|
Статья "Использование подвижных игр на уроках физической культуры ля формирования личностных, регулятивных. коммуникативных универсальных учебных действий.
|
|
|
|
Использование подвижных игр на уроках физической культуры для формирования личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий Задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». Предмет «Физическая культура» обеспечивает формирование личностных универсальных действий: • основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; • освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; • развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости; • освоение правил здорового и безопасного образа жизни. «Физическая культура» как учебный предмет способствует: • в области регулятивных действий развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия; • в области коммуникативных действий развитию взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта — формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата). (Из основной образовательной программы начального общего образования школы для реализации образовательного стандарта 2 поколения.) Одной из ведущих деятельностей детей 7-10 лет остается игра. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Эту потребность можно удовлетворить с помощью подвижных игр. Подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, т.к. почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств. Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе. Игре принадлежит большая роль в формировании личности. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности. В младших классах на уроках физической культуры играм должно отводиться от 40 до 60% времени. Игру можно использовать как средство обучения, повторения и закрепления двигательного действия. Работая с учащимися обычных классов и классов коррекции, я обратила внимание на то, что ученики коррекционных классов не умеют играть сообща, не принимают условий игры товарища, а предпочитают кратковременную деятельность в одиночестве. Поэтому одной из задач на уроках стало научить детей коллективным действиям через подвижные игры. Наблюдая за учениками на уроках, мной были выявлены интересы учеников к определенным видам деятельности. Это были бег с элементами соревнования и игры с мячом. Небольшая наполняемость классов позволила проводить различные игры с бегом (варианты челночного бега), где каждый участник должен был проявить свою быстроту и выносливость. Игра с мячом «Выбивала», так же понравилась учащимся. В этой игре им надо было соблюдать правила: не выходить за границы площадки, если попали мячом, то выйти с площадки и сесть на скамейку, попадание от земли не считается, водящие не должны заступать за линию площадки. Это были игры без разделения на команды Для воспитания коллективных действий использовались игры с разделением класса на команды. Это были различные игры-эстафеты, в которых от правильного выполнения действия каждого участника зависел результат всей команды, а также игры с бегом и ОРУ: «Вызов номеров», «Вороны и воробьи», «Часовые и разведчики». Игра с мячом «Охотники и утки», где дети делятся на 2 команды и выполняют роли «охотников» и «уток» по очереди. Использование подвижных игр на уроках физической культуры: во-первых, позволило сделать уроки физкультуры более интересными и эмоционально окрашенными; во-вторых, воспитывать чувство ответственности и дисциплинированности; в-третьих, формировать навыки коллективной деятельности, которые необходимы и в повседневной жизни. Таким образом, подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Следовательно, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития детей. Учитель физической культуры МОУ «Средняя школа №29 им. Сепсяковой Т.Ф.» С.Г. Романченко |
|
|
|
|
|
|
|
|