения. Назовите любые другие три социальных лифта, посредством которых индивид может изменить свое положение в обществе.

С4. Авторы пишут о героях О.Генри, потерявших свой прежний социальный статус и не сумевших преодолеть «социальные фильтры». Как вы думаете, какие именно «Социальные фильтры» не могли преодолеть герои рассказа? Укажите любые три из них.

С5.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.

С7. 1.«Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой». (И. Шерр)

2. «Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях к сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным». (Фукидид)

3. «Карьеры, пробитые собственно го­ловой, всегда прочнее и шире карьер, проложенных низкими поклонами или заступничеством важного дядюшки».  (Д.И. Писарев).

4. «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В.М.Сухомлинский).

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн