К 7 классу учащиеся уже накопили немало сведений о союзах: о том, что союзы, как и предлоги, являются служебными частями речи, что к ним нельзя поставить вопрос и, следовательно, они не являются членами предложения.
Правописание союзов чрезвычайно разнообразно, т.к. они имеют различное происхождение и степень слияния отдельных элементов в них различна. Учащимся необходимо дать практические приемы различения союзов и сходных по звучанию слов ( тоже - то же, чтобы - что бы, потому - по тому, затем - за тем и т.п.).
Всю работу по усвоению правописания союзов необходимо сопровождать морфологическим разбором, в процессе которого учащиеся каждый раз должны определить, какой частью речи является сходное с союзом слово. Навык, приобретенный при проведении морфологического разбора, затем автоматизируется и превращается в устойчивую привычку правильно, осмысленно писать союзы и слова, похожие на союзы, но являющиеся другими частями речи. Многое о правописании союзов учащимся придётся усвоить в "словарном порядке", т.е. запомнить наизусть.
Предлагаю упражнения для совершенствования навыков грамматического анализа различных союзов, усвоения синонимии союзов, для тренировки навыков правописания.
К большинству заданий приводятся ответы и образцы, которые дают возможность сразу, непосредственно после выполнения упражнения проверить себя, учесть свои ошибки, чтобы в дальнейшем работать более уверенно.
1.Прочитайте, найдите союзы тоже, зато. Объясните их написание. Укажите местоимение то с частицей же или предлогом
за. Применяйте способы проверки написаний. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните союзы.
1)Как муравей ухитряется поднимать ношу во много раз тяжелее своего веса? - то (же) загадка. 2) То (же) слово, да не так бы молвить. 3)Настя бросилась было в сторону, где маячили два дерева, сухие, с голыми сучьями, - там то (же) тропы не было. 4) Тут была елань - то (же) самое, что зимой в пруду прорубь.
Карточка для самопроверки.
1) Тоже = и (и это загадка), тоже - союз. 2) То же слово (= то слово), то - местоимение. 3)Там тоже (= и, союз) тропы не было.4) То - местоимение.
2. Прочитайте предложения парами. Найдите сходные по звучанию слова в каждой паре предложений и определите, какие из них являются союзами. Какой приём проверки написания союзов и других слов, близких по звучанию, вы знаете?
{Союзы:
тоже = и, также = и, зато = но}
1) Незнакомец был невысок ростом, зато плечист. Мальчик получил награду за то, что спас ребёнка во время пожара.
2) Я тоже хочу быть космонавтом. Сегодня мы выполняли то же задание, что и вчера.
3) Наш класс также посетил краеведческий музей. Мы так же работали, как и на прошлом уроке ИЗО.
Опорная карточка.
В 1-м предложении (1 пара) зато - союз, т.к. не отвечает на вопрос и не является членом предложения, его можно заменить синонимичным союзом но (невысок, но плечист). Союз зато пишется слитно. Во втором предложении то - местоимение (вин.п.) с предлогом, т.к. отвечает на вопрос (получил награду) за что?, в предложении является дополнением. Дополнительный приём проверки: местоимение то можно заменить именем существительным (награда за подвиг, за успехи и т.п.). Местоимение с предлогом пишется раздельно.
Во 2-й и 3-й паре предложений союзы тоже, также можно заменить один другим и оба союзом и. Союзы тоже, также пишутся слитно. Местоимение то с частицей же и наречие так с частицей же пишутся раздельно: местоимение то можно заменить другим местоимением или прилагательным (такое же задание, интересное задание и т.п.), наречие так - другим наречием (быстро, успешно и т.п.), частицу же в этих словах можно перенести на другое место в предложении или совсем отбросить без ущерба для смысла.
Самостоятельная проверка своих знаний - необходимый компонент в формировании и совершенствовании умений и навыков учащихся. Специально организованная работа с ответом важна для учащегося: она воспитывает необходимые навыки самоконтроля, умение видеть свои ошибки или, наоборот, убеждаться в правильности ответа, она закрепляет формирующиеся знания детей.
Как лучше организовать такую работу?
После выполнения основного задания учащийся получает карточку с ответом или разрешение сверить свою запись с ответом на имеющейся у него карточке. Обязательно дается время для самостоятельного исправления решения.
Ошибки и нарушения в ответах фиксируются и обсуждаются при коллективной или индивидуальной работе с учащимися. Затем проводится аналогичная работа по учебнику или по заданию учителя.
Особенно эффективна такая работа при подготовке к контрольной проверке знаний учащихся.
|