С берега Вселенной, которой стала священная земля нашей Родины, не раз уйдут ещё в неизвестные дали космические корабли. Каждый их полёт и возвращение будут великим праздником. (С.П. Королёв)
Космическое путешествие «Через тернии к звездам»
Цели и задачи:
Расширять представление учащихся о героях космоса, кругозор учащихся.
Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Развивать творческие способности учащихся, навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой и Интернетом для поиска необходимой информации.
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, воспитавшую героев – покорителей космоса; коммуникативные качества учащихся.
Материалы и оборудование:
Компьютер и мультимедийный проектор.
Карточки с цифрами «1», «2», «3» и со словами «да», «нет» для ответа на вопросы.
Жетоны – звездочки для вручения участникам команд за правильные ответы.
Подготовка к мероприятию.
Класс делится на три экипажа.
За неделю до мероприятия экипажи получают задания: придумать название экипажей; подготовить презентации «Он сказал: «Поехали!»», «Чувашский сокол», «Покорительницы космоса»; составить кроссворды «Полеты во сне и наяву», «Покорители космоса», «Человек и космос в XXIвеке».
Ход мероприятия.
Iэтап. Организационный. Выборы руководителей Центра управления полетами из трех человек (помощники учителя), которые будут вести космический журнал.
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня три звездных экипажа отправляются в космический полет. На пути вам предстоит преодолеть несколько этапов заданий по космической теме. Центр управления полетами к работе готов. Они будут координировать ваши действия и оценивать выполнение заданий. Итак, поехали!
IIэтап. Защита домашнего задания (максимальное количество жетонов – звезд за каждое из заданий – 5)
1. Представление команд (название, девиз).
2. Демонстрация презентаций.
3. Представление кроссвордов.
IIIэтап. Викторина «На пыльных тропинках далеких планет». Вопросы и ответы викторины оформлены в слайдах вPowerPoint.
Викторина состоит из трех этапов.
1 этап– «Да или нет».
2 этап– «Выбери из трех».
3 этап– «Ответь на вопрос».
В викторине принимают участие три экипажа. На каждом этапе экипажи могут набрать определенное количество баллов (участники после того, как увидят вопрос, поднимают карточки с правильными ответами, как они считают; члены экспертной комиссии за правильные ответы вручаю жетоны – звездочки), в конце игры количество жетонов – звездочек подсчитываются и подводятся итоги, и выявляется победитель. Победители получают дипломы, все участники - сертификаты.
1 этап– «Да или нет».На первом этапе задаются вопросы, на которые нужно ответить «да» или «нет». Участники команд поднимают карточки «да» или «нет». Эксперты за правильные ответы вручают жетоны-звездочки.
Птолемей создал модель Вселенной, в центре которой находилось Солнце? (Нет).
Вселенная – это Солнце с вращающимися вокруг него планетами. (Нет).
Предположение о том, что Земля имеет форму шара, первым высказал древнегреческий ученый Пифагор? (Да).
Марс – планета Земной группы? (Да).
Ближайшая к Солнцу планета – Венера? (Нет).
19 августа 1960 года запущен Второй корабль – спутник типа «Восток» с собаками Белка и Стрелка, а вместе с ними 40 мышей, 2 крысы, различные мухи, растения и микроорганизмы 17 раз облетели вокруг Земли и приземлились. (Да).
Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер? (Да).
Хэм – первый шимпанзе – астронавт 31 января 1961 года был запущен в космос на космическом корабле «Меркурий – Редстоун 2»? (Да).
Ю.А. Гагарин совершил свой полет на космическом корабле «Союз – 1»? (Нет).
Специально для полета В. Терешковой была разработана конструкция скафандра приспособленная для женского организма? (Да).
2 этап– «Выбери из трех». На втором этапе задаются вопросы, на которые нужно выбрать один их трех предлагаемых ответов. Участники команд поднимают карточки «1» либо «2, либо «3». Эксперты за правильные ответы вручают жетоны-звездочки.
1. 4 октября 1957 года в Советском Союзе на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, как он назывался?
1) «Восток»
2) «Спутник»
3) «Союз»
2. Когда Ю.А. Гагарин совершил полёт в космос?
1) 4.10.1957
2) 12.04.1961
3) 11-12.08.1962
3. Какой позывной был у Ю.А. Гагарина?
1) «Кедр»
2) «Сосна»
3) «Кипарис»
4. Сколько времени длился полет Ю.А.Гагарина в космосе?
1) 98 минут
2) 108 минут.
3) 208 минут
5. Когда был совершен первый в мире групповой полет в космос?
1) 11-12.08.1962
2) 16.06.1963
3) 18.03.1965
6. Какой позывной был у А.Г. Николаева?
1) «Беркут»
2) «Ястреб»
3) «Сокол»
7. Кто стала первой в мире женщиной-космонавтом?
1) С. Савицкая
2) В. Терешкова
3) Е. Кондакова
8. Кто совершил первый в мире выход в открытый космос?
1) А.Г. Николаев
2) П.Р. Попов
3) А.А.Леонов
9. Когда состоялся первый международный совместный полет?
1) 15 июля 1975 года
2) 20 июля 1969 года
3) 16 января 1969 года
10. Выдающийся конструктор ракетно – космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса.
1) К.Э. Циолковский
2) А.Д.Сахаров
3) С.П. Королев
3 этап– «Ответь на вопрос».На третьем этапе задаются вопросы, на которые нужно ответить. Участники команд пишут ответы на листочках и отдают экспертам. Эксперты за правильные ответы вручают жетоны-звездочки.
1. Кто первым предположил, что Земля имеет форму шара? (Пифагор)
2. Какую планету Солнечной системы называют красной? (Марс)
3. Кто из русских ученых доказал наличие атмосферы на планете Венера? (Михаил Ломоносов)
4. Какой город России, по словам Гагарина, дал ему путевку в небо? (Саратов)
5. В какой галактике мы живем? (Млечный Путь)
6. На каком космическом корабле А.Г. Николаев совершил свой первый полет в космос 11-15 августа 1962 года? («Восток – 3»)
7. Совместно с кем совершил 1-19 июня 1970 года второй полет в космос А.Г. Николаев в качестве командира космического корабля «Союз-9»? ( с Севастьяновым В. И.)
8. Как назывались радиоуправляемые самоходные аппараты, которые СССР оправлял на Луну? («Луноход»)
9. Как назывался беспилотный космический аппарат НАСА, предназначенный для изучения Юпитера? («Пионер -10»)
10. Международная космическая орбитальная станция, используемая как многоцелевая космическая лаборатория. (Международная космическая станция (МКС))
Использованная литература.
Школьная энциклопедия «Руссика». Древний мир. М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003.
Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XVIII– XIXвв. М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003.
Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XXв. М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003.
CD– ROM.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. «Кирилл и Мефодий», 2001.
Картинки с Интернет ресурсов.
IVэтап. Подведение итогов. Вручение диплома и сертификатов.